Вверх

2016-01-29 04:31:40

Дмитрий Семенидо

Джук Джойнт - американская мечта!

Juke Joint

Джук Джойнтами назывались музыкальные бары, появившиеся в Америке в конце XIX века. В отличие от салунов и хонки-тонков, джук джойнты предназначались для негритянской публики. В них играла типичная «чёрная» музыка: блюз, джаз, рэгтайм. Популярность этих заведений была настолько велика, что со временем музыкальные автоматы, стоявшие почти в каждом баре, стали называть «джук-боксами». Музыкальные течения, зародившиеся в джуках, оказали большое влияние на американскую музыку XX века, истоки которой берут своё начало из негритянского фольклора.

Истоки

Интерьер Джук Джойнта

Название «джук джойнт» родилось от похожего слова «beer joint» - «пивная». Но что же такое «juke»? На этот счёт нет единого мнения. По одной версии, в переводе с диалекта галла, на котором говорили привезённые из колоний рабы, слово «joog» или «juke» означает «отрываться» и «дебоширить». По другой, слово «juke» происходит от популярного среди американской бедноты фривольного танца «jook» (предположительно ямайского происхождения), при котором партнёрша, находясь спиной к партнёру, как бы ударяет его бёдра ягодицами или трётся ими о партнёра, имитируя секс.

Родиной джук джойнтов считают дельту реки Миссисипи. После Гражданской войны 1861-1865 в этот плодородный край, который до войны освоить ещё не успели, стекались десятки тысячи рабочих, в основном чёрные вольноотпущенники. Их манила не только возможность заработка, но и перспектива получить землю в собственность и стать фермером. В результате, к началу 20 века две трети местных фермеров были афроамериканцами.

Фермеры дельты Миссисипи

Жизнь переселенцев не была простой, будто по злому року их преследовали несчастья: цены на хлопок (значительную часть дельты занимали хлопковые плантации) только падали, река периодически выходила из берегов, затапливая поля. Сезоны засухи сменялись проливными дождями и набегами долгоносика. Новая конституция 1890-го почти лишала негров прав, а белые соседи, всерьёз опасаясь черных, при малейшем конфликте устраивали им суд Линча.

В этом пёстром смешанном обществе, состоящем из чёрных и белых эмигрантов, смешались десятки культур и традиций из разных уголков света, что привело к зарождению интересной и самобытной музыкальной культуры, которая находила своё выражение в местных музыкальных барах: джук джойнтах!

Первые джук джойнты

Танец с пирогом

Владельцами джук джойнтов, как правило, были чернокожие, и публика в них тоже была тоже чёрной. Дело в том, что по «законам Джима Кроу» - негласным правилам, распространённым в юго-восточных штатах, неграм запрещалось развлекаться рядом с белыми. Помните эпизод из фильма «Брат-2», где герой заходит в чикагский бар, публика в котором неожиданно оказывается поголовно негритянской? Это деление заведений на «чёрные» и «белые» возникло в Америке далеко не вчера, его истоки уходят в XIX век, к законам Джима Кроу.

Вынужденные отдыхать отдельно от белых, чернокожие открывали свои заведения, в которых они могли пообщаться друг с другом, выпить, перекусить, поиграть в азартные игры и потанцевать. Можно сказать, что с появлением джук джойнтов у чёрных впервые появилось личное пространство. Джуки были местом, где они ненадолго отвлекались от тягот беспросветной жизни, состоящей только из тяжкого труда и унижений. В среде своих соплеменников они имели право голоса и уважение, которых они были лишены в повседневности.

Джук Джойнт

Каждый джук джойнт имел своё фирменное имя, например «Lone Star», или же просто носил имя своего хозяина, как таверна «у Мо» в мультфильме про Симпсонов. А вот в больших городах, вроде Чикаго джук джойнты, были известны по своим адресам.

Страшная бедность чернокожих редко позволяла им арендовать приличное здание. Их заведения часто носили вид грязных и ветхих лачуг, расположенных где-нибудь в подвале или на окраине, у железнодорожных станций. Вместо пива и виски там мог продаваться самогон (особенно популярен он стал в годы Сухого Закона). А единственным украшением была цветастая реклама спиртного, развешанная поверх грязных стен. В отличие от салунов, работавших круглосуточно, первые джук джойнты работали только по выходным.

Джук Джойнт

Пол Оливер — музыкальный историк, занимавшийся историей блюза, которому довелось побывать в джук джойнте, описал его как «непривлекательную, ветхую, полуразрушенную лачугу», настолько маленькую, что там могло танцевать лишь несколько человек. На внешнем дворе было полно мусора, но и внутри джук джойнт был настолько пыльным и грязным, что грязь на его стенах доходила посетителям до плеча.

Ему вторит антрополог Зора Ниэл Хёрстон:

«Негритянские джуки (…) — это примитивное сельское подобие ночных клубов, в которых рабочие с лесопилок отдыхают по вечерам».

Фото-история джук джойнтов

Cakewalk

Cakewalk

Впрочем, у некоторых джуков владельцы были-таки белыми - хозяева плантаций и лесопилок часто сами открывали бары для своих рабочих. Такая забота о тружениках была продиктована не столько добротой, сколько выгодой: во-первых, это позволяло держать рабочих под присмотром, во-вторых, деньги, выплаченные сотруднику в виде жалования, возвращались обратно в контору.

Именно в таких джук джойнтах было очень популярным развлечение «cakewalk» - «проход с пирогом». Как правило, его устраивали хозяева. Разодетые в костюмы чернокожие пары соревновались между собой в исполнении особых движений, напоминавших услужливого, согнувшегося в три погибели, но неловкого лакея, подающего хозяевам пирог.

Это должно было выглядеть как пародия на самих себя. Победители награждались вкусным пирогом.

Элементы этих движений постепенно перешли в особый городской танец «кэйкуок», который, в свою очередь, подарил свои движения многим другим, более поздним эстрадным танцам. Считается, что от кейкуока в конечном счете, произошли водевиль, тустеп (two step) и фокстрот (foxtrot).

Музыкальной основой для «танца с пирогом» был ранний рэгтайм - в ту пору шёл самый расцвет этого стиля, затем его сменил джаз.

Музыкальный джук джойнт

Интерьер Джук Джойнта

Вплоть до появления музыкальных автоматов, публика в джук джойнтах танцевала под живую музыку. Исполнителей редко бывало больше трёх, но в больших городах, вроде Нового Орлеана, в джук джойнты нанимались и квартеты. В ту пору музыкальные стили ещё толком не сформировались, поэтому все музыканты имели редкую сегодня степень универсальности.

Самыми популярными инструментами были скрипка фиддл и банджо, которое позднее вытеснила гитара. Представители раннего блюза Роберт Джонсон, Сон Хаус и Чарли Пэттон начинали с того, что путешествовали от одного джука к другому, выступая в них за еду. Такие менестрельные группы сильно способствовали распространению рэгтайма в Новом свете.

Juke Joint Dancing

Белые сторонились джук джойнтов, не без основания считая их музыку «шумной» и «похабной». Особая «чёрная» манера исполнения песен, получившая название «coon song» - «песня енота», была способна привести белого в ужас! Музыканты пели нарочито хриплыми голосами, сопровождая песни громкими возгласами и междометьями, словно соревнуясь друг с другом в силе крика. Позднее эта исполнительская манера перешла к блюзовым и джазовым вокалистам.

Танцы постепенно эволюционировали от коллективных, когда все танцевали в большом кругу, до парных и индивидуальных. В джук джойнтах танцевали джигу, рил и многие другие народные танцы, которые белые господа посчитали бы вульгарными.

Некоторые чёрные, сумевшие выбиться в люди и желавшие получить одобрение в глазах своих белых знакомых, нарочито осуждали аморальность публики в джуках. Но именно в этих бедных негритянских лачугах зарождалось то живое и динамичное звучание, которое оказало большое влияние на всю музыкальную культуру XX века!

Столкнувшись с бедностью, потерявшие земли за долги афроамериканцы часто покидали обжитые места в дельте Миссисипи, уезжая в города: Нью-Йорк, Чикаго, Филадельфию, Сент-Луис и Детройт, увозя с собой и свою культуру. Впоследствии чернокожие музыканты, осевшие к северу от Чикаго, сделали этот город «сердцем» джаза и блюза.

Juke Joint Dancing

Популярность рэгтайма (в то время всю чёрную музыку называли рэгтаймом) очень скоро вышла за пределы джук джойнтов. Под него стали танцевать в дансингах и хонки-тонках, а после Первой мировой войны и в европейских салонах. Им озвучивали немые фильмы с Чарли Чаплиным, а композиторы Дворжак и Стравинский использовали его своеобразие в своей музыке...

Из рэгтайма родились блюз и джаз, в свою очередь подарившие жизнь ритм-энд-блюзу и рок-н-роллу. Дальнейшая эволюция этих музыкальных стилей приведет к появлению фанка, соула, диско и рока.

Города, в которых оседали чёрные музыканты, станут знаковыми для музыкальной истории: в Нью-Йорке родятся диско и гараж, в Чикаго — хаус, в Детройте — техно, в Филадельфии — фристайл. Но у всей этой музыки корень только один - в дельте реки Миссисипи!

В наши дни

Juke Joint

Постепенно слово «juke» утратило свой первоначальный негативный смысл. Музыкантов, игравших в джук джойнтах стали назвать «джук-бэндс», а музыкальные автоматы, пришедшие на смену живым исполнителям: «джук-бокс». Согласно словарю Urban Dictionary, в настоящее время в Чикаго, где в своё время осело много много выходцев с дельты, слово «juke» употребляется в значении «танцевать» и «зажигать».

Современный музыкальный стиль Chicago Juke – это убыстрённый вариант Гетто Хаус. В тесно связанном с ним танцевальном стиле footwork (также известном как juke) можно узнать много элементов кейкуока.

Пионер стиля хаус Стив «Силк» Харли вовсе не случайно смонтировал свой клип из нарезок танцоров кейкуок, это был намёк на эту самую преемственность!

Сегодня джук джойнты считаются важной частью американской культуры вообще и негритянской в частности. Некоторые из них сохранили до наших дней свой колорит и оригинальный интерьер, став важными туристическими достопримечательностями, своего рода музеями истории и культуры сельских районов Соединённых Штатов. Особенно много их, конечно же, в Чикаго и в дельте реки Миссисипи, где блюз до сих пор в моде, хотя его уже всё реже играют вживую.

Джук Джойнт в Мемфисе

Большинство современных джук джойнтов (популярно также название «Blues Hall») сильно осовременены последними достижениями цивилизации: музыкальными автоматами, караоке и плазменными панелями, а вместо живых групп в них играют ди-джеи, что даёт право истинным ценителям негритянской культуры говорить, что джук джойнты уже «не те».

За свою столетнюю историю джук джойнты прошли долгий путь, они оказали огромное влияние на американскую музыкальную культуру и продолжают это делать сегодня.

Сохранившиеся джук джойнты

Источники

Больше по теме...

Если вам понравилась статья «Джук-джойнты», вам могут понравиться: