Вверх

2017-06-30 08:10:49

Дмитрий Семенидо

10 перестроечных фильмов про армию

10 перестроечных фильмов про армию

В годы Перестройки и Гласности была впервые приоткрыта завеса в закрытый мир военной службы. До этого статистика гибели на учениях, военных преступлений и самоубийств находилась в ведении военной прокуратуры и потому была полностью закрытой. Лишь иногда отдельные эпизоды неуставных отношений расходились в виде слухов. Возвращавшиеся со службы «дембеля» неохотно рассказывали в мужских компаниях о том, что на первом году службы молодым солдатам приходится шестерить на «старослужащих» - чистить им сапоги, заправлять койки, стирать форму, подшивать подворотнички и делать многое другое, что унижает человеческое достоинство.

Повесть «Сто дней до приказа»

1987, Юрий Поляков

Журнал Юность 11/87

Первой «ласточкой», открывшей глаза широкой общественности, стала повесть будущего главреда «Литературной Газеты» Юрия Полякова «Сто дней до приказа», опубликованная в ноябрьском выпуске журнала «Юность» за 1987-й год. Двумя годами ранее Поляков сорвал покровы с ВЛКСМ, разоблачив несоветское поведение комсомольских вожаков в повести «ЧП районного масштаба». Критику комсомола цензура пропустила, но армия со времён Великой Отечественной Войны всё ещё была чем-то священным и торжественным, и писать о ней было принято только в положительном ключе. Повесть долго не хотели пропускать в печать.

Ей помог случай - известный эпизод с высадкой немецкого пилота Матиаса Руста на Красной площади в том же 87-м году. И когда военный цензор в очередной раз заявил, что не пропустит повесть, редактор «Юности» Андрей Дементьев ответил ему желчной фразой: «лучше бы вы Руста не пропустили!», и этот аргумент, как ни странно, сработал. А может быть помогло и то, что тема неуставных отношений была поднята на ХХ съезде ВЛКСМ в апреле всё того же 87-го…

Разойдясь по стране, повесть имела эффект разорвавшейся бомбы, но это была лишь верхушка айсберга! Вскоре о неуставных отношениях заговорили в Главпуре и Политбюро. Были выявлены и причины деградации доблестной Красной армии, которых было две.

советская армия

Первую озвучил ещё Юрий Поляков. Закон о Всеобщей Воинской Обязанности от 12 октября 1967-го года уменьшал срочную службу с трёх лет до двух (на флоте с четырёх до трёх), что вызвало острое недовольство старослужащих солдат, которым предстояло служить на год больше, чем новому призыву, на котором они и вымещали злобу. В результате, после года службы «постаревшие» молодые отыгрывался на новобранцах, а те на ещё более молодых...

Вторая причина была серьёзнее – и, как ни странно, проистекала из того же закона. Из-за резкого недобора призывников, связанного с послевоенным демографическим спадом, в армию стали брать бывших уголовников, что раньше считалось неприемлемым. В героическую Красную армию, где ещё служили офицеры и старшины-фронтовики, урки принесли блатные порядки и воровской жаргон. Истоки многих сегодняшних арамейских «традиций» происходят от тюремных. Но до поры до времени всех всё устраивало - свалив с себя обязанности по воспитанию новобранцев на «стариков», офицеры как бы абстрагировались от ненужных проблем. А в том, что их используют как шестёрок даже видели плюсы – быстрее всему научатся!

...Неожиданно слово попросил Валера Чернецкий, встал, раскланялся, точно конферансье, и начал:
- Товарищ майор, если не ошибаюсь, везде у нас пишут о наставничестве. Так?
- Так.
- Должен опытный воин наставлять призывников?
- Должен.
- А опыт закрепляется как? На практике. Значит, чем больше салабон... простите... чем больше молодой воин сделает, тем быстрее освоится, переймет опыт. Правильно?
- Н-ну, правильно...- насторожился Осокин.
- Ну, а раз правильно, то это никакие не издевательства, а самое обыкновенное наставничество. И лучших «стариков» наставников нужно даже поощрять! Я вот, например, ещё ни разу в отпуску не был.

(Ю. Поляков - «Сто дней до приказа»)

В 80-х дедовщину объявили «врагом Перестройки», и гигантская пропагандистская машина начала тиражировать плакаты с осуждением несоветского поведения старослужащих, которое, словно ржавчина разъедает Советскую Армию («оплот миролюбивой политики Партии и Правительства СССР»), а значит и боеспособность всего государства.

советская армия

Случаи неуставных отношений разбирали на комсомольских собраниях в воинских частях, но, как это опять-таки показал ещё Поляков, толку от них было мало, ведь «старики», как правило, и были комсомольским активом. Именно в этот период были сняты самые жёсткие и отчаянные фильмы о дедовщине, наметившие новую тему в жанре перестроечный нуар - армейскую.

Сегодня перестроечное кино принято показательно ругать и даже обвинять в том, что оно не только не отражало реальность, а наоборот темы, поднятые в кино 80-х, переходили в жизнь. Вот и фильмы про армию, по мнению патриотически-настроенных критиков, должны быть только положительными и патриотическими, вроде застойных «Максима Перепелицы» и «Ивана Бровкина». Но на деле проблема лежала глубже. Деградировавшая армия, словно лакмусовая бумажка, показывала разложение общества, обнажая его самые страшные пороки в более острой и уродливой форме. В наши дни эти фильмы имеют большое значение, помогая нам увидеть советское прошлое без прикрас, без гламурного блеска, которым его сегодня так часто стараются натереть…

Команда 33

1987, Николай Гусаров

Фильм команда 33 капс

Армейская драма-лайт, действие которой разворачивается собственно ещё не в армии, а в поезде, который везёт призывников на Дальний Восток. Фильмы о дедовщине снимать ещё не принято, и её там нет. Есть непростые отношения между будущими солдатами и строгие, но справедливые отцы-командиры, во главе которых мужественный подполковник Никитин (Юрий Назаров, папа из «Маленькой Веры»).

Как и положено перестроечному фильму, он содержит в себе ряд проблем, но критики армии старательно избегает, все проблемы только на гражданке: за поездом следует девушка призывника Голубка, но он с ней не желает видеться. Проводница-спекулянтка Марина (Милена Тонтегоде), которую покрывает влюблённый в неё старший лейтенант (Валерий Храмцов).

«Будем ампутировать тупыми ножницами!»

Фильм команда 33 капс поезд

В картине много юмора (как полагали его создатели, армейского). Главного героя, как такового, нет. Сюжет состоит из лоскутного одеяла человеческих судеб, которые волею случая (ну и военкомата конечно) переплелись в грохочущем поезде, мчащемся на край света...

Поскольку повесть Альберта Лиханова «Воинский эшелон», по которой был снят фильм, была написана задолго до Перестройки, в фильме есть много реалий более раннего, застойного периода. Например, замполит сомневается, можно ли призывникам слушать Высоцкого. Но в эпоху Гласности Высоцкий был давно уже разрешён, да и молодёжь слушала совсем другую музыку. Тема спекуляции тоже была отнюдь не нова, ведь уже вовсю работали кооперативы, на фоне которых меркли все махинации советских гастрономов.

Положительно-патриотический фильм был одобрен Министерством Обороны и даже демонстрировался призывникам.

Делай-раз!

1989, Андрей Малюков

Владимир Машков - Делай раз

Великолепный дуэт Евгения Миронова и Владимира Машкова, где первый играет молодого солдата (в фильме их называют «черепами»), а второй – «деда».

Это первый советский фильм, в котором затронута тема дедовщины, причём его режиссёра трудно обвинить в антисоветчине, ведь до этого он снял канонично-патриотический фильм «В зоне особого внимания».

Призывник Алексей Гаврилов – мечта любого командира. Он не слабак – когда сержант Шипов, которого снарядили от части сопровождать «молодняк», задевает его плечом на плацу, Гаврилов быстро ставит его на место. Однако самолюбивый Шипов не прощает обиды. Он хлопочет о том, чтобы Гаврилова, изначально приписанного к команде морской пехоты, перевели в его мотострелковую часть, где сержант становится его командиром.

Владимир Машков и Евгений Миронов - Делай раз

День за днём он вымещает злобу на Гаврилове, а заодно и на других молодых солдатах, в особенности на Жирном (Базин из «Курьера»), ломая их личности и остатки самоуважения, подчиняя их суровой военной машине, через которую когда-то прошёл он сам. Ещё одного «деда», младшего сержанта, играет ещё никому не известный Александр Домогаров.

За Гаврилова пытается заступиться сержант Степанов (Сергей Шенталинский), который на фоне общего озверения выглядит каким-то гостем из прошлого, образцово-показательным советским солдатом, чудом сохранившем человечность почти до дембеля. Сам командир части мечтает, что Степанов станет офицером и вернётся в их часть взводным. Но «старики» ломают и его, пригрозив, что вместо дома он может отправиться в дисбат...

«Черепа» оказываются практически в бесконтрольной власти стариков, которые ежедневными издевательствами доводят их до крайности…

Владимир Машков и Александр Домогаров - Делай раз

Позднее режиссёр Андрей Малюков будет неоднократно возвращаться к военной теме, но это будет уже совсем другое кино: «Я русский солдат», «Мы из будущего», а также сериалы «Спецназ» и «Диверсант» - нарочито патриотические ленты в духе нового времени.

Фанат

1989, Владимир Феоктистов

Фильм объединяет сразу несколько излюбленных жанров перестроечного кино: восточные единоборства (несмотря на бешеную популярность карате в СССР, отечественных фильмов на эту тему очень мало), рэкета и армии. Хотя служба героя в армии занимает незначительную часть фильма, тема неуставных отношений в ней хорошо раскрыта.

Алексей Серебряков - 1989 - армия - каратэ

Ещё подростком Малыш (Алексей Серебряков) приходит в местную секцию карате, где под руководством тренера Олега Ивановича (Олег Кантемиров) из него вырастает опытный боец. Прежним прозвищем Егора теперь зовут разве что в шутку. Однако дома у него не всё гладко - он не уживается с новым маминым ухажёром и в конце концов оказывается в местной подростковой банде. Заступничество тренера спасает Егора, и вместо «малолетки» его отправляют служить в стройбат, где из-за его характера у него сразу возникают проблемы…

Хотя Егор умеет за себя постоять, он сталкивается с местными авторитетами-кавказцами, которые дерутся не хуже. Они устраивают ему испытание – Егор должен победить всех в своём взводе. С этим он почти справляется, и «деды» берут Егора под свою опеку, учат жизни, а заодно помогают отточить мастерство, благодаря чему из армии он выходит другим человеком – более мужественным и жестоким.

Год спустя режиссёр снимет сиквел «Фанат-2», но Алексей Серебряков сниматься в нём откажется, и роль Малыша исполнит Олег Фомин.

Караул

1990, Александр Рогожкин

Караул - 1990 - армия

Пожалуй, один из самых тяжёлых армейских фильмов, драматизма которому придаёт тот факт, что он снят по реальным событиям, подробности которых ещё страшнее, чем показаны в картине…

В феврале 1987-го года на Московский вокзал в Ленинграде прибыл товарный поезд с вагонзаком для этапирования заключённых, однако встречающим никто не отпер дверь. Под матрацами в караульном купе было обнаружено семь трупов, все они были застрелены. Рядовой внутренних войск Артурас Сакалаускас расстрелял шестерых сослуживцев, а также прапорщика и гражданского проводника, после чего скрылся с пятью заряженными пистолетами Макарова. Несколько дней Ленинград жил в страхе – по улицам бродил опасный маньяк, вооружённый и очень опасный! Но потом…

Арестовав Сакалаускаса (в отличие от киношного героя, он сдался без боя), следствие выяснило, что во время транспортировки заключённых, старослужащие регулярно издевались над Артурасом, с молчаливого согласия начкара и проводника, унижая его человеческое достоинство, лишая пищи и сна, чем довели его до убийства семерых человек и дезертирства…

Караул - 1990 - армия - внутренние войска

Снятый на чёрно-белую плёнку, фильм смотрится как документальное кино, до мелочей передавая однообразие и тоску бесконечного пути в зарешеченном вагоне, где от безделья солдаты звереют и из смотрителей «зверинца» (так они называют «столыпинский» вагон с клетками для этапирования заключённых) превращаются в его обитателей …

В этой серости мы постепенно начинаем различать характеры почти безликих солдат: рядовой Иверень (Сергей Куприянов) классический «дух»: худой и осунувшийся от переживаний и отсутствия сна. Его сослуживец Хаустов (Александр Смирнов) - давно уже опустил руки и беспрекословно подчиняется «старикам». Начкар (Алексей Булдаков) прапорщик-интеллектуал, который во время отдыха в своём купе слушает классическую музыку и пишет философский трактат. Он видит ситуацию, но ничем не помогает. Старший сержант Жохин (Дмитрий Иосифов, любимец многих поколений советских детей по роли Буратино) заместитель прапорщика и старший в своём призыве. В нём ещё сохранились остатки человечности. В Иверене он видит самого себя год назад. Он делает попытку поговорить с Андреем по душам, но из-за огромной разницы в армейской иерархии у него это получается неумело.

Караул - 1990 - армия - внутренние войска

На одной из станций прапорщик временно сходит с поезда (в реальной жизни он никуда не отлучался, да и не имел права). Потерявший контроль личный состав напивается и звереет. Осознав, что за это они могут завтра строго поплатиться, деды пытаются напоить и салаг, но Иверень наотрез отказывается и случайно проливает портвейн. Разъярённые деды бросаются его избивать. Пьяный Жохин не останавливает подчинённых. Побои прекращают только выстрелы…

…По словам очевидцев, смотревших фильм в кинотеатре в 1990-м году, в момент, когда Иверень открыл огонь по «дедам», зал аплодировал ему стоя...

Любопытные детали, понятные только посвящённым: один из дембелей пришивает на форму чёрные погоны танкиста, справедливо опасаясь, что с малиновыми погонами внутренних войск (с которыми многие советские граждане были знакомы не понаслышке), он не доедет до дома (как минимум, могли сбросить с поезда). По воспоминаниям знакомых автора, страх был так велик, что так поступали и другие «краснопогонники» (например, мотострелки), опасаясь, что их примут за внутренние войска случайно.

Караул - 1990 - армия - внутренние войска

Фраза «уйти на дембель по высокой траве» означает уехать домой позже всех, то есть летом (аналогично можно уехать в декабре «под ёлочку»). Когда «старики» театрализовано исполняют «Разлуку» для старшего сержанта, они напоминают ему о том, как они служили на первом году, выступая так для своих «дедов».

Нищенкин говорит Ивереню, что ему осталось 40 бань до того, как он станет дедом. То есть 10 месяцев. Бани в Советской Армии были строго раз в неделю.

Осуждённого-стукача сыграл малоузнаваемый в этой роли Никита Михайловский – через год актёр уйдёт из жизни.

«Караул» не первая экранизация дела Сакалаускаса, в 1988-м году режиссёр Саулюс Бержинис снял документальный фильм «Кирпичный флаг», в котором литовские журналисты посетили воинскую часть, где служил Артурас и опросили его сослуживцев, командиров, адвоката и бывших заключённых - свидетелей происшествия.

В интервью ленинградской передаче «Пятое колесо» режиссёр фильма Алексей Рогожин скажет, что сценарий фильма был написан ранее дела Сакалаускаса, и сходство персонажей означает лишь то, что его случай не исключение, а наоборот - ситуация довольно типичная.

Тему «одержимости насилием» Рогожин продолжит в фильмах «Чекист» и «Жизнь с идиотом», но позднее перейдёт к более рейтинговому кино, поставив любимые зрителями «особенности» национальных охоты и рыбалки, «Кукушку» и ментовские сериалы «Улицы разбитых фонарей» и «Убойную силу».

Дезертир

1990, Вадим Костроменко

Дезертир - 1990 - армия - Сергей Чонишвили

Малоизвестный перестроечный фильм от создателя патриотического кинобоевика «Секретный фарватер» Вадима Костроменко.

Действие картины начинается в периферийной артиллерийской части, где проходят суровые будни рядового Лукова (Алексей Ясулович – сын Игоря Ясуловича, Карл II из фильма «Мушкетёры 30 лет спустя»). До дембеля «стариков» остаётся 4 дня, дождаться бы! Особенно сильно достаётся Лукову от младшего сержанта Табакина (Сергей Чонишвили – князь Шадурский из «Петербургских тайн»), которого тот ненавидит всеми фибрами души. Но вот свершилось, под музыку оркестра и торжественные речи командиров дембеля строятся на плацу. Одного из них «молодые» успевают заманить за угол и хорошо отлупить, выместив всю злобу за прошлые унижения.

Проходит год. Теперь Луков – ефрейтор. В новогоднюю ночь он дежурит на морозном и пустынном шоссе. Но когда за ним приходит машина, Луков не успевает забраться в кузов, и грузовик уезжает без него… Лукова подбирает автобус с артистами провинциального театра, где он знакомится с костюмершей Машей (Лада Скибюк-Тимошина). Понимая, что за долгую отлучку ему всё равно светит «гауптическая вахта», Луков остаётся с Машей отмечать Новый год.

Дезертир - 1990 - армия - Игорь Ясулович

В кооперативном баре, куда Луков зашёл за бутылкой шампанского, он случайно столкнулся с Табакиным, который в компании друзей выдаёт себя за воина-афганца (хотя служил в совершенно мирной части). Так же случайно Луков узнаёт, что на гражданке Табакин стал рэкетиром, похитив из части автоматический пистолет Стечкина, за утрату которого невиновный солдат был отправлен в дисбат. Опасаясь, что Луков может его выдать, Табакин пытается устранить бывшего сослуживца, но ему мешают Маша и ветеран-афганец Шурави (Сергей Латун) …

Сюжет фильма как бы напоминает о том, что «народ и армия едины», и беспредел в воинских частях неотделим от социальной деградации всего общества, где роли могут распределяться совсем иначе, чем в армии...

Ивин А.

1990, Игорь Черницкий

Ивин А. - 1990 - армия

Дебютная лента режиссёра Игоря Черницкого, снятая по мотивам рассказа Анатолия Кима «Остановка в августе». Ещё один фильм о военнослужащих внутренних войск, но на этот раз центральная тема в нём не дедовщина, а справедливость заповеди «не убий».

Рядовой Андрей Ивин (Александр Песков), стоя на вышке, не смог выстрелить в убегающего заключённого Мишку Князя. Командиры сочувствуют Ивину и уговаривают написать рапорт о том, что он растерялся или просто заснул на посту, но честный и очень принципиальный юноша пишет в рапорте, что «отказывается и впредь распоряжаться чужой жизнью», что для «вертухая» равносильно измене Родине. Писать «неправду» он отказывается.

Прибывший из Центра подполковник Овсянников (Владимир Меньшов) полемизирует с Ивиным, упрекая того в том, что не желая делать «грязную работу» сам, он хочет отсидеться за спинами товарищей, у которых, очевидно, права выбора нет. Однако и ему не удаётся убедить Ивина изменить показания.

Ивин А. - 1990 - армия

Значительную часть фильма занимает не экшен, а дорога. Ивина сопровождает в дисбат старший лейтенант Наротьев (его роль исполнил сам режиссёр), который до последнего верит, что Ивин одумается и перепишет рапорт. Он не надевает на Ивина наручники, они по-дружески доверительно беседуют на фоне жаркого лета, словно старые приятели, которые выбрались на пикник…

Сидя голышом на тёплом речном песке, Наротьев пытается показать Ивину обратную сторону его прекраснодушия, из-за которого убийца Мишка-Князь теперь бродит на свободе, и если он убьёт кого-то ещё, кровь эта будет на совести пацифиста-Ивина…

«Понимают ли до конца создатели фильма „Ивин А.“, какого героя они вытащили? Ведь от того, куда будут направлены автоматы таких лейтенантов, какой переворот произойдет в их сознании, зависит судьба любой замечательной идеи…».

(Аэлита Романенко, «Десять дней без вранья. Заметки с Всесоюзного кинофестиваля молодого кино „Дебют“ (1990 г.)»).

В 2007-м году Игорь Черницкий снимет ещё одну армейскую драму, правда совсем уже из другой эпохи – телесериал «Юнкера».

Сто дней до приказа

1990, Хусейн Эркенов

Выше мы уже упоминали повесть Юрия Полякова «Сто дней до приказа», однако, как это часто бывает, от оригинальной повести фильм унаследовал лишь название. Хотя Юрий Поляков значится в титрах, как автор сценария, из его интервью очевидно, что от его сценария режиссёр не оставил ничего.

Юрий Поляков

«…Дело в том, что фильм, который снял режиссёр Эркенов, к моей повести не имеет никакого отношения, потому что, это авторское кино. Молодой режиссёр, которому немедленно захотелось стать Пазолини, воспользовался названием моей… даже не названием, а строчкой в тематическом плане, чтобы самореализоваться. Я ему говорил: «Я не буду тебе выкручивать руки, закрывать фильм — Бог с тобой! Но пути тебе в кино не будет, потому что если ты берёшься экранизировать реалистическую повесть, снимай реалистическое кино, на хрена этот сюр? Если ты его хочешь, пиши сам сценарий и снимай». Тем не менее, он сделал по-своему».

(Юрий Поляков)

О том, что в фильме есть персонажи, имена которых совпадают с героями повести – Зуб, Елин, Титаренко, старший лейтенант Умнов (в книге Уваров) можно узнать только из титров. Со своими прототипами они никак не связаны и живут самостоятельной жизнью.

Сто Дней До Приказа - 1990 - армия

Если повесть Полякова имела довольно живой (хоть и нелинейный) экшен, в котором серые будни старослужащего солдата артиллерии (рядового Алексея Купряшина) перемежаются с его отрывочными воспоминаниями о прошлом, в фильме как такового сюжета нет. Его центральная тема – беспросветность военной службы. Он целиком соткан из коротких разорванных сцен, серой осенней слякоти, тёмных коридоров воинской части, обитатели которой давно потеряли человеческий облик. Он о нечеловеческих отношениях в закрытом мужском обществе и об искажённом мировосприятии людей, насильно связанных между собой, которым, даже если очень захочется, бежать некуда. В нём много недосказанности и символов, которые так и остаются не раскрытыми. О прошлом и настоящем персонажей мы можем только догадываться. Смерти солдат показаны аллегорически.

Сто Дней До Приказа - 1990 - Елена Кондулайнен

Периодически символизм переход в реализм, и на передний план выходят «осязаемые» фигуры – развратница-Смерть в капитанских погонах (Елена Кондулайнен), плавающая голышом в бассейне для тренировок («хорошо тут у вас») и соблазняющая караульного солдата. Полковник (Армен Джигарханян), прибывший, чтобы самолично разобраться, отчего погибают солдаты. Усатые офицеры, за молчаливое непокорство рядового (Олег Васильков) наказывающие его товарищей…

За солдатами пристально следят камеры видеонаблюдения, развешанные в части на каждом углу, однако они оказываются абсолютно бесполезными, потому что насилие творится под равнодушными взорами дежурных офицеров.

Судя по эмоциональным комментариям, фильм вызывает сложную и неоднозначную реакцию. Зрители делятся на тех, кто ругает фильм:

Сто Дней До Приказа - 1990 - армия

«Авторы, наверное, сами не служили, в армии никакой дедовщины нет!», тех, кто пытался его понять: «Да, такие случаи имеют место, но служба не состоит лишь из них, в ней есть и светлые и даже смешные моменты, а здесь будто только плохое собрано в кучу из разных частей». И тех, кто в нём разобрался: «Не стоит искать в фильме какой-то сюжет или смысл. Он о другом. Он передаёт то тягостное и депрессивное настроение, в котором находится каждый солдат на первом году службы, когда чувствуешь, что находишься в месте, где не должен быть, и стараешься представить, будто всё это происходит не с тобой».

Среди занятых в фильме актёров можно увидеть героя «Ералаша» Павла Степанова и Олега Яковлева из группы «Иванушки».

Здравия желаю

1990, Юрий Волкогон

Здравия желаю! или Бешеный дембель 1990

А этот фильм первая попытка показать страшное смешно – этакий «Швейк 80-х» и дедушка фильма «ДМБ».

Главный герой – молодой солдат Митя Агафонов (Антон Андросов, известный нам по фильмам «Плюмбум или опасная игра» и «Беспредел»).

В армии, где давно уже сложился свой порядок, Агафонов буквально изводит всех своим неукоснительным соблюдением устава и оптимизмом, граничащим с идиотизмом, раз за разом одурачивая тупых и жестоких «стариков», недалеких офицеров и даже министерскую инспекцию во главе с генералом (Юрий Катин-Ярцев, Джузеппе-Сизый нос из «Приключений Буратино»)!

«Я был оператором-постановщиком этого фильма. Мне стыдно за эту работу. Стыдно за то, что не мог в силу слабости характера вовремя послать кое-кого и уйти, выдернуть себя из этого «супер-пупер проекта». Сценарий был очень хорошим, его написал очень талантливый человек, ожидалось что фильм будет не хуже, а много лучше. Я верил режиссёру, это была дебютная работа в полнометражном игровом кино и для него, и для меня, верил и старался всеми силами воплотить в реальность замыслы... Потом возник первый и серьёзный конфликт перед съёмками эпизода «сон дембелей», я был против съёмок этого эпизода. Но я оператор и всё решает естественно режиссёр. Потом ещё и ещё... Юра, ты меня прости, но ты не режиссёр. И тебе скажет об этом любой, кто понимает разницу между «быть» и «называться»...».

В духе своего времени, фильм был основательно сдобрен эротикой, которой изначально в сценарии не было.

Афганский излом

1991, Владимир Бортко

Афганский излом 1991

Последние дни Афганской войны. Уже объявлено о выводе войск, и все пакуют чемоданы. Но вокруг враг, а потому обстановка боевая и расслабляться ещё рано. Для десантного полка, которым командует подполковник Леонидов (Михаил Жегалов) горячая земля Афганистана стала уже родным домом (рядом с вагончиками, в которых живут офицеры, бродят куры, а на рынке соседнего Духана выбор больше, чем в московских магазинах). Боевые выезды стали чем-то вроде повседневной рутины, между которыми героический майор Бандура (любимец советских женщин итальянский актёр Микеле Плачидо) крутит любовь с медсестрой Катей (Татьяна Догилева). Здесь всё привычно и знакомо, а вот возвращаться в Союз, где всё так изменилось, страшно...

Афганский излом 1991

В этот переломный момент в полк прибывает старший лейтенант Стеклов (Филипп Янковский, отец которого незримо присутствует в кадре в виде голоса майора Бандуры) – необстрелянный сын генерала. Для него поездка в Афганистан – это шоп-тур, где можно прибарахлиться заграничными товарами, а заодно получить корочку «участника боевых действий» (а если повезёт, то и орден Красной звезды). Майор берёт над ним шефство. Но, как смутно догадывается зритель, что-то пойдёт не так…

Фильм мог бы стать полноценным боевиком, если бы не «перегибы», которые сегодня выглядят искусственно и нарушают цельность картины. По всей видимости, режиссёру очень хотелось показать ужас и бессмысленность войны, огрубление нравов (не столько солдат, сколько советских людей вообще), одним словом, сказать что-то «новое» в своём жанре. В результате, при великолепно переданной атмосфере выжженной солнцем враждебной страны, красивых пейзажах и батальных сценах, сильных характерных ролях, которым сразу начинаешь симпатизировать, в фильме есть несколько отвратительных сцен, из-за которых его не захочется пересматривать и стыдно показать друзьям.

Афганский излом 1991

Советские солдаты (хотя воины-афганцы известны своим фронтовым братством) показаны какими-то скотами, в особенности сержант Арсёнов (Алексей Серебряков – Малыш из «Фаната»). Они мародёрствуют, не стесняясь командиров, расстреливая и избивая пленных душманов. Часовые на блокпосту палят из пулемёта ради скуки. Пьяные офицеры, развлекаются стрельбой по мухам. Пьяные «деды» ради забавы накалывают молодому сослуживцу непотребную татуировку…

Такими историями полнились тогда статьи в зарубежных СМИ - например, одно канадское издание написало о том, что советское командование нарочно расстреливает своих солдат с вертолётов, «чтобы они не попали в плен». Повторив одну из таких небылиц в интервью иностранным журналистам, депутат-академик Андрей Сахаров навлёк на себя шквал критики Съезда Народных Депутатов в 1989-м году.

В роли камео снялся Александр Розенбаум, действительно приезжавший в Афганистан выступать и посвятивший этой войне немало песен.

Хотя съёмки проходили в мирном Таджикистане, избежать неприятностей всё же не удалось. Съёмочная группа оказалась в эпицентре массовых беспорядков в Душанбе, во время которых погиб администратор картины, а актёров пришлось эвакуировать в соседний Узбекистан на военном транспорте. В какой-то момент группу окружила враждебно настроенная толпа, и лишь Микеле Плачидо (необыкновенно популярный в СССР, благодаря главной роли комиссара Каттани в сериале «Спрут»), который не побоялся выйти к толпе, смог разрядить обстановку.

Кислородный голод

1991, Андрей Дончик

Кислородный голод 1991

Сюжет этой драмы украинского режиссёра Андрея Дончика есть нечто среднее между «Сто дней до приказа» и «Делай-раз». Знакомый уже сюжет противостояния характеров: «сынка» - рядовой Билык (Тарас Денисенко, сыгравший одного из «стариков» в фильме «Караул») и «деда» - сержант Кошачий (Олег Маслеников) на фоне серой осени и унылой беспросветности агонизирующего Союза...

В начале фильма мы празднуем вместе со «стариками» захолустной ракетной части день приказа. После зачитывания его текста с табуретки, молодые солдаты получают по 24 удара ремнём (по количеству месяцев, отданных «дедами» родным вооружённым силам), затем начинается пьянка и развлечения в виде аттракциона «вождение танков» - под койками.

В эту ночь традиционно случается много ЧП, поэтому в повести Юрия Полякова командир батареи старший лейтенант Уваров (видимо, наученный горьким опытом), в день приказа ночует в казарме - чтобы избежать «эксцессов». Однако в фильме солдаты предоставлены сами себе.

Кислородный голод 1991

В конце праздника молодым «пробивают фанеру» - больно бьют в грудь, после чего каждый должен сказать «спасибо», назвав «старика» не по званию, а по имени отчеству (так как после приказа он не военный, а гражданский человек) и идти спать. Билык спасибо не говорит, и сталкивается с сержантом…

«Я тебя трогать не буду, такие как ты здесь сами вешаются».

В фильме хорошо показано как работает «система». Капитан Голиков (Алексей Горбунов) сваливает всю работу на прапорщика (Виктор Степанов, ранее блистательно сыгравший Михайло Ломоносова) и сержанта Кошачьего, а сам лишь задиктовывает политзанятия и лениво журит солдат за расхлябанный внешний вид.

«Красный боец одним своим видом должен вызывать понос у врага и нетерпение у женщин».

Кислородный голод 1991

«Деды» - после приказа уже гражданские люди, по иронии судьбы, одетые в военную форму, вынуждены торчать в части лишние дни, недели и месяцы, пока их не отпустят. А отпускать их не спешат, ведь начался «дембельский аллюр», когда каждый из них должен заслужить право уехать домой. К примеру, младшему сержанту Бойко поручено отстрелять всех бездомных собак, а сержанту Кошачьему – воспитать Билыка.

Билык - украинец. Судя по шапочке-мазепинке, в которой он промелькнул в самом начале фильма, он был призван с западной Украины, где отношение к русским и советской власти было традиционно негативным. Вероятно, именно поэтому Билык отказывается говорить по-русски, чем выводит всех из себя.

Такие персонажи были и в советском кино (например, Фукин из «Большой перемены» или Пасюк из «Место встречи изменить нельзя»), но там над их акцентом просто безобидно подшучивали. Здесь всё серьёзно, и Билык не просто жертва издевательств старослужащего, но и аллегория «несчастной» Украины, отстаивающей самобытность и страдающей от угнетающей её России, где творится полный беспредел. Его олицетворяют грязь на земле и в ветшающих зданиях части, где дотлевают остатки коммунизма; в грудах ржавого железа, бывшего некогда могучими танками и в темных, заброшенных ракетных шахтах…

Кислородный голод 1991

Интерес вызывает и ещё один персонаж - прапорщик Гамалия, человек в общем-то незлобивый, но строгий. Он пытается бороться с «дедовщиной» (вообще-то этим обычно занимаются замполиты, но здесь гарнизон небольшой, потому действующих лиц не так много). Однако стать «стукачами» молодые солдаты боятся сильнее всего на свете. Потеряв надежду «расколоть» Билыка, прапорщик подставляет его, давая понять Кошачьему, что Билык на него настучал…

Сегодня фильм вызывает совсем не те эмоции, какие должен. Несгибаемость Билыка воспринимается не как героизм, а как упрямство, граничащее с тупостью. Тем же, кто служил, сержант Кошачий покажется даже чересчур добрым: несмотря на то, что из-за Билыка он регулярно получает выговоры, а его дембель задерживается на неопределённый срок, он не спешит срывать на нём злость.

Подлее всех выглядит прапорщик, который не только подставил Билыка, но и сразу после гауптвахты отправил в караул, доверив оружие такому проблемному солдату… Создаётся ощущение, что и случаи дедовщины он хотел расследовать только для того, чтобы иметь компромат на каждого из дедов, манипулируя им в своих целях.

Советская Армия

Подытоживая всё вышесказанное, хочется отметить ещё один важный посыл, объединяющий все перестроечные фильмы о армии: пока люди позволяют относится к себе как к рабам, их интересы и права будут нарушаться, причём по нарастающей. Это доводит их до крайности, и тогда случаются бунты, кровавые революции и расстрелы. Через бунт униженных и угнетённых солдат показан бессмысленный и беспощадный бунт русского народа!