Вверх

2017-01-22 04:38:42

Дмитрий Семенидо

10 самых неприличных ретро видеоигр

controversial games erotic

С момента своего появления, видеоигры вызывали немало споров. Их противники утверждали, что игровой процесс влияет на психику человека, а значит содержание игр должно контролироваться государством соответствующими инстанциями. Защитники приводили аргументы о том, что создание игр – процесс творческий и ущемлять его нельзя, а сами игры не только не вредят, но и помогают в развитии и учёбе! За четыре десятилетия стороны ни о чём не договорились, разве что в игровой индустрии появилось больше правил и ограничений. Сегодня мы рассмотрим 10 ретро-игр с самым спорным содержанием!

Данная информация предназначена только для информированной взрослой аудитории!

Gotcha

Октябрь 1973, Atari

atari Gotcha

Любопытно, что уже одна из самых первых видеоигр в истории подверглась бешеной критике. Казалось бы, сюжет её был вполне невинный – два персонажа гоняются друг за другом по лабиринту, причём один из них это квадратик, другой - плюсик. Однако рекламный постер автомата «Gotcha», на котором молодой человек ловит девушку сзади, получился очень двусмысленным. Глядя на него, так и хочется крикнуть: «бегите, девушка, бегите!».

Но не это было самым страшным! Приглядевшись к плакату, на заднем плане можно увидеть автомат в его классическом исполнении – с двумя розовыми колпаками из резины, покрывающими джойстики, в которых блюстители «традиционных ценностей» немедленно углядели… женскую грудь!

Управляя персонажами на экране, игроки должны были постоянно мять руками розовые резиновые сиськи. И хотя разработчик концепта Джордж Фарако клялся, что ничего подобного он в виду не имел, сиськи пришлось снять, обнажив пластмассовые джойстики, в которых, как уже догадывается читатель, поборники морали немедленно увидели… пенисы!

Впрочем, именно эта фаллическая форма джойстика станет эталонной на следующие десять лет.

Death Race

1975, Exidy

Сюжет этой «GTA 70-х» был вдохновлён фантастическим боевиком «Смертельные гонки 2000» с участием Сильвестра Сталлоне и Дэвида Кэррадайна. Для начала зацените постер – зрелище не для слабонервных!

Death Race 2000 game 1975

Сюжет игры прост – вы водитель машины, которая давит злых чудищ – гремлинов. Однако из-за примитивной монохромной графики то, что вы давите именно гремлинов совсем не очевидно. Непосвящённый зритель увидит лишь машины, которые сбивают убегающих пешеходов, которые умирая издают душераздирающие крики, а на месте их гибели возникают могильные кресты (кто ставит кресты на могилы гремлинов?!). Декор игровых автоматов был соответствующим – адские машины, мчащиеся по кладбищу, которыми управляют скелеты!

Death Race 2000 game 1975

«Смертельная гонка» вызвала множество негативных откликов, и хотя президент фирмы Exidy Пит Кауфман уверял, что игра не пропагандирует насилие, в его устах это звучало совсем неубедительно. Совет по Национальной Безопасности назвал игру «грубой», а телепрограмма CBS «60 Minutes» начала расследование о влиянии видеоигр на детскую психику. В итоге производство автоматов было прекращено.

Custer's Revenge

Сентябрь 1982, Mystique

Custer's Revenge, sex, indians, cowboys, 1982

Но следующая игра затмила две предыдущие! Задача её персонажа… насиловать женщину, привязанную к столбу! Название «Месть Кастера» отсылает нас к знаменитому американскому генералу Джорджу Армстронгу Кастеру, прославившемуся своей жестокостью по отношению к племенам шайеннов и сиу и погибшему в 1873-м году во время индейской атаки при Литтл-Бигхорне (это название стало отдельным поводом для шуток). Теперь воскресший генерал мстил индейцам за свою смерть!

Главный персонаж (очевидно, это сам генерал Кастер) совершенно голый, если не считать ковбойских сапог, шляпы и банданы. На противоположном конце экрана находится индианка с ярко-выраженными вторичными половыми признаками (у Кастера они выражены ещё больше) и фиолетовым пером в волосах. Задача героя – уворачиваясь от туч индейских стрел, раз за разом добираться до столба с женщиной и насиловать её, зарабатывая тем самым очки.

Сразу же после своего выхода (а выпускалась она в виде картриджа для приставки Atari 2600) игра вызвала тонны ненависти. Ассоциация по защите прав женщин увидела в ней симуляцию изнасилования (а чем ещё она была?). Организации коренных американцев упрекали создателей в расизме; также против игры протестовала ассоциация Женщины Против Порнографии и противники видеоигр как таковых.

Custer's Revenge, sex, indians, cowboys, 1982

Радикальная феминистка Андреа Дворкин утверждала, что игра вызвала массовые изнасилования индейских женщин по всей стране (правда, никаких доказательств не привела). Не была в восторге и компания Atari – хотя разработчиком была Mystique, именно на Atari, не имевшую к созданию игры никакого отношения, изливались главные волны гнева!

Как это часто бывает, скандал в масс-медиа привлёк к этой весьма посредственной игре огромный интерес. Картриджи с Custer's Revenge продавались по 50 долларов за штуку и разошлись в количестве 80000! Пытаясь обратить всё в шутку, разработчик игры Джоэл Миллер уверял, что Кастер не насилует, а соблазняет индианку, и отдаётся она ему добровольно. Впрочем, это не помогло, и игра всё же была изъята из продажи.

В качестве эпилога стоит сказать, что поруганная честь скво была отомщена! Когда в 1983-м году Кризис индустрии видеоигр привёл к закрытию Mystique, права на игру перешли к фирме Playaround, которая выпустила ремейк «General Retreat» («Генерал отступает»), в котором уже индианка насилует привязанного к столбу Кастера… Хэппи энд!

Beat ‘Em & Eat ‘Em

1982, Mystique

Ещё один «шедевр» и от того же автора! Эта крайне примитивная псевдо-порнографическая игра выпускалась с пометкой «Swedish Erotica». Видимо, чтобы оправдать это название, все персонажи игры нарисованы с ярко-жёлтыми волосами!

Beat ‘Em & Eat ‘Em erotic atari mystique

Сюжет немного напоминает любимого нами Волка-с-яйцами, с той лишь разницей, что вместо яиц с неба падают капли спермы, которые разбрасывает довольный мастурбирующий мужчина на крыше здания, а вместо Волка – две голых женщины, которые эти капли ловят с широко раскрытыми ртами! Если все капли успешно пойманы, женщины довольно облизываются, и вы переходите на следующий уровень. Если нет – у вас отнимается одна жизнь.

Beat ‘Em & Eat ‘Em, joystick, sex

Судя по всему, сюжет игры был задуман как пародия на игру «Kaboom» (1981) компании Activision, в которой вы должны были ловить бомбы, которые разбрасывает террорист Mad Bomber. Однако столь неприличный сюжет вновь породил бурные дебаты и вызвал массу критики. Американский сайт Seanbaby поместил «Beat ‘Em & Eat ‘Em» в список «10 самых неприличных видеоигр», добавив к ней описание: «игра наказывает вас, если вы не в состоянии поймать сперму, которая, очевидно, очень драгоценна – например, сперма какого-нибудь известного доктора или адвоката, хотя эффект от её глотания тот же самый, что и от падения на землю».

Так же как и в случае с «Местью Кастера», компания Playaround выпустила несколько «сиквелов» - «Philly Flasher», в котором капли (очевидно, это грудное молоко) разбрасывала ведьма в остроконечной шляпе, в то время как двое мужчин в полосатых арестантских робах их ловили. В «Burning Desire» герой спасает женщину из горящего здания, эякулируя на него с вертолёта, в то время, как два зомби забрасывают его камнями. В конце девушка должна уцепиться за гигантский фаллос героя и спастись. В «Jungle Fever» пожар тушит девушка, разбрызгивая с вертолёта грудное молоко… Нет, кризис игровой индустрии 1983-го наступил вполне закономерно!

Loverboy

1983, G.T. Enterprise

Loverboy, 1983, G.T. Enterprise

И снова главный герой - насильник, но если генерал Кастер мстит индианке за свою гибель, то Loverboy просто обезумевший маньяк, который бегает по городу нагишом (но в шляпе!) и ловит женщин. Игровое поле представляет собой лабиринт наподобие Pac-Man или X-Man, в центре которого находится полицейский участок. Офицер и его собака – главные противники Лавербоя. Избегая встречи с ними, он должен ловить убегающих девушек (по сюжету у них есть имена Лиза, Розмари, Линда и Мария) и собирать призы.

Если ему удаётся поймать девушку, игра переходит в «режим секса» - на экране изображается одна из поз, в которой Лавербой (он не снимает шляпы даже во время коитуса) насилует свою жертву. При этом девушку обязательно нужно довести до оргазма – это достигается быстрым нажатием кнопок на игровой панели – если нажимать их недостаточно быстро, девушка может убежать.

Loverboy, 1983, G.T. Enterprise, rape, sex

Игра была придумана в Японии (действительно, кому бы ещё пришло в голову такое?) малоизвестной фирмой G.T. Enterprise, которая, судя по результатам моих долгих и бесплодных поисков, выпустила только эту игру. И это не единственный японский rape-симулятор! В 1986-м году компания Macadamia выпустила игру «177» (номер соответствующей статьи в японском законодательстве), главным героем которой тоже был секс-маньяк…

В отличие от игр Mystique, разработанных с определённым чувством юмора и для домашних приставок, Loverboy распространялась на игровых автоматах, на которых в неё могли играть все желающие - даже дети. В критических отзывах был закономерно поднят вопрос о культуре того общества, в котором рождаются такие сюжеты.

The Texas Chainsaw Massacre

1982, Wizard Video Games

The Texas Chainsaw Massacre, 1982, killing

Ещё одна «милая» игра, разработанная студией Wizard Video Games по мотивам фильма Тоба Хупера «Техасская резня бензопилой» (1974) для приставок Atari 2600. Главный персонаж - маньяк-убийца Кожаное лицо (Leatherface), который бегает по летней лужайке, нападая на девушек и разрезая их своим страшным орудием. За каждую убитую жертву персонаж получает 1000 очков. За каждые 5000 балов он получает дополнительный галлон бензина для своей пилы. В погоне за жертвами, Кожаное лицо должен уворачиваться от препятствий: заборов, коровьих черепов и инвалидных кресел. Когда бензин заканчивается, уцелевшие жертвы расправляются с маньяком.

Из-за жестокого содержания игры многие магазины отказались её продавать, в результате прибыль она принесла совсем небольшую. Подобная же участь ждала и игру «Halloween», выпущенную той же фирмой, тоже весьма кровавую.

Chiller

1986, Exidy

Название игры «chiller» словно говорит: «chill out»! Но не спешите расслабляться! В нашем обзоре как в сказке – чем дальше, тем страшнее! Да и уже знакомое название фирмы-разработчика Exidy не предвещает ничего хорошего! В автоматах с этой игрой вместо джойстика было световое ружьё - примерно, как в советских игровых автоматах системы «Снайпер», однако вместо мишеней с электролампочками вы должны были пытать и расстреливать беззащитных людей, прикованных к стенам в подвалах средневекового замка!

Chiller, 1986, Exidy, blood, kill

Пару слов о дизайне - игровые автоматы «Chiller» выпускались в тёмном исполнении, причём верхняя часть по форме напоминала гроб! На корпус автомата был нанесён рисунок кладбища, расположенного под горой, на которой высится тот самый замок, где находятся ваши пленники...

Chiller, 1986, Exidy, blood, kill

В игре есть четыре основных этапа. В первом («Камера пыток») вы находитесь в комнате, где по реке крови плывут отрезанные конечности. На трёх импровизированных дыбах распластаны тела ваших пленников. Отстреливая им части тела, вы зарабатываете очки. Казалось бы, достаточно отстрелить пленнику голову, но нет – даже с простреленной навылет головой несчастные продолжают жить!

Второй этап «Комната смерти». Здесь расположены всевозможные пыточные механизмы, включая пресс и гильотину, активировав которые вы можете причинять пленникам боль. В процессе пыток ваши пленники неистово кричат, что добавляет реалистичности и безумия всему происходящему!

Chiller, 1986, Exidy, blood, kill

В третьем этапе («Дом с привидениями») вы оказываетесь в коридоре с призраками, часть из которых почти не видна и имеет едва различимые очертания. Особенно пугающе выглядит большая летающая зелёная голова, чем-то напоминающая какодемона из игры Doom.

Четвёртый этап – «Кладбище», где зомби тянут руки прямо из-под земли. Как вы понимаете, эти руки вы и будете отстреливать…

В конце каждого уровня вас ждёт бонусный раунд, в котором нужно сбивать летящие головы... Для большей атмосферности за кадром играет мелодия, напоминающая реквием.

Скажу честно, я повидал на свете множество шутеров, но ничего более кровавого и одновременно бессмысленного я не встречал!

Mortal Kombat

1992, Midway

Mortal Kombat, blood, fatality

Игра Mortal Kombat была во многом новаторской – если в файтинге «Street Fighter - II», выпущенном всего годом ранее, персонажи выглядели как мультяшки, в Mortal Kombat они отличались гораздо большей реалистичностью. Но помимо натурализма игра поразила всех шокирующими сценами насилия, фонтанами брызжущей крови и возможностью «добить» уже побеждённого противника, получившей название «fatality».

По словам разработчиков, всё начиналось с невинной идеи нанести противнику в конце раунда «свободный удар», однако со временем она развилась в нечто ужасное. В зависимости от выбранного персонажа, противника можно было сожрать, обезглавить, переломить ему хребет, разрезать пополам, насадить на шест… и много чего другого!

Mortal Kombat стала одной из самых продаваемых игр в истории, уже через три года по сюжету был снят одноимённый фильм. Однако столь массовая популярность породила масштабные общественные дебаты…

Mortal Kombat, blood, fatality

9 декабря 1993-го в Конгрессе США сенаторы Джозеф Либерман и Эрб Кол инициировали слушание, где обсуждалось влияние подобных видеоигр на психику детей. В результате было принято решение о создании ассоциации, которая присваивала бы всем играм рейтинги с ограничением по возрасту.

Дебаты проходили на фоне так называемой «консольной войны» - отчаянной конкуренции приставок Sega Genesis и Super Nintendo, которая проходила во многом жестче, чем игровой процесс Mortal Kombat! Чтобы избежать цензурирования, компания Sega создала первую в мире систему экспертизы игрового контента Videogame Rating Council. Пользуясь её оценками, Sega могла выпускать игры без цензуры вообще - просто помечая на картриджах возрастную группу, что давало ей конкурентные преимущества относительно Nintendo, которая жёстко ограничивала насилие в своих играх. К примеру, чтобы кровь в игре Mortal Kombat не выглядела столь ужасно, в играх для SNES она была… зелёной!

Результат был закономерным – дети не захотели играть в урезанный Mortal Kombat, и компания Nintendo продала в четыре раза меньше картриджей, чем Sega, что побудило Nintendo присоединиться к Videogame Rating Council.

Wolfenstein 3D

1992, id Software

Wolfenstein 3D, nazi, shooter, labirynth

Этот «дедушка 3D-шутеров» должен быть хорошо известен читателю – в 90-е годы игра была невероятно популярна на территории нашей страны! По воспоминанию автора, в неё играли даже в школе – на переменках в кабинете информатики. По версии сайта Imagine Games Network игра Wolfenstein находится в списке лучших игр всех времён. Однако сюжет её был довольно неоднозначен…

Главный герой – B.J. (Уильям Блажкович) бравый американский солдат, который пытается бежать из нацистской крепости Wolfenstein. Её залы представляют собой настоящий лабиринт с кучей потайных комнат, сокровищ и оружия. На пути к свободе B.J. должен расстреливать солдат Вермахта, SS-овцев, офицеров и немецких овчарок… Но на этот раз критике игра подверглась вовсе не за жестокость (в конце концов, фашистов убивали и наши деды), а за огромное, просто страшное количество нацистской символики, которую довершала мелодия «Die Fahne hoch», звучащая за кадром!

Вы скажете, а как же иначе? Это же фашистская крепость! В ней должны быть портреты фюрера, знамёна со свастикой и нацистские гимны? Но в некоторых странах, например в ФРГ, любое использование нацистской символики категорически запрещалось законом. С 94-го года продажи и распространение игры Wolfenstein на территории Германии были прекращены по решению суда.

Wolfenstein 3D hitler nazi symbols mustache

В ответ на это компания Nintendo выпустила «лайт-версию» Wolfenstein для консоли Super Nintendo, в которой не было свастик, Гитлер на портретах был без своих фирменных усиков, сторожевые псы были заменены крысами, а кровь превращена в пот. Как и следовало ожидать, популярность такой игры была ниже плинтуса!

Doom

1993, id Software

И завершает наш обзор игра Doom, также очень популярная в нашей стране в 90-е годы, равно как и её вторая часть Doom II Hell On Earth, вышедшая год спустя.

Doom hell blood hell

Сюжет игры напоминает фильм ужасов, действие которого происходит в настоящем аду! Главный герой – безымянный боец спецназа, волею судьбы оказавшийся на Фобосе – спутнике Марса, где эксперименты с телепортацией привели к критическому сбою, телепорт вышел из-под контроля, и на станцию полезли адские твари, которые убивают персонал, превращая его в зомби…

В отличие от предыдущей игры, насилие и жестокость не были главным пунктом обвинения. Настоящую бурю негодования вызвало страшное количество сатанистской символики (перевёрнутые звёзды, рогатые черепа, персонажи-демоны, а также названия уровней – «Река Стикс» и «Город Дит»), что в крайне религиозной Америке было воспринято очень серьёзно.

Главным обвинителем индустрии компьютерных игр стал адвокат и гражданский активист Джон Томпсон – ему принадлежат высказывания о том, что «видеоигры, связанные с убийством, могут подталкивать подростков к идеям о массовых убийствах» и «в каждой новой массовой стрельбе в наших школах мы видим, что подростки, которые спускали крючок, были геймерами». Распространение игр японской фирмой Sony Томпсон назвал «Перл-Харбором №2».

После того, как в 1997-м году 14-летний Майкл Карнил из Западной Падаки, штат Кентукки открыл стрельбу в школе Хит, убив троих детей и ранив ещё пятерых, Томпсон подал иск против некоторых производителей игр, в числе которых был и Doom. Однако суд отклонил иск в виду отсутствия законных оснований.

Doom hell blood hell

С Doom связан и ещё один очень серьёзный инцидент, после которого дебаты о влиянии компьютерных игр на психику вспыхнули с новой силой. 20 апреля 1999-го года в школе Колумбайн в штате Колорадо произошло массовой убийство.

Двое подростков – Эрик Харрис и Дилан Клиболд расстреляли 12 учащихся и одного учителя, ранив 37 человек. После этого они покончили собой. Расследование показало, что Эрик и Дилан были заядлыми игроками в Doom...

Но то была лишь заря игровой индустрии. За прошедшие 20 лет были созданы сотни и тысячи игр с гораздо более спорными и жестокими сюжетами. Вопрос о влиянии компьютерных игр на детскую психику по-прежнему остаётся открытым. Нам лишь остаётся повторить то, что было известно и двадцать лет назад – в семьях, где родители проводят со своими детьми больше времени, создавая им реальную жизнь, а не отсылая в виртуальную, у детей гораздо меньше шансов впасть в депрессию или получить психическое расстройство.