Вверх

2017-10-16 05:58:28

Дмитрий Семенидо

20 лучших советских сериалов 80-х. Часть 2

Мираж - 1983 - советские сериалы 80-х

15. Никколо Паганини (1982)

256 мин (4 серии по 64 мин)

Ещё один биографический сериал, на этот раз посвящённый итальянскому скрипачу и композитору Никколо Паганини (1782-1840), выпущенный к 200-летнему юбилею мастера. Сценарий фильма основан на книге «Осуждение Паганини» (1936) известного советского биографа Анатолия Виноградова.

Никколо Паганини (1982)

Те, кто знал о Паганини только его «Капричио», смогут увидеть его личность, столь сложную и многогранную: мятежного бунтаря, поправшего право церкви распоряжаться душами людей; гения, живущего музыкой; скитальца, чья жизнь проходит в бесконечных переездах в трясущейся карете; жадного скряги, концерты которого были по карману лишь только самым состоятельным людям; пылкого любовника, чуткого отца и конечно умелого мистификатора, о котором ещё при жизни народная молва слагала тысячи невероятных слухов!

Режиссёр фильма Леонид Менакер (кстати, троюродный брат Андрея Миронова) известен нам по своим работам «Завещание профессора Доуэля» и «Последняя дорога». Первоначально в главной роли Менакер хотел видеть только Юрия Темирканова – известного дирижёра и худрука Театра оперы и балета имени Кирова, но получил от него категорический отказ. В итоге роль мастера блестяще исполнил армянской актёр Владимир Мсрян, который в фильме разговаривает голосом Сергея Шакурова. Взгляд его больших чёрных глаз (местами лукавых, местами печальных) забыть невозможно. Мсрян одинаково убедительно исполнил роли и молодого и стареющего композитора. В его исполнении Паганини неоднозначен и переменчив, трагичен и мятежен, но в то же время очень жив и человечен…

За эту работу артист был удостоен приза за лучшую мужскую роль на Всесоюзном Фестивале Телевизионных Фильмов. Тем не менее, не будучи профессиональным музыкантом, Мсрян допустил несколько ошибок – например, во время исполнения музыки, его герой часто поворачивается к публике спиной, чего профессиональные скрипачи никогда не делают.

Кто подсказал эту музыку твоей душе?

Главная музыкальная тема фильма, написанная композитором Сергеем Баневичем, обрела вторую жизнь со словами Татьяны Калининой, став шлягером Альберта Асадуллина «Дорога без конца». Тема дороги проходит через фильм красной нитью – маэстро всегда в пути – при жизни и после смерти, когда церковь строго запретила предавать его тело земле. Его верный слуга Юлиус (Альберт Филозов) и его сын годами следуют за гробом по пятам…

Съёмки фильма совместно осуществляли Ленфильм и Болгарское телевидение – значительная часть действия была отснята в Болгарии, архитектура которой изображала сразу Италию, Францию и Австрию.

Никколо Паганини (1982)

Несмотря на всю свою атмосферность и прекрасно переданные характеры, как и многие другие советские фильмы, менакеровский «Паганини» довольно затянут (в особенности первая серия). Множество времени занимают философские диалоги и монологи его друга детства и тайного врага Дино (Армен Джигарханян).

Сцены, которые в книге идут одна за другой, в фильме здорово перемешаны, в результате, многие отсылки могут быть понятны только посвящённым в подробности биографии маэстро. Уже тогда, в начале 80-х, придирчивые зрители «самой читающей» страны вынесли вердикт: «книга лучше», но для невзыскательного зрителя вечерний показ «Паганини» был, безусловно, настоящим событием!

14. Житие Дон Кихота и Санчо (1988)

659 мин (9 серий по 70 мин)

Читая отзыв об очередной исторической ленте, читатель может подумать, что в 80-е годы в СССР был какой-то бум на исторические сериалы! Однако это не так – исторические фильмы в Союзе снимали всегда! Отчасти из-за того, что в плане идеологии классика гораздо безобиднее и получить разрешение на съёмки исторической картины было значительно проще, чем пробить какую-нибудь молодёжную драму. А отчасти благодаря высокой планке, которую задавала советская система образования, ещё на школьной скамье знакомившая с сокровищами мировой классической литературы!

«Посредине между двумя крайностями, трусостью и безрассудством, находится храбрость»

Житие Дон Кихота и Санчо (1988)

Слово Дон-Кихот давно уже стало нарицательным - так называют человека, который совершает бескорыстные подвиги, в основном, из любви к прекрасной даме. Чуть реже всплывает образ ветряных мельниц – ложной цели, на достижение которой мы тратим неимоверные усилия.

Фильм «Житие Дон Кихота и Санчо» грузинского режиссёра Резо Чхеидзе возвращает нас в реальность. В нём Дон-Кихот, как и в книге, одержимый фанатик Средневековья и неудачливый реконструктор, мечтающий о светлых рыцарских идеалах посреди грязи, нищеты и сельской глуши унылого безвременья…

Нацепив самодельные доспехи и шлем из тазика для бритья, вскочив на самую худую кобылу, которую только можно вообразить, Рыцарь печального образа вместе со своим тучным слугой Санчо Пансой отправляется на поиски подвигов и приключений, чтобы заслужить любовь дамы сердца - Дульсинеи Тобосской. Вот только «век славных рыцарей прошёл», и сказочные драконы существуют лишь в воспалённом воображении безумного неудачника…

Стоит отдать должное режиссёру, решившемуся экранизовать роман, современниками которого были Минин и Пожарский! Написанный совсем для других людей, полный непонятных нам отсылок, роман «Дон-Кихот» чрезвычайно трудное произведение. Но тем не менее, в России всегда любили этот бестселлер Сервантеса и неоднократно его переводили и переиздавали.

Житие Дон Кихота и Санчо (1988)

Первый фильм о Дон-Кихоте в нашей стране был снят ещё в 1957-м году, а в домашней библиотеке любого советского книголюба-макулатурщика в обязательном порядке был двухтомник (который, впрочем, мало кто читал) с рыцарем на корешке…

Экранизация 88-го года получилась очень грузинской – пылкий темперамент кавказских актёров прекрасно воссоздавал испанскую страсть. После блистательной игры Кахи Кавсадзе практически невозможно представить Дон-Кихота каким-то ещё! А роль пузатого Санчо прекрасно сыграл комедиант Мамука Кикалейшвили.

К сожалению, фильму о Дон-Кихоте было суждено стать вершиной успеха грузинского кинематографа. Студии Грузия-Фильм больше нет, а с ней погибли и оригиналы пленки с полной версией сериала. В сети есть только сокращённая копия довольно скверного качества.

13. Макар-следопыт (1984)

202 мин (3 серии по 70 мин)

Во все времена дети любили героев-ровесников, и Макар-следопыт был как раз таким героем. Несмотря на свой юный возраст, деревенский парнишка Макар проявляет чудеса смекалки в борьбе с коварными белогвардейцами! В этом его помогает его собака Дружок.

«Так было всегда и во все времена, в горячих мальчишеских снах»

Макар-следопыт (1984)

Тема юных сподвижников Революции в советском кинематографе была не нова – в 60-х это были «Неуловимые», в 70-х герои «Кортика» и «Бронзовой птицы». Макар-следопыт был детской версией «неуловимых», поэтому как таковых политики и пропаганды в фильме практически не было. Зато было много юмора, приключений и экшена, которые так любят дети!

А ещё дети любят играть в индейцев. Вот и Макар буквально одержим индейской темой – он лихо скачет на коне без седла, ловко бросает лассо и метко стреляет из лука – не секрет, в советском кинематографе индейцы, как правило, были положительными героями!

Важным преимуществом фильма было то, что сюжет его не был «высосан из пальца», он был снят по рассказам современника, очевидца страшных событий Гражданской войны – Льва Остроумова (1892-1955), нашедшего в себе силы написать о страшном смешно и увлекательно. Повесть о Макаре-следопыте впервые была напечатана в далёком 1924-м году!

Макар-следопыт (1984)

Роль главного отрицательного персонажа – штабс-капитана Чёрного блестяще исполнил Олег Борисов, элегантный и аристократичный Игорь Дмитриев сыграл английского офицера. Ну а всегда очень положительный Андрей Ростоцкий сыграл Мячика – командира разведчиков. К сожалению, Максим Минин, исполнивший роль Макара, в кино больше не снимался.

Фильму не повезло – он был снят накануне Перестройки. Уже скоро роль белого движения была пересмотрена, и показывать «беляков» плохими стало признаком дурного тона. И если при Советской власти, пусть и перестроечной, фильм по-прежнему крутили каждый год, то с начала 90-х Макар надолго исчез с голубых экранов…

12. Мираж (1983)

202 мин (3 серии по 70 мин)

Ещё одна работа Алоиза Бренча, который в 80-х вплотную занялся съёмкой боевиков и криминальных драм. Эту его работу можно смело назвать настоящим «американским» триллером – разумеется, в представлении советского зрителя! В ней есть крутые тачки, стрельба, убийства, острый сюжет, гористый ландшафт Невады, а главными героями выступают не отважные полицейские милиционеры, как в канонических советских детективах, а… гангстеры!

Мираж (1983)

В основу сюжета был положен роман Джеймса Чейза «Весь мир в кармане». Чем-то он напоминает историю Бонни и Клайда, вот только Клайд здесь не один, а целых четверо, и каждый из них по-своему влюблён в Бонни. То есть Джинни.

Джинни Гордон (Мирдза Мартинсоне – очаровательная леди Анна из «Стрел Робин Гуда») не повезло – её отец, потеряв работу, покончил собой. Но страховка за самоубийцу не полагается, и доведённая до отчаяния Джинни решается на преступление. Как и положено американской девушке, она холодна и крайне прагматична. Джинни находит исполнителя - бывшего преступника, циничного Фрэнка Моргана (Регимантас Адомайтис, известный по роли Червеня в комедии «Зелёный фургон»), просидевшего 15 лет за решёткой. Обладая опытом и связами, он берёт на себя планирование и реализацию ограбления. Он приглашает старых приятелей – Эда Блэка (Интс Буранс – шериф Ральф из «Стрел Робина Гуда», чем-то похожий на Халка Хогана), ветерана Вьетнамской войны, в прошлом профессионального пилота, итальянца Джипо (артист Театра Моссовета Борис Иванов) и неудачливого боксёра Эла Китсона (Мартиньш Вилсонс – дальнобойщик Виктор из «Интердевочки») по кличке Малыш. Каждый из них по-своему несчастный лузер, которому будущее не сулит ровным счётом ничего.

- Весь мир у наших ног!
- Мираж…. Не будет он у наших ног.

«Нива» в роли джипа «Welling Super Box»

План гениален и прост – инсценировав аварию, остановить броневик инкассаторов и, пристрелив водителя, завладеть его сейфом. Но с самого начало гангстерам не везёт. Случайно промахнувшись, Блэк спутал все карты – водитель заблокировал дверь машины, внутри которой находится сейф с тремя миллионами долларов. Броневик вместе с живым водителем приходится прятать в огромной фуре, в которой преступники уезжают всё дальше и дальше, надеясь достичь границы с Мексикой…

Что-то изменилось в советской идеологии с приходом к власти Генсека Андропова. Ещё в бытность своей службы председателем КГБ, он сам с удовольствием читал самиздат, а лучшим средством борьбы с заграничной медиа-продукцией, считал её легализацию. Съёмка боевиков в СССР была своего рода «импортозамещением» - если советскому зрителю так нравятся боевики, пускай он их смотрит, но наши - без чуждой идеологии и пропаганды американского образа жизни, вместо них в них ненавязчиво будет проводиться анти-пиар капитализма! На самом деле, «Мираж» очень советский фильм. Он о том, что весь мир находится в руках капиталистов, и всё в нём работает только на то, чтобы защищать их интересы...

Прибалтийским режиссёрам такие псевдо-заграничные псевдо-боевики удавались лучше всего – они не имели узких идеологических шор, которые сковывали режиссёров из России, и потому располагали большей свободой в выборе сюжетов и способов их реализации. Европейская архитектура Прибалтики создавала ощущение заграницы, а колоритная внешность актёров довершала впечатление, что фильм снят не у нас. Но самое главное, в Риге располагался единственный в Союзе Мотормузей с большим парком иностранных автомобилей (Pontiac Grand Ville 1972-го года даже в 83-м выглядел гораздо круче советских жигулей), что обеспечивало съёмочную группу массой роскошного реквизита!

Конечно, современный зритель быстро найдёт к чему придраться в фильме массу несуразиц, в сотый раз повторив, что это не Америка, а то, чем она виделась из-за «железного занавеса». Не побережье Тихого океана, а черноморский пляж с серой галькой. Не броневик «Welling Super Box», а угловатая «Нива». Не американские квартиры, мебель, одежда, дороги, мосты, а советские. Американец и вовсе упадёт под стол от хохота (если, конечно, вы сможете заставить хоть одного американца просмотреть старый трёхчасовой фильм!). Но если сравнить «Мираж» с той «развесистой клюквой», которую снимали американцы о Советском Союзе, нельзя не признать - создатели постарались на славу!

11. Адвокат (1990)

201 мин (3 серии по 70 мин)

Адвокат (1990)

В этой депрессивной перестроечной драме Искандера Хамраева советская жизнь, будто перевёрнута с ног на голову: милиционеры и местные власти продажны и коррумпированы, а адвокат неожиданно честен и неподкупен. И можно было бы списать сюжет на ненависть сценариста Игоря Агеева к России (его перу принадлежат и такие спорные перестроечные драмы как «Куколка» и «Камышовый рай»), если бы каждому из нас не были известны аналогичные случаи …

В осеннем провинциальном городке местные ребята в последний раз собираются вместе перед тем как разъехаться. Олег поступил в институт и скоро уедет в Москву, Колю Варенцова, которого все зовут Чайник, забирают в армию.

Но покой школьных друзей нарушает милицейский наряд – в ту роковую ночь в городке было совершено убийство, и подозрение падает на Варенцова, у которого случайно оказался бумажник жертвы, который он по глупости подобрал. Милиция, на которую давят местные власти, торопится закрыть дело и потому шьёт его «белыми нитками», фабрикуя улики и буквально «выбивая» показания из Варенцова. «Хороший» следователь Иван Запарин (его играет Юозас Киселюс - Артур из «Долгой дороги в Дюнах») советует тётке Коли (Майя Булгакова) нанять хорошего московского юриста. И со второй серии в игру вступает молодой, но честный адвокат - Павел Бешметьев (Андрей Ташков), твёрдо решивший вывести ментов на чистую воду и освободить невиновного…

Адвокат (1990)

В фильме поднимается несколько важных тем, не утративших актуальности и по сей день: работа органов на рейтинги, традиционный российский принцип «лучше осудить невиновного, чем оправдать виновного», всевластие стражей порядка в маленьких городках, круговая порука…

Наверное, такой фильм можно было снять только в Перестройку, когда запретных тем практически не осталось, а эпоха штампованных ментовских сериалов ещё не наступила, поэтому весь сюжет «Адвоката» неразрывно связан с его временем, которое он прекрасно отражает! Позднее Игорь Агеев будет писать сценарии уже более «канонических» детективных сериалов: «Улицы разбитых фонарей», «Агент национальной безопасности» и «Бандитский Петербург» с хорошими ментами и продажными адвокатами…