Вверх

2017-10-16 05:59:25

Дмитрий Семенидо

20 лучших советских сериалов 80-х. Часть 3

В поисках капитана Гранта

10. Батальоны просят огня (1985)

285 минут (4 серии по 71 мин)

Батальоны просят огня (1985)

Из типовых советских фронтовых лент этот фильм выделяет поистине звёздный состав актёров, которым он может потягаться разве что с исторической драмой Сергея Бондарчука «Они сражались за Родину». В роли доблестных командиров снялся весь цвет советского кинематографа: Олег Ефремов, Александр Збруев, Александр Галибин, Игорь Скляр, Николай Караченцов, Александр Панкратов-Чёрный… персонаж каждого – яркая личность с прекрасно прорисованным характером. Острый сюжет, ощущение близости врага, не дают расслабиться ни на минуту!

Задуманный, как типовая юбилейная лента к 40-летию Победы, фильм надолго пережил эту дату, став одной из тех картин, без которых немыслимо представить телеэфир в первых числах мая!

- И помните: батальоны должны держаться! - Я помню…

В основе сюжета – историческое форсирование советскими войсками Днепра летом 43-го года. На передовую отправляются два батальона – они должны перебраться на ту сторону, и, укрепившись, дать сигнал «просим огня». Но, как это часто бывало на фронте, приказ был отменен уже в процессе его выполнения. Теперь дивизия должна сниматься с позиций для атаки города Днепрова. А два батальона, уже перебравшиеся через реку, оказываются брошенными на произвол судьбы, получив типовой приказ «ни шагу назад»…

Батальоны просят огня (1985)

Фильм поднимает важный вопрос, неоднократно обсуждавшийся в годы Перестройки: а так ли уж оправданы были те колоссальные человеческие потери, которые в годы войны понёс советский народ? Не слишком ли часто говорили советские генералы «бабы новых нарожают», бросая свой личный состав в пекло на верную смерть?

К недостаткам картины можно отнести некоторую перегруженность событиями, действующими лицами и сюжетными линиями, в результате которой из неё не получилось ни полноценного военного боевика, ни романтической новеллы – это сложная и противоречивая драма человеческих жизней. Сказалось и несовершенство советской киноаппаратуры – из-за низкого качества плёнки ночные съёмки получились довольно тёмными, разобрать в них что-либо очень сложно.

В любом случае, картина оставит в душе глубокий эмоциональный след.

9. Мёртвые души (1984)

385 мин (5 серий по 77 мин)

Что может быть лучше фильма, экранизированного по пьесе Гоголя? Только сериал, где авторский текст идёт от лица самого Николая Васильевича! Александру Трофимову, известному нам по роли кардинала Ришелье в «Трёх мушкетёрах», удалось создать по-настоящему живой образ классика – мистический, в развевающейся чёрной накидке, но при этом ироничный и живой.

Мёртвые души (1984)

Он читает авторский текст из странной комнаты, одно окно которой обращено в Рим, в котором, как известно, Гоголь жил много лет, другой в серую и слякотную Русь (именно так Гоголь зовёт Россию), где среди полей на горизонте угадываются очертания церкви…

Сюжет фильм нам хорошо знаком по школьной программе (иной раз закрадываются сомнения, что некоторые советские фильмы были сняты по спецзаказу Министерства Народного Просвещения – в помощь нерадивым школьникам, которые не могут осилить классиков).

Главный герой – помещик Чичиков (его блистательно играет Александр Калягин), задумывает неслыханную авантюру – «раздуть» своё состояние (которое тогда исчислялось не только недвижимостью и землёй, но и количеством душ крепостных крестьян), за счёт покупки давно умерших «душ», по недоразумению числящихся как живые… Вместе со своим слугой Петрушкой (Владимир Стеклов) и кучером Селифаном (Алексей Зайцев) он колесит по необъятным просторам матушки-России в поисках помещиков, которые могли бы продать ему мёртвые души…

Неужели вы полагаете, что я стану брать деньги за души, которые в некотором роде окончили своё существование?

Характеры типичных помещиков, созданные Гоголем, сделали «Мёртвые души» настоящим зеркалом русской жизни: мечтатель Манилов, обжора Собакевич, скряга Плюшкин, дебошир Ноздрёв (сам Гоголь произносил эту фамилию как «Но́здрев») и глупая Коробочка – стали нарицательными персонажами. Создаётся невольное ощущение, что это именно они мёртвые души, то есть духовные мертвецы...

Пьеса задумывалась как комедия, и крылатые фразы из неё, а потом и из фильма, разошлись на цитаты. Но есть в ней и грустинка – вскользь затронуты темы одиночества Чичикова, тяжёлой и нищенской жизни русского народа, а история капитана Копейкина не оставит равнодушным никого.

Фильм снят гениальным Михаилом Швейцером, чьи фильмы «Кортик», «Золотой телёнок», «Карусель» и многие другие нам хорошо знакомы с детства.

8. Россия молодая (1984)

616 минут (9 серий по 70 мин)

Масштабная историческая драма по роману Юрия Германа, являющаяся сюжетным продолжением дилогии «Юность Петра» (1980) и «В начале славных дел» (1981). Действие фильма происходит в начале XVIII века. Россия вступила в войну со Швецией, находившейся тогда на пике своего военно-политического могущества. Победить сильного и опасного противника невозможно без боеспособного флота.

Россия молодая (1984)

На холодном Русском Севере царь Пётр I организует строительство первых кораблей под началом сотника Сильвестра Иевлева (Степан Старчиков).

Фильм очень контрастен и потому будет понятен даже детям. Герои строго делятся на положительных и отрицательных. «Плохие» - предатели, провокаторы и лжецы. «Хорошие» необыкновенно патриотичны и готовы на всё ради Отчизны. Таким представляется таможенный капрал Афанасий Крыков (Александр Фатюшин), который честно пытается бороться с контрабандой, но ею кормится его начальство, и он попадает под опалу. Заступничество архиепископа Афанасия (Иван Лапиков) его спасает, и по ходу сюжета Крыков постепенно растёт по службе, занимая всё более важные посты в архангельской таможне.

- Бежать тебе надо
- Бежать? Оно конечно бежать... А кто же пушки делать будет!

Сметливый помор Иван Рябов (Борис Невзоров) под видом рыбака нанимается к шведам лоцманом. Это вполне реальный исторический персонаж, который вместе с Дмитрием Борисовым считается одним из спасителей Архангельска. Русские лоцманы заводят галеот «Тёва-летит» и шняву «Мьёхунден» на мель прямо перед пушками крепости. Обездвиженные корабли погибают в артиллерийской перестрелке.

Россия молодая (1984)

Город спасён. Но, как это часто бывало в русской истории, герои оказываются обвинёнными в измене и их попадают под стражу. К счастью, у них есть верные друзья, которые вовремя оповещают Петра. Добрый царь-батюшка приезжает, наводит порядок и освобождает Рябова и Иевелева.

Роль Петра исполнил Дмитрий Золотухин, также известный нам по роли Василия Буслаева. Двумя годами раньше, в 1982-м году, журнал Советский экран признал его актёром года. В роли Петра он очень убедителен – именно таким (ещё со времён Николая Симонова) нам представляется этот самодержец - с маленькими усиками, всегда возбуждённый, с горящими, яростно вращающимися глазами: «Гляди, Алексашка!». Вероятно, это постоянно напряжённое выражение лица должно отражать всю страстность натуры великого реформатора.

В 1988-м году Илья Гурин вновь обратится к русской истории, сняв фильм «Гулящие люди» на этот раз о временах отца Петра – Алексея Михайловича.

7. Противостояние (1985)

392 мин (6 серий по 65 мин)

Противостояние (1985)

Ещё одна лента по сценарию Юлиана Семёнова. Действие начинается в вымышленном северном городке Нардын, где милиция обнаруживает труп человека, пропавшего без вести. В силу особой важности преступления оно поручается крупному милицейскому чину - начальнику отдела по особо важным делам ГУГРО МВД СССР полковнику Владиславу Костенко (Олег Басилашвили). Ещё одного сыщика играет Юрий Кузнецов, пожалуй, главный «мент» российского кино («Гений», «Улицы разбитых фонарей», «Тюремный романс» и др.).

Все нити ведут к таксисту Григорию Милинко (Андрей Болтнев), однако с самого начала дело принимает странный оборот. Выясняется, что настоящий Милинко без вести пропал на войне 40 лет назад…

Небольшая заминка превращается в огромную проблему. Сюжет фильма раздваивается, и мы переносимся в 41-й год, где рядовой Николай Кротов во время битвы за Киев попадает в плен, где переходит на сторону фашистов. Он обучается в тылу в специальной разведшколе, которая превращает его в опытного диверсанта и безжалостного террориста. Но в 45-м, когда дни немецкой армии уже сочтены, Кротов дезертирует и, убив демобилизованного морпеха Милинко (Андрей Смоляков), присваивает его документы…

В отличие от современных ментовских сериалов, в фильме практически нет экшен-сцен, однако его закрученный сюжет и постоянные историко-патриотические отсылки в прошлое буквально приковывают внимание!

Противостояние (1985)

Главный сыщик расследует дело не спеша, но умело. Он не типичный мент – вежливый, остроумный, либеральный, с философским взглядом на жизнь, как бы воплощающий собой только добро. Персонаж Кротова напротив - словно демонстрирует глубину человеческого падения, когда, скрываясь от правосудия, убийца, предатель и провокатор становится воплощением всё большего, почти абсолютного зла, животной злости. Именно в этом заключено противостояние – двух проницательных и изворотливых умов. Это главное дело Костенко, и распутывая дело шаг за шагом, он несёт самому главному злодею в своей жизни неотвратимость наказания…

Как и многие другие советские сериалы, фильм несколько затянут. Сотрудники милиции показаны чересчур положительными (ещё больше, чем обычно). Преступник же напротив, нарисован исключительно чёрными красками, никакой неоднозначности в нём нет, он вызывает лишь ненависть. И тем не менее, этот фильм очень сильный, посмотрев его хотя бы раз, забыть уже невозможно!

6. В поисках капитана Гранта (1985)

455 минут (7 серий по 65 минут)

Остросюжетный и очень зрелищный сериал Станислава Говорухина стал настоящим подарком советским школьникам! Гениальная задумка Жюля Верна – обучать детей географии в популярной форме, погружая их в приключения в дальних странах, была воплощена на качественно новом уровне – с видеорядом, в котором мы вслед за яхтой «Дункан» следуем вокруг света по 37-й параллели. Приключения героев перемежаются с приключениями самого Жюля Верна – чей жизненный путь от безвестного начинающего писателя до всемирно известного литератора мы наблюдаем от серии к серии…

В поисках капитана Гранта (1985)

Во время свадебной прогулки лорда Гленервана (его роль исполнил кудрявый красавец Николай Ерёменко-младший) с молодой женой Элен (Тамара Акулова), матросы его яхты вылавливают в море акулу, во чреве которой находят бутылку с посланием капитана судна «Британия» Гарри Гранта, потерпевшего кораблекрушение. Хотя текст записки продублирован на трёх языках, все копии сильно пострадали, и восстановить удаётся лишь его часть. Из координат известна только широта: 37-я параллель.

Тщетно пытаясь привлечь власти к поисковой операции, лорд Гленерван решает организовать собственную экспедицию, в которой к нему присоединяются дети капитана Гранта – Мери (Галина Струтинская) и Роберт (Руслан Курашов), а также невозмутимый майор Мак-Наббс (Владимир Гостюхин) и рассеянный учёный-географ Жак Паганель (его роль исполнил эстонский актёр Лембит Ульфсак, озвученный Алексеем Золотницким). Так же как в книге, Паганель в фильме играет роль «ходячей энциклопедии», донося до юных зрителей сложные научные данные в лёгкой и увлекательной форме.

Прозрачные Стёкла лжёт!

В поисках капитана Гранта (1985)

Кругосветный размах путешествий героев фильма поражает, однако, как и в случае с фильмом «Никколо Паганини», значительная часть натурных сцен была запечатлена в Болгарии. Съёмки в горах проходили в Крыму, а Чёрное море было и Тихим и Атлантическим океаном одновременно!

Станислав Говорухин (который был не только режиссёром, но и сценаристом фильма) весьма вольно обошёлся как с биографией Жюля Верна, так и с сюжетом романа. К примеру, он «убил» глуповатого дворецкого Олбинета (Анатолий Рудаков), а также одного из матросов капитана Гранта, другого же «свёл с ума», в то время, как в романе все остаются живы и здоровы.

Одной из сильных сторон фильма является музыка, в особенности его главная тема - незабываемая увертюра Исаака Дунаевского из первой советской экранизации романа, снятой Владимиром Вайнштоком в 1936-м году.