Вверх

2017-10-16 06:00:21

Дмитрий Семенидо

20 лучших советских сериалов 80-х. Часть 4

Михайло Ломоносов -1986 - советские сериалы 80-х

5. Визит к Минотавру (1987)

350 минут (5 серий по 70 минут)

Ещё один детективный шедевр, снятый по роману братьев Вайнеров, чьи персонажи всегда отличались качественной проработкой!

Визит к Минотавру (1987)

Как обычно, начало вполне рядовое – в квартире музыканта Льва Полякова (Лаймонас Норейка) совершена кража. И вряд ли она стоила бы нашего внимания, если не считать, что музыкант – народный артист СССР, а похитили не много, не мало – легендарную скрипку Страдивари «Санта Мария», бесценный экземпляр XVII века! Дело поручают жёсткому и циничному следователю прокуратуры Станиславу Тихонову (Сергей Шакуров), которому помогает верная помощница Леночка (Анна Каменкова), питающая к начальнику не только профессиональную симпатию…

Для контраста сюжет детектива перемежается отсылками в прошлое: из зимней Москвы 80-х мы переносимся в Кремону XVII века, где молодой подмастерье Антонио Страдивари (его роль играет тоже Сергей Шакуров) поступает в ученики к знаменитому Николо Амати (последняя роль в кино Ростислава Плятта). Параллельно с поисками скрипки мы наблюдаем за становлением одного из самых знаменитых струнных мастеров в истории. Высокий профессионализм итальянских мастеров и их отношение к своему делу не может не вызвать уважения:

— И я смогу делать настоящие скрипки?
— Скрипки не делают. Делают бочки и скамейки. А скрипки, как хлеб, виноград и детей — рождают и выращивают.

Визит к Минотавру (1987)

К слову, у Амати учился ещё один будущий великий мастер – Андреа Гварнери. На скрипке, изготовленной его внуком Джузеппе («Гварнери Дель Джезу») играл Никколо Паганини (её можно видеть в одноимённом сериале). Но в отличие от Гварнери, Страдивари не основал династию – ни один из его детей не пошёл по стопам отца, и это стало главной трагедией мастера.

У гения мало времени. Ты не можешь скитаться по свету в поисках любви, ибо гений сам творит любовь

Помимо экшена, в детективе есть сильный психологический подтекст – подобно Тесею, который бродит по лабиринту с Минотавром, Тихонов распутывает сложное дело, нить которого ведёт к Минотавру – главному преступнику. Но свой минотавр живёт и в каждом из героев. Он питается страхами и пороками, а тех, кто позволяет им одержать верх, сжирает без остатка…

Отдельной канвой проходит давний конфликт Павла Иконникова (Валентин Гафт) – в прошлом скрипача, душа и талант которого оказались в тени Полякова. Не в силах оставаться вторым номером, он становится серпентологом – собирая яд змей, он копит яд, желчь и боль в своей собственной душе…

Особый колорит фильму придаёт музыка замечательного композитора Эдуарда Артемьева.

По воспоминаниям автора, когда сериал впервые шёл на телеэкранах, дети бегали по площадке детского садика с игрушечными пистолетиками и кричали: «Молчать! Где скрипка?», вероятно изображая следователя Тихонова (правда, в реальной жизни, следователи редко сами бегают за преступниками с оружием).

История основана на реальных событиях – в 1968-м году в квартире скрипача Давида Ойстраха действительно была совершена квартирная кража, правда скрипки Страдивари у него не было, да и другие скрипки не тронули. Но ровно через 10 лет после выхода фильма, настоящую скрипку Страдивари, которая в нём демонстрировалась, действительно украли.

4. Гардемарины, вперёд! (1988)

300 минут (4 серии по 75 минут)

Историческая драма в лучших традициях «Трёх мушкетёров», но на русской земле. Оказывается, и в России тоже была своя «belle époque» с дворцовыми интригами, погонями на лошадях, дуэлями на шпагах. Правда действие «Гардемаринов» происходит на сто лет позже, в годы царствования императрицы Елизаветы.

Гардемарины, вперёд! (1988)

В роли советского Александра Дюма выступила инженер-сантехник Нина Соротокина, которая принесла сценарий про гардемаринов в московский Дом кино режиссёру Светлане Дружининой (известной нам по роли Анфиски в картине «Девчата»).

Сюжет у драмы лёгкий, но захватывающий: недовольный возвышением России, коллективный «Запад» в лице кардинала де Флёри (Инокентий Смоктуновский) строит козни: он отправляет авантюриста Шевалье де Брильи (Михаил Боярский) выкрасть бумаги вице-канцлера Алексея Бестужева (Евгений Евстигнеев), чтобы узнать политические тайны русского двора.

Я замечаю в Вас некоторую непокобелимость… непоколебимость к авторитетам, господин капитан! В это время в московских Навигацких школах трое курсантов: Сашка Белов (Сергей Жигунов), Алёшка Корсак (Дмитрий Харатьян) и Никита Оленев (Владимир Шевельков) изнывают от занятий по верховой езде, втайне мечтая о море. Одна из покровительниц школы Анна Гавриловна Бестужева-Рюмина (Нелли Пшённая) оказывается замешана в салонном заговоре против Елизаветы (знаменитое «Лопухинское дело»), её арестовывают и увозят в Тайную канцелярию. Начинается охота и на Алёшку, которому она покровительствовала, но тому удаётся бежать, переодевшись в женское платье. Тем временем дочь Анны Гавриловны – Анастасия Ягужинская (секс-символ кино 80-х Татьяна Лютаева) томится под домашним арестом. Зная, что её должны арестовать с минуты на минуту, де Брильи предлагает ей побег и тайно увозит с собой. Влюблённый в Анастасию Сашка, следует за ними по пятам…

- Сударыня! Почему вы целуетесь?
- Это последний русский, Серёжа. Он меня понимает и жалеет.
- Мне надоел этот последний русский, и предпоследний тоже!

Весь конец 80-х гардемарины не сходят с советских телеэкранов, став новыми героями советских школьников! Великолепные песни, большую часть которых исполнили Олег Анофриев и Елена Камбурова, выпускают на отдельной пластинке. Знаменитую песню «Не вешать нос, гардемарины!» исполняла ещё малоизвестная группа «Доктор Ватсон». Но главной темой стала красивейшая серенада «Голубка» Михаила Боярского, написанная по аккордам голливудской «Истории любви».

В 1992-м году в прокат выйдет сиквел «Виват, гардемарины!», где Никиту будет играть актёр-любитель Михаил Мамаев, а ещё через год «Гардемарины - III», где третьим гардемарином станет Александр Домогаров.

3. Узник замка Иф (1988)

236 минут (2+1 серия по 80 мин)

Ещё одна великолепная экранизация французской классики – романа Александра Дюма «Граф Монте-Кристо» от создателя «Трёх мушкетёров» Георгия Юнгвальд-Хилькевича. Так же, как и в «Мушкетёрах», одну из главных ролей играет главный «француз» советского кино – Михаил Боярский, правда, отрицательную. А Виктор Авилов, в фильме про мушкетёров сыгравший злодея Мордаунта, наоборот необычайно положителен!

Узник замка Иф (1988)

Судьба наделила юного марсельца Эдмона (Евгений Дворжецкий) всем! Его любит красавица-каталонка Мерседес (первая роль в кино Анны Самохиной), а хозяин его корабля Моррель уже решил сделать его капитаном. Но доставив с острова Эльба письмо в Париж, Эдмон невольно становится соучастником бонапартистов… Как водится, большой успех рождает большую зависть. Его сослуживец Данглар (Алексей Жарков) и двоюродный брат Мерседес – Фернан (Михаил Боярский), влюблённый в неё до безумия, составляют заговор, и Эдмона арестовывают на собственной свадьбе. Королевский прокурор де Вильфор (Арнис Лицитис) старается быть объективен, но узнав, что человек, которому Эдмон доставил письмо, никто иной, как его собственный отец, распоряжается бросить Эдмона в темницу. Его помещают в замок Иф (старинный форт в Средиземном море), откуда уже не выходят…

В замке Иф не принято кричать. Советую вам это запомнить

В тюрьме Эдмон проводит долгие 14 лет, за время которых Евгений Дворжецкий превращается в Виктора Авилова. Одичав и потеряв человеческий облик, Эдмон знакомится с итальянским священником аббатом Фариа, которого все считают сумасшедшим из-за его навязчивой идеи о сокровищах.

Узник замка Иф (1988)

Друзья планируют побег, но здоровье Фариа с каждым днём становится всё хуже. Он учит Эдмона языкам, танцам и аристократической осанке, подготавливая к будущей роскошной жизни («какой же смысл выйти отсюда таким же идиотом, только постаревшим?»). Когда же Фариа умирает, Эдмон зашивает себя в трупный мешок, и его тело сбрасывают со стены замка. Оказавшись на свободе, он обдумывает изощрённый план мести…

«Аз воздам», — сказал Господь. Если вас почему-либо не устраивают его слова, отнесите это к земной мудрости. Вершить самому приговор обременительно для тела и разрушительно для души.

Драматичности картине придают великолепные песни, написанные и исполненные Александром Градским – как обычно, с необыкновенным надрывом.

Фильм сыграл важную роль и в жизни своего режиссёра. Отыскав восточную красавицу на роль Гайде в хореографической школе Ташкента, он сам влюбился в неё, и спустя несколько лет Надира Мирзаева стала его женой.

2. Михайло Ломоносов (1986)

663 минуты (9 серий по 70 мин)

Михайло Ломоносов (1986)

Великолепная историческая драма, основанная на биографии первого русского академика Михайло Васильевича Ломоносова. Его грандиозный жизненный путь поражает воображение – будущий гений родился в глухой Архангельской деревне. С детства уходя с отцом в море, Михайло стал задаваться вопросами об устройстве мироздания, его неодолимо тянуло к знаниям, пути к которым не было. Максимум, что могло ждать грамотного мужика – пост деревенского попа, конечно уважаемый и прибыльный, но юношу манило совсем другое: «науки сам составлять хочу!», - говорит он всем, кого встречает на пути.

Тайком сбежав из дома, он уходит с рыбным обозом в Москву, где поступает в Спасские школы. Но и там перспектива была одна – школы учили будущих священников, пусть рангом повыше, с перспективой стать епископом или митрополитом, но дорогу к наукам светским они не открывали. 4 года спустя, в числе 12 лучших учеников, Михайло отправляется в Петербург, в Академию Наук… Там судьба открывает перед ним новые двери - его отправляют учиться в Германию, где он окунается в европейскую жизнь, и где ему суждено встретить свою первую и единственную любовь…

Михайло Ломоносов (1986)

Помимо основной линии, мы наблюдаем за жизнью царского двора, переживаем важные события российской истории: смерть Петра Великого, восшествие на престол Анны Иоанновны, дворцовые перевороты, интриги, казни.

В картине поднимаются важные исторические аспекты, которые сегодня уже забылись: строгое разделение российского общества на сословия, лишавшее простых детей возможности учиться. Чрезмерная религиозность, часто становившаяся преградой на пути прогресса. Засилье немцев в Академии Наук, некоторые из которых (включая её президента Шумахера) были не столько учёными, сколько алчными авантюристами. Знаменитый спор о варягах, в котором Ломоносов принимал самое деятельное участие. А ещё становление мозаичного дела и открытия по физике, химии, минералогии и астрономии, которые Ломоносов сочетал с поэзией и историей!

Михайло Ломоносов (1986)

«Можно отстранить академию от Ломоносова, но не Ломоносова от академии»

Перед нашими глазами проносится целая жизнь, полная событий, взлётов, падений, удивительных открытий и великих свершений!

Роли Ломоносова исполняли сразу три актёра: Александр Михайлов (юный помещик Алексей Федяшев из «Формулы любви»), Игорь Волков (позднее он играл в основном в криминальных боевиках) и украинский актёр Виктор Степанов (к сожалению, его не стало в 2005-м году).

Через 4 года, в 1990-м году режиссёр Александр Прошкин снимет ещё один биографический сериал «Николай Вавилов».

1. Гостья из будущего (1985)

317 минут (5 серий по 60 мин)

Гостья из будущего (1985)

В дни весенних каникул 1985-го года улицы советских городов опустели – не было слышно детского смеха и шумных игр в «войнушку». По телевизору шла «АЛИСА»! А точнее многосерийный фильм «Гостья из будущего» по мотивам фантастической повести Кира Булычёва «Сто лет тому вперёд».

Альфа Центавра знаешь? Тамошние мы!

По сюжету шестиклассник Коля Герасимов (Алексей Фомин) случайно попадает в заброшенный дом, в котором, неожиданно для себя запускает машину времени, унёсшую его на сто лет вперёд – в Москву 2084-го года! Он оказывается в Институте Времени, где его задерживает интеллигентный робот Вертер (Евгений Герасимов, ныне народный артист и депутат Мосгордумы). Уговорив робота отпустить его погулять по Москве, Коля оказывается в волнующем мире будущего, где вместо метро телепортеры, а вместо машин – летающие флипы. Люди там живут больше ста лет, а в каждом крупном городе есть космодром!

Но и в будущем не всё гладко! С Сатурна в Москву прибывают пираты Крыс и Весельчак У (Михаил Кононов и Вячеслав Невинный), которые хотят похитить миелофон – прибор для чтения мыслей. С его помощью Алиса (её играет юная Наташа Гусева) читает мысли инопланетных животных в московском КосмоЗоо, стоит ли говорить, какие безграничные возможности он мог бы дать пиратам!

Гостья из будущего (1985)

Коле удаётся помешать злодеям, но передать Алисе миелофон он не успевает и увозит его в прошлое. По его следам в 1984-й год отправляются пираты и сама Алиса…

- Алиса! Они меня пытали, но я им ничего не сказал!

Наверное, современным детям уже никогда не понять, почему для школьников 80-х этот фильм был так дорог и любим! Спецэффекты в нём на уровне палки и верёвки, а детские роли исполняли не профессиональные актёры. Но дьявол кроется в деталях! Во-первых, фантастика – машина времени, телепортация, космические пираты – таких фильмов в СССР практически не было. Во-вторых, сюжет был очень современным – действие в нём происходило в настоящем времени с такими же школьниками, как и сами юные зрители! В-третьих,… Алиса.

Я не очень способная, я знаю всего восемь языков

Когда в 83-м году начались съемки, Наташа Гусева была ещё совсем маленькой, но за два года она заметно подросла, и в фильме этого хорошо заметно. Взгляд её больших глаз, мальчишеская стрижка и короткое школьное платье превратили Наташу если не в секс-символ (тогда и слов-то таких не было), то в некий идеал, девочку из сказки, в которую влюбились едва ли не все советские мальчишки!

Гостья из будущего (1985)

Её забрасывали сотнями писем, посвящали стихи («Наташа роза, Наташа мак, Наташа одуванчик, как жаль, что я не мальчик!»), встречали из школы, даже на деревьях под её окнами дежурили! Хотя Наталья Евгеньевна и не стала актрисой, избрав своей стезёй профессию биохимика, у неё до сих пор есть много фанатов в разных городах СНГ. Они встречаются в Москве, гуляют по улицам, на которых снимался фильм, чтобы снова и снова пережить волнующие минуты детства!

Ха-ха-ха, а говорил — романтик

Музыкальная тема композитора Евгения Крылатова надолго стала заставкой «Детского часа» и многих других передач («прекрасное далёко, не будь ко мне жестоко, не будь ко мне жестоко, жестоко не будь!»).

Тему будущего и Алиса с тех пор ещё неоднократно пытались эксплуатировать: три года спустя режиссёр Павел Арсеньев снимет ещё один фильм об Алисе – «Лиловый шар» - с улучшенными спецэффектами. А в 1988-м году выйдет картина Валентина Ховенко «Остров ржавого генерала», где роль Алисы сыграла Катя Прижбиляк. Но ни один из них не смог даже приблизиться по успеху и мемичности к «Гостье из будущего»!

Больше по теме...

Если вам понравилась статья «20 лучших советских телесериалов 80-х. Часть 4», вам могут понравиться: