Вверх

SPC-1000

🞀 Другие обзоры

29/01/2024 16:25

Дмитрий Семенидо

Samsung SPC-1000: игры и софт

Samsung SPC-1000

В этой статье мы продолжим обзор компьютеров SPC-1000 от Samsung и познакомимся с их программными возможностями!

HuBASIC

Ещё одним преимуществом компьютеров Samsung был Бейсик, прошитый непосредственно в ПЗУ. В начале 80-х производители ещё выпускали компьютеры без ПЗУ, где Бейсик следовало загружать в память каждый раз с кассеты или дискеты.

Как и в случае Sharp MZ-80K, это был HuBASIC, разработанный японской компанией Hudson Soft (известной своей игрой «Bomberman», выпущенной в том же 1983-м), что очень облегчало перенос софта с Sharp на Samsung. Закон об авторском праве был принят в Южной Корее только в 1987-м году, и потому местные разработчики совершенно невозбранно портировали и переиздавали лучшие игры и программы для Sharp, MSX, NEC и других компьютеров.

Samsung SPC-1000

Заставка HuBASIC

HuBASIC отличался хорошей производительностью и не уступал MacBASIC или MSX BASIC от фирмы Microsoft. Его уникальной особенностью была возможность сокращать команды. Ввод команд в сокращенной форме позволял здорово уменьшать размер программ.

В дальнейшем, на основе HuBASIC, при участии Nintendo и Sharp, был создан Family BASIC, использовавшийся для игровой консоли Famicom.

Хван Геонсуну и Static Soft

Первое время компьютеры SPC-1000 очень страдали от нехватки программного обеспечения. Чтобы решить эту проблему, компания Samsung регулярно проводила конкурсы. Работы победителей выпускались на кассетах в виде сборников. Однако большинство из них представляло собой порты программ для Sharp MZ и NEC PC-6001, а не что-то новое.

На III конкурсе программного обеспечения 1984-го года 2-е место занял корейский старшеклассник Хван Геонсун с игрой «Lunar City SOS», портированной с NEC PC-6001. История донесла его слова:

«Я думал, что получу первый приз, ведь это действительно хорошая программа». В отличие от большинства программистов, Хван задействовал сразу оба экрана, к чему остальные разработчики прибегали чрезвычайно редко.

Samsung SPC-1000

Хван Геонсун за работой. 11 апреля 1987-го года

Несмотря на свой юный возраст, Хван в одиночку создавал один за другим порты игр и программ для компьютеров Samsung. Чтобы поддержать страсть сына к программированию, его отец Хван Сонтэк основал целую компанию Static Soft, работа которой заключалась в конвертации программного обеспечения с таких компьютеров как PC-6001 на SPC-1000. Только за 1985-й год Static Soft поставил Samsung около 30 наименований ПО.

Сотрудничество фирм продолжалось до 1989-м года. Помимо программ, Static Soft наладил производство блоков VDP, расширявших цветовые возможности SPC-1000. Их применение позволяло конвертировать софт для компьютеров MSX буквально 1:1.

Компания Static Soft продолжила деятельность в IT-отрасли, но от разработки игр отказалась. 7 апреля 2005 года фирма сменила название на «e.wall research». Хван Геонсун до сих пор остается вице-президентом компании.

«Белая цапля»

Первой известной независимой командой разработчиков игр в Южной Корее была студия «Hayaroby» (кор. «Белая цапля»). В ней работало пять студентов (И Сокджун, Хён Минхо, Ким Ёнгюн, Пак Сэхи и Ё Сынхун), которые ранее выполняли контракты для компьютерных магазинов. Фирма разработала более 10 игр для SPC-1000, 2 из которых известны до сих пор: шутер «U.F.O Attack» от Хёна Минхо и более сложная «Rally-X», клон «Mokpyo-neun Jeokkun-ui Gitbal» («Цель: Вражеский флаг»), написанная Паком Сэхи.

Samsung SPC-1000

Молодые энтузиасты из фирмы «Hayaroby»

Как и их коллеги-одиночки, команда рассматривала создание игр скорее как трамплин к чему-то большему. Известно, что она работала над двумя текстовыми процессорами - английским и ханглыль (с поддержкой корейских символов). Правда, неизвестно, удалось ли им их закончить. Никто из пяти разработчиков не продолжил работу в сфере игр.

Закон об авторском праве

Вплоть до 1987-го года, пока южнокорейский компьютерный рынок оставался насквозь пиратским, нелегальный софт от фирм вроде Static Soft и Hayaroby имел большой спрос. Компания Samsung, как могла, поддерживала «пиратов», стимулируя копирование софта с PC-6001 и MSX для своих устройств.

Ситуация резко изменилась 1 июля 1987 года. В этот день, под сильным давлением Соединённых Штатов, стремившихся защитить интересы своего бизнеса за рубежом, в Южной Корее вступил в силу закон об авторском праве.

Новый закон вызвал бурные обсуждения. Многие компании считали копирование необходимым «трамплином» для молодой компьютерной отрасли, в законе же они увидели подготовку к «захвату» корейского рынка крупными зарубежными корпорациями. Однако их противники были убеждены, что копирование ведет к стагнации отрасли и заставляет Корею постоянно находиться в позиции «догоняющего», что лишь увеличивает её отставание.

Корейские СМИ в целом приветствовали нововведения, выражая обеспокоенность по поводу иностранного влияния на подростков. Учитывая непростые отношения Кореи с Японией, влияние её культуры считалось особенно нежелательным. Журнал «Computer Study» писал:

«Когда вы знакомитесь с рынком и обращаете внимание на то, в игры каких стран играют наши студенты, то оказывается, что это преимущественно американские и японские игры. Почти все игры Apple производятся в США, а почти все игры MSX производятся японскими компаниями. Единственное корейское программное обеспечение это несколько наименований, отобранных на конкурсе для произведенного в Корее SPC-1000. О чем могут думать студенты, играя в игры, сделанные в Японии и США? Не будут ли они стыдиться того, что родились в Республике Корея? Кто может поручиться, что они не будут расти, мечтая стать самураями, подобно тому как люди, выросшие в колониальную эпоху, жаждали «соевого соуса Kikkoman»?».

Игры

В силу того, что большинство игр для SPC-1000 было пиратским и не выпускалось официально, изучать их довольно проблематично. Масса наименований выпущена непонятно кем и когда.

Samsung SPC-1000

«Wawa», 1984, SoftVision

От множества игр вообще сохранились только названия, например, Thunderball (вероятно, игра в пинбол, портированная с PC-6001 с тем же названием), 3D Car Race, IQ 4989, Fruits Field (SPC-1000 и MSX), Annie-ui. Moheom («Приключение Энни»), Ujuseon Gyeokpa Game («Игра об уничтожении космического корабля»), Super Pungseon («Супер пузырь») и Gongsu Daejakjeon (два последних выпущены на двух сторонах одной ленты).

Samsung SPC-1000

«Spy Panic», 1984 от Softmen - «Donkey Kong» для бедных

Ещё несколько игр, вероятно, было создано до основания Staticsoft: Eunhaeng Kangdo («Грабитель банка»), Hyeongsa Q и Galaga (легко догадаться, на какой игре она основана).

Резюме

Дизайн: 4. Встроенный магнитофон, качественная клавиатура, счётчик ленты. Но при этом выглядит компьютер весьма утилитарно, без вау-эффекта. Кнопки курсора расположены неудобно.

Звук: на 3+. Можно сказать, что он стандартный для данного сегмента компьютерного рынка. Не SID-чип, как у Commodore 64, но и не пищалка, как у ZX Spectrum 48K. Хотя, с непривычки быстро начинает раздражать.

Графика: на 2+. Для 1983-го года это очень слабо. Как это часто бывало в СССР, инженеры Samsung скопировали модель, к тому времени уже морально устаревшую, которой даже для начального уровня работы был нужен «костыль» в виде софтбоксов.

Программные возможности: 4. Встроенный HuBASIC, отличающийся компактностью и быстродействием. Поддержка ОС Японии и CP/M - ещё один большой жирный плюс, открывавший доступ к большому числу приложений (на рекламных постерах компьютера видны какие-то графики). При использовании VDP-модулей, на компьютер прекрасно переносятся игры компьютеров Sharp, NEC и MSX.

Но даже в стандартной комплектации компьютер прекрасно подходит для обучения азам информатики и программирования. Главной сферой его применения были школьные классы.

Модификации

SPC-1000: Базовая модель
SPC-1100: Модель для школ. В ранних версиях отсутствовал порт принтера, но затем его вернули, и поздние SPC-1100 отличались от базовой версии только названием.
SPC-1000A: добавлены функции вывода звука и регулировки громкости. Впоследствии концепция «говорящего компьютера» перейдёт в SPC-1500.

Клоны зарубежных компьютеров

SPC-300 был точной копией британского Sinclair ZX81, хотя и отличался по дизайну

Samsung SPC-1000

SPC-500 — копия японского Sord M5

SPC-650 — клон ZX Spectrum +

Samsung SPC-1000

SPC-800 — копия стандартной модели MSX 1.

Samsung SPC-1000

Эмуляторы

Существует несколько эмуляторов SPC-1000, таких как MySPC, SPCEMUL и eSPC1000. Кроме того, MAME, интегрированный с MESS, также обеспечивает эмуляцию SPC-1000.

Источники

  • Обзор игр для Samsung SPC-1000 на сайте Hardcore Gaming

  • История корейского гейминга на сайте Hardcore Gaming

  • Большой список кассет, выпускавшихся для Samsung SPC-1000

  • История и обзор SPC-1000 на корейском языке

  • Печатные материалы по SPC-1000 на корейском языке

  • История корейского гейминга на сайте The CRPG Book Project материалы

     

  • фото SPC-1000
    Основная информация
    Год релиза1983
    Год прекращения выпуска1986
    КатегорииКомпьютеры

    8-битные

    ПроизводителиSamsung
    ЦПz80
    Тактовая частота4 МГц
    ОЗУ64 Кб
    ПЗУ32 Кб
    ГрафикаAMI S68047
    Изображение128x192 (4 цвета), 256x192 (2 цвета), в текстовом режиме / псевдографика (9 цветов, 32x16)
    Звуковой чипAY-3-8910
    Звук3 голоса, 8 октав
    Программное обеспечениеCP/M
    HuBASIC
    Порты34-контактный порт расширения, порт джойстика RS-232C, порт принтера Centronix, видеовыход (NTSC), RF-выход, питание 100/220В
    МедиаКассеты, дискеты
    Устройства ввода-вывода67-клавишная клавиатура, джойстик SJ-1000, геймпад SJ-1500
    Хранение информацииКассеты, дискеты
    Цена$398.68
    Объём продаж495,000.00 ед.
    Сайт продукта -
    Страница на Facebook -
    Страница Вконтакте -