Вверх

Donkey Kong

Рождение легенды

Donkey Kong

9 июля 1981-го состоялся релиз игры Donkey Kong фирмы Nintendo, подарившей жизнь сразу двум игровым вселенным: серии игр про Донки Конга и непревзойдённому Марио!

Предыстория

Nintendo Radar Scope

В начале 1981 года фирма Nintendo ещё не была тем гигантом, которого мы знаем сегодня. В игровом бизнесе она делала лишь первые шаги, многие из которых были неудачными и приводили к огромным финансовым потерям. Но именно один из таких провалов стал важным поворотным моментом, который привёл компанию к сегодняшнему процветанию!

В 1980-м году Nintendo выпустила свою адаптацию легендарной игры «Galaxian» под названием «Radar Scope». В Японии автоматы с этой игрой продавались в общем-то неплохо, однако попытка выйти с ней на американский рынок, обернулась коммерческой неудачей. Американцам игра не понравилась, и они отказались её закупать. В результате, на складах Nintendo скопилось страшное количество уже изготовленных и готовых к отгрузке автоматов «Rader Scope». Президент компании Хироши Ямаути предложил перепрограммировать их на какую-нибудь другую игру.

К новому проекту был привлечён молодой и тогда ещё никому не известный промышленный дизайнер Сигэру Миямото – будущая легенда игровой индустрии. Руководить проектом был поставлен Гунпей Ёкои - знаменитый изобретатель консолей Game & Watch и Game Boy. Бюджет Nintendo на создание игры составлял 100 000 долларов - по сегодняшним меркам сумма совсем небольшая.

Donkey Kong вместо Попая

Popye

В то самое время компания Nintendo добивалась лицензии на персонажей комиксов и мультфильмов про моряка Попая, и команда разработчиков новой игры работала на опережение, чтобы к моменту получения лицензии игра была готова.

Сюжет был построен в виде классического любовного треугольника: моряк Попай, его девушка Олив и влюблённый в неё силач Блуто. Однако время шло, а King Features Syndicate лицензии не давал. Когда стало понятно, что ожидания тщетны, руководство фирмы предложило Миямото придумать новых персонажей, которых можно было бы использовать и в последующих играх.

По воспоминаниям самого Миямото, на создание героев его вдохновляли фильм «Красавица и чудовище» и чёрно-белая фантастическая драма «Кинг-Конг» 1933-го года. В результате, Блуто стал обезьяной, Попай – плотником (по аналогии с Pac-Man, ему придумали имя Jumpman - «Прыгун»), а Олив заменила безымянная девушка, которую просто звали «Леди».

Что означает Donkey Kong?

Любому, кто когда-либо играл в эту игру, название «Donkey Kong» может показаться странным. Понятно, что оно отсылает к Кинг-Конгу, но причём тут «осёл» («donkey»)?

Прежде чем ответить на этот вопрос, мы должны обратиться к первоисточнику и разобраться с тем, что же такое «kong». В своё время друг Мериана Купера (режиссёра и сценариста первого фильма про Кинг-Конга) побывал на острове Комодо и написал об этом книгу, в которой обитающие на острове гигантские вараны были названы «королями Комодо» («King of Komodo»). Под влиянием книги, у Купера родилась идея Короля Конго – гигантской гориллы из Конго, которая сразится с комодским вараном. Постепенно «King of Kongo» трансформировалось в «King Kong».

King Kong 1933

Отсылки к Кинг-Конгу в игре очевидны: это и гигантский самец гориллы, похитивший девушку (в которую, очевидно, влюблён). И гигантский небоскрёб, на который он карабкается с ней (эту сцену можно видеть на заставке игры для аркадного автомата). И конечно же самое имя гориллы. Возмущённое таким плагиатом, руководство компании Universal City Studios даже подало судебный иск, который, впрочем, не был удовлетворён.

И всё-таки, почему «осёл»? Этим вопросом игроманы и игрокритики задаются уже четвёртый десяток лет!

Городская легенда гласит, что изначально игра должна была называться «Monkey Kong», но из-за эффекта «испорченного телефона» (плохая связь или нечёткий факс) оно было записано с ошибкой. Однако Миямото её отрицает. По его словам, название должно было передавать идею об «упрямой» или «тупой» обезьяне.

Shigeru Miyamoto

Любопытно, что хотя Донки Конг был антагонистом, именно его Миямото видел самым колоритным персонажем и потому в честь него, а не довольно безликого Прыгуна и ещё более безликой Леди, была названа игра. Поскольку она изначально была ориентирована на рынок Северной Америки, Хироши Ямаути потребовал, чтобы её название было на английском.

Разработка игры

Идеи Миямото были очень амбициозными. Он хотел сделать персонажей разных размеров, которые бы по-разному двигались. Ёкои пришлось их отвергнуть, так как на тот момент они были слишком сложны для реализации. Однако сам он хотел, чтобы в игре был трамплин, который катапультировал бы игрока через весь экран. Эту идею удалось воплотить лишь позднее – в игре Popye.

Space Panic - 1980 by Universal

Тогда было решено адаптировать концепцию игры «Space Panic» фирмы Universal – одного из самых первых платформеров в истории, где игровое поле представляло собой совокупность лестниц и этажей. Миямото придумал наклонные платформы (в заставке показано, что они перекосились из-за прыжков Донки Конга по крыше здания), по которым катятся бочки.

Когда Сигэуру уточнил, что игра будет состоять из нескольких этапов, команда программистов (которых было всего четверо), возроптала – по сути, он заставлял их разработать сразу несколько игр вместо одной!

Юкио Канеока сочинил простой саундтрек, который служил фоновой музыкой для уровней и сюжетных событий.

Когда программа была готова, выяснилось, что «железо» автоматов «Radar Scope» избыточно для Donkey Kong. Оригинальной игре требовались значительные аппаратные средства для изображения большого количества движущихся объектов, летающих с большой скоростью. Ничего подобного в Donkey Kong не было, и команда разработчиков урезала лишнюю память, также уменьшив размеры печатной платы. Микропроцессор, звуковой чип и контроллер дисплея остались нетронутыми. Графика игры (наборы символов и шрифты) также осталась без изменений, за исключением цветовой палитры.

Donkey Kong motherboard 1981

«Железо» автоматов Donkey Kong имело достаточный объем памяти для отображения 128 спрайтов переднего плана 16x16 пикселей каждый и 256 фоновых тайлов размером 8x8 пикселей. Плотник, бочки и остальные движущиеся объекты использовали одиночные спрайты, более высокая Леди занимала два спрайта, а ещё более крупный Донки Конг целых шесть спрайтов.

Тестирование

Donkey Kong gameplay 1981

Президенту Nintendo Хироши Ямаути игра понравилась, и он не сомневался, что она будет хорошо продаваться. Он позвонил Минору Аракаве – основателю и президенту Nintendo of America, и тот пригласил дистрибюторов игр Рона Джуди и Эла Стоуна, а также юриста Ховарда Линкольна, чтобы зарегистрировать товарный знак в США.

Менеджеру по продажам не понравилось, что игра слишком отличалась от привычных лабиринтов и шутеров, а Джуди и Линкольн выразили сомнения по поводу её странного названия. Тем не менее и Аракава твёрдо верил в то, что игра станет хитом.

Американский офис приступил к адаптации игры для рынка Соединённых Штатов. Леди получила имя Полин (в честь Полли Джеймс – жены менеджера склада Дона Джеймса), имя персонажа «Jumpman» им не понравилось, и они заменили его на Марио – в честь Марио Сегале, владельца самого первого офисного помещения, в котором располагалась Nintendo of America, который неоднократно прощал им долги. После завершения адаптации были распечатаны рекламные постеры и буклеты, и игра была готова к выпуску!

Donkey Kong arcade 1981

Первые продажи

Стоун и Джуди убедили менеджеров двух баров в Сиэтле, штат Вашингтон, установить аркадные автоматы Donkey Kong. Поначалу менеджеры не проявили энтузиазма, но когда они увидели, что каждый автомат приносит прибыль $30 в день (в среднем 120 игр по 25 центов), они попросили прислать им ещё.

Американская команда состояла из Аракавы, его жены Йоко, Джеймса, Джуди, Филипса и Стоуна. Тем временем, 2000 автоматов «Radar Scope» прибыли из Японии в Америку, где им заменили материнские платы и блоки питания. Официально игра поступила в продажу в июле 1981-го.

Роль первого телевизионного Марио исполнил актёр Харрис Шор в рекламе игр для консоли ColecoVision.

Порты

Успех аркадных автоматов переполошил производителей игр для домашних игровых приставок. Фирма Taito предлагала огромную сумму за покупку всех прав на Donkey Kong. После длительного обсуждения ей было отказано.

За право выпуска игры на картриджах сражались Atari и Coleco. Выбор был сделано в пользу Coleco – как «более устоявшейся» на рынке США. Nintendo получала значительную единовременную выплату, $1,40 с каждого проданного картриджа и $1 с каждой проданной консоли. Дело в том, что фирма Coleco встраивала игру Donkey Kong в ПЗУ своих приставок ColecoVision, как игру по умолчанию, что должно было повысить их продажи.

Donkey Kong by Coleco 1981

Продажи Coleco удвоились до $500 миллионов, а прибыль - в целых четыре раза - до $40 миллионов. В следующем году фирма также выпустила настольные мини-аркадные версии Donkey Kong.

Фирма Atari также не была обделена и получила лицензию на версии Donkey Kong для домашних компьютеров, выпустив свой порт игры для семейства 8-битных компьютеров Atari.

Также Миямото создал значительно упрощенную версию игры для карманной электронной игры Game & Watch.

Позднее игра была портирована на Apple II, Atari 7800, Intellivision, Commodore VIC-20, Famicom Disk System, IBM PC, ZX Spectrum, Amstrad CPC, MSX, семейство 8-битных Atari и версии Mini-Arcade. Для Commodore 64 были разработаны даже два порта: первый был опубликован Atarisoft в 1983 году, а второй - Ocean Software в 1986 году.

Попай возвращается!

Когда популярность видеоигр про Донки Конга было уже невозможно игнорировать, руководство King Features Syndicate само предложило Nintendo лицензию на персонажей вселенной моряка Попая. В результате, в том же 1981-м году была выпущена электронная игра «Popye» из серии Game & Watch

Popeye Game & Watch 1981

а в ноябре следующего года – одноимённый аркадный автомат!

Popeye gameplay 1982

Наследие

Созданные Сигэру Миямото персонажи оказались такими яркими, что популярность их не проходит до сих пор. И Донки Конг, и Марио положили начало собственным вселенным видеоигр, которые до сих пор продолжают развиваться и пополняться новыми героями. Также они обязательные гости игр-кроссоверов вроде Mario Kart или Super Smash Bros. Ultimate, где собираются все любимые персонажи вселенной Nintendo!

Mario vs Donkey Kong

фото Donkey Kong
Основная информация
Дата9 июля 1981 г.