Вверх

Главная Машина времени 1983 1 сентября Инцидент с южнокорейским Боингом

Инцидент с южнокорейским Боингом

Трагедия над Сахалином

Инцидент с южнокорейским Боингом

1 сентября 1983 года над Сахалином был сбит южнокорейский «Боинг 747» авиакомпании Korean Air Lines (рейс 007), нарушивший советскую границу. Самолёт был сбит советским истребителем «Су-15».

Боинг 747-230B, совершавший рейс по маршруту Нью-Йорк — Сеул (с промежуточной посадкой в Анкоридже), вошёл в закрытое воздушное пространство СССР, пролетел над рядом советских военных объектов и был сбит истребителем-перехватчиком Су-15, после чего упал в океан и разбился к юго-западу от острова Сахалин. При крушении погибли 246 пассажиров и 23 члена экипажа.

Среди жертв катастрофы был член Палаты представителей США Ларри Макдональд. На момент катастрофы самолет отклонился от курса более, чем на 500 километров.

Инцидент с южнокорейским Боингом

Согласно расследованию, проведённому Международной организацией гражданской авиации (ИКАО), наиболее вероятной причиной отклонения от маршрута полёта было то, что пилоты KAL007 неправильно настроили автопилот и затем не выполняли надлежащих проверок для уточнения текущих координат.

Исторический контекст

Происшествие вызвало серьёзное обострение и без того непростых на тот момент отношений между СССР и США. Исторический контекст трагедии был очень непростым: после ввода войск СССР в Афганистан и избрания президентом США Рональда Рейгана наступил новый виток холодной войны. Весной 1982 года две авианосные группы ВМС США обогнули Камчатку и вышли в Охотское море, на берегах которого располагались базы советских ракетных подводных лодок.

В конце марта 1983 года три авианосца ВМС США вошли в воды Алеутских островов, где на протяжении трёх недель проводили учения.

4 апреля 6 самолётов А-7 в районе Малой Курильской гряды вошли в воздушное пространство СССР на глубину от 2 до 30 км над территориальными водами СССР и провели условное бомбометание по территории острова Зелёный, сделав несколько заходов для атаки по наземным целям.

По результатам расследования инцидента 4 апреля, приказом министра обороны СССР были приняты срочные меры по замене самолётов МиГ-21 и МиГ-23, базировавшихся на Курилах и Сахалине, на более современные МиГ-31 для пресечения возможных провокаций.

Реакция СССР

В первоначальном сообщении ТАСС, опубликованном 3 сентября, говорилось лишь о нарушении границы и о том, что, покинув воздушное пространство СССР, нарушитель «исчез с экранов радаров». Позднее советское руководство признало, что самолёт был сбит.

Инцидент с южнокорейским Боингом

Официальная позиция, представленная маршалом Н. В. Огарковым на пресс-конференции 9 сентября, заключалась в том, что нарушение границы было умышленным и представляло собой спланированную разведывательную акцию, целью которой являлось изучение советской системы ПВО в этом районе.

«Как всегда, на встречу Генерального секретаря ЦК КПСС в Крым прилетели руководители республики. По давно заведенной традиции я пригласил всех в гостевой домик. За столом из уст Андропова мы узнали, что накануне наши летчики сбили южнокорейский самолет. "Предполагалось, что воздушное пространство нарушил самолет-разведчик, а оказалось, это был гражданский самолет. Имеются человеческие жертвы, - пояснил он. И добавил: - Людей, конечно, жалко, но наша служба ПВО действовала правильно».

(В. Макаренко, в то время I секретарь Крымского обкома партии, «БУЛЬВАР», №4 (483) 2005, январь)

Действия Советского Союза вызвали, как писали в советской прессе — «активно подогреваемую правительством США», волну возмущения и протеста на западе. Президент США Рональд Рейган назвал происшествие «преступлением против человечества, которое никогда не должно быть забыто», «актом варварства и нечеловеческой жестокости». Рейган также заявил, что после завершения разработки система навигации GPS будет свободно доступна для гражданских применений, таких как воздушная навигация.

Особое возмущение и гнев были в Южной Корее. В Сеуле прошли многотысячные акции и шествия протеста против «варварских» действий СССР. Были сожжены советские флаги.

Инцидент с южнокорейским Боингом

2 сентября Федеральное управление гражданской авиации США закрыло авиалинию R-20 для гражданской авиации, однако, под давлением авиакомпаний, потерявших один из кратчайших маршрутов между Аляской и Восточной Азией, открыло её 2 октября.

В 1986 году СССР, США и Япония создали единую систему слежения за движением авиатранспорта над северной частью Тихого океана. Кроме того, была установлена прямая связь между диспетчерскими службами всех трёх стран.

Инцидент с южнокорейским Боингом

Геннадий Николаевич Осипович, пилотировавший тогда Су-15, в настоящее время на пенсии. Сам Геннадий Осипович неоднократно заявлял, что лишь выполнял приказ, но никогда не считал, что сбитый им самолёт — обычный пассажирский авиалайнер.

Записи бортовых самописцев Боинга показывают, что он всё время летел с постоянным магнитным курсом 245°, вероятно, под управлением автопилота. Вплоть до попадания в самолёт ракеты пилоты были спокойны и вели обычные разговоры. Ничто не свидетельствует о том, что они знали об отклонении от маршрута или видели перехватчик.

Вторая комиссия пришла к выводу, что наиболее вероятной причиной отклонения от маршрута полёта было то, что пилоты KAL007 неправильно настроили автопилот и затем не выполняли надлежащих проверок для уточнения текущих координат. То есть нарушение воздушного пространства СССР было неумышленным. Этот вывод предполагает или некомпетентность, или халатность корейского экипажа.

Скудность информации и материальных улик на начальных порах расследования катастрофы породило альтернативные версии о происшествии.

В книге «Сахалинский инцидент. Истинная миссия рейса KAL 007» исследователь Мишель Брюн утверждает, что 1 сентября 1983 года воздушное пространство СССР нарушили и впоследствии были сбиты советскими силами ПВО как минимум девять самолётов. Там же утверждается, что южнокорейский Боинг-747 рейса KAL 007 на самом деле был сбит намного южнее той точки, которая признана в официальной версии (примерно на 400 миль/640 километров — то есть над территорией Японии), и не советскими ВВС. В качестве обоснования приводятся заявления, что при поисковых работах возле острова Монерон не было найдено ни одного трупа пассажира, было поднято большое количество бытового мусора, был найден обломок стабилизатора сверхзвукового самолёта. Автор заявляет, что обломки не могли быть унесены на юг, так как в данной местности есть только течение с юга на север.

Инцидент с южнокорейским Боингом

Существует мнение, что такой крупный самолёт как «Боинг-747» не мог быть сбит всего двумя ракетами. В похожем инциденте, произошедшем 20 апреля 1978 года, самолёт «Боинг-707» в результате попадания ракеты Р-98 был всего лишь повреждён и успешно совершил аварийную посадку на советской территории. Однако следует учитывать мастерство пилотов и везение — не была перебита гидросистема и элементы управления.

Обнародование Российской Федерацией записей бортовых самописцев рейса KAL 007 подтвердило первоначальную версию ИКАО, однако некоторые особо живучие теории всё ещё живы.

Инцидент с южнокорейским Боингом

Темы: Авиация, Авиакатастрофы, Холодная война, Южная Корея

фото Инцидент с южнокорейским Боингом
Основная информация
Дата1 сентября 1983 г.