Вверх

Главная Машина времени 1991 31 мая Возвращение Православия

Возвращение Православия

Конец воинствующего атеизма

Возвращение Православия

31 мая 1991 года Министерство юстиции РСФСР зарегистрировало устав Русской Православной церкви.

В конце 1987 – начале 1988 года обозначилось новое качество советской церковной политики. Его можно охарактеризовать формулой: «Советский Союз не является режимом, преследующим религию, это страна, в которой и атеисты и верующие совместно строят социализм».

Тектонический сдвиг в отношении советской власти к православию сыграла важная дата — Тысячелетие Крещения Руси, которое, по данным русских летописей, состоялось в 988-м году. Не отметить важную дату было нельзя — она была не столько церковной, сколько исторической. Десятилетиями советских студентов учили дистанцироваться от религии и относиться к Крещению Руси, как к важному шагу киевского князя Владимира по укреплению государственной власти. Отмечать дату решили всей страной, тем более, что несмотря на все запреты и возможные проблемы по комсомольско-партийной линии, верующие продолжали ходить в храмы все эти годы.

Но и власти нужна была церковь. Традиционно православие на Руси служило мощной опорой государственной власти, и теперь, когда перестроечные реформы всё чаще встречали жёсткую критику, оно могло стать опорой и советской власти, доводя важность перестройки до верующих.

Реабилитация православия улучшала имидж СССР и за рубежом. Не секрет, что антирелигиозная политика Советского Союза всегда была мощным козырем западных стран против социализма. В консервативной и крайне религиозной Америке атеизм считался одним из самых страшных зол. Восстановление религиозной жизни в Стране Советов лишало капиталистов этого козыря.

К празднованию была подключена вся мощь советской пропаганды. С начала 1988 года советские газеты, в том числе и региональные, были наполнены религиозной тематикой, повсеместно предоставлялось слово священникам. Атеистическая сторона также высказывалась. Однако в этот период ведущий атеистический орган «Наука и религия» постепенно превратился в серьезный и интересный религиоведческий журнал.

Ничего подобного при предыдущих генсеках происходить не могло. С 1980-го года церковь тщетно пыталась получить разрешение на празднование Тысячелетия Крещения Руси у Брежнева, Андропова и Черненко, но раз за разом получала отказы.

Почти одновременно получил распространение доклад, прочитанный К. Харчевым на встрече с преподавателями высшей партийной школы в Москве ("Русская мысль" от 2015,1988, Док. 254). В своем докладе председатель Совета по делам религий сказал, что государство и далее должно определять путь Церкви и (в тогдашней ситуации) использовать ее в целях перестройки. Он заявил:

«Перед нами встает задача: воспитание нового типа священника; подбор и постановка священников – дело партии... И так как Власть полностью принадлежит нам, то в наших силах направить эти рельсы в ту или иную сторону в зависимости от наших интересов... Сейчас основная задача – это реальный контроль Церкви в политике партии».

В благодарность за реабилитацию, церковь должна была стать верной союзницей власти, её опорой. Показательно, что даже тогда ни о каком «отделении церкви от государства» речь не шла. Вместе с большей свободой Горбачёв планировал осуществлять и больший контроль над ней.

В декабре 1987 года РПЦ были возвращены развалины богатой традициями Оптиной Пустыни, в которой в начале XIX века началось возрождение русского монашества.

Возвращение Православия

Спустя некоторое время государство вернуло церкви Толгский монастырь, где монахини, наряду с обычной монастырской деятельностью, занимались уходом за престарелыми священниками.

Возвращение Православия

Наконец, самый главный подарок – Церкви была возвращена часть Киево-Печерской Лавры (в более старых зданиях Лавры еще некоторое время сохранялся музей атеизма).

Возвращение Православия

В преддверии торжеств президент Горбачев принял в Кремле Патриарха Пимена и членов Священного Синода, но не так, как в 1943 году Сталин принимал руководителей РПЦ (они были привезены к нему в машинах с зашторенными окнами), – Патриарх и генсек, улыбаясь, жали друг другу руки перед камерами мировой прессы. Неслыханное дело — газета «Правда» (от 30.4.1988) посвятила этому событию большую статью с фотографией!

Возвращение Православия

Всего несколькими неделями раньше Патриарху предоставили возможность высказаться в «Известиях» (от 9.4.1988) в так называемом «интервью», в котором интересны даже не произнесенные слова, а неуверенность и осторожность Патриарха, проявившиеся в них. Так называемый Декрет об отделении Церкви от государства от 23.1.1918, который Всероссийский Собор, заседавший в то время, через два дня после его принятия совершенно верно охарактеризовал как «злостное покушение на весь строй жизни Православной Церкви и акт открытого против нее гонения», Патриарх Пимен назвал «декретом о свободе совести». Смысл высказываний Патриарха в интервью сводился к следующей поразительной сентенции: православные, «являющиеся гражданами Советского Союза, живут в условиях социалистического общества, программа которого... действительно высокогуманна и тем близка христианским идеалам». Тем не менее он все-таки сказал и о том, что верующие «тяжело пережили трудные периоды в истории нашей Советской Родины». Из речи Патриарха на приеме в Кремле в «Правде» были приведены лишь слова о «безъядерном и ненасильственном мире», о том, что «мы горячо приветствуем советско-американский договор о ликвидации ракет двух классов», а также о том, что «положительные результаты... перестройки... получают свое отражение в жизни Православной Церкви».

Однако решающую фразу произнес М. С. Горбачев:

«Наша встреча происходит в преддверии 1000-летия введения христианства на Руси, которое получило не только религиозное, но и общественно-политическое звучание, ибо это знаменательная веха на многовековом пути развития отечественной истории, культуры, русской государственности».

Но как откровенная насмешка прозвучали слова о том, что Декрет об отделении Церкви от государства "открыл перед церковью возможность осуществлять свою деятельность без какого бы то ни было вмешательства извне. Образно говоря, освободительный дух Великой Октябрьской социалистической революции коснулся и всех религиозных организаций нашего многонационального общества".

Праздник Тысячелетия Крещения Киевской Руси удался. Неожиданно для публичного благотворительного представления, был предоставлен Большой театр, устроен также прием для иностранных гостей у Председателя Совета Министров Н. И. Рыжкова – во время празднества программа постоянно расширялась. И неизменно происходящие события широко, в пределах всего СССР, освещало телевидение.

Возвращение Православия

Горбачев не фигурировал в этих передачах, но его жена Раиса посещала все нелитургические мероприятия и постоянно находилась в центре внимания телевидения.

Тысячелетие Крещения Руси обозначило подлинное изменение советской религиозной политики. На Поместном Соборе 1988 года, в первый раз собранном не для избрания первоиерарха Церкви, был принят и новый Устав об I Управлении РПЦ, в котором отсутствовали ограничения Архиерейского Собора 1961 года, где настоятель храма был лишен руководства приходом – тогда он стал «служителем культа» в собственном значении этого слова.

Возвращение Православия

Новый Устав 1988 года положил этому конец: «Во главе каждой приходской общины стоит настоятель». Последний опять мог выполнять все те обязанности в приходском управлении, которые у него были отняты в 1961 году. Если до сих пор предупредительность государства по отношению к Церкви являлась более или менее отвлекающим маневром, мистификацией либерализма, то теперь, после юбилея, начали осуществляться значительные послабления, дававшие РПЦ не только право на получение большого количества церковных зданий (храмов и монастырей), но и, прежде всего, возможность беспроблемной регистрации новых приходов, духовных заведений, обществ милосердия и братств. Сверх того, перед РПЦ, как национальной Церковью, были поставлены задачи национального масштаба: нравственность, еще совсем недавно имевшая свой суррогат – «моральный кодекс советского человека», теперь должна была основываться на христианстве и, путем широкого распространения христианских заповедей (практически это означало катехизацию населения), снова стать духовной основой русского народа.

Возрождение

После длительной болезни 3 мая 1990 года скончался Патриарх Пимен. Последние месяцы его жизни были ознаменованы внешним расцветом церковной жизни, с которым в советский период отчасти можно сравнить лишь послевоенное время, когда Сталин дал Церкви определенное свободное пространство. Но из-за слабого состояния его здоровья церковное управление в течение нескольких лет было парализовано: велась борьба за наследство, имели место мафиозные дела в экономическом и финансовом отделах; кроме того, по слухам, женщина, ухаживавшая за больным Патриархом, добивалась того, чтобы взять управление церковными делами в свои руки.

Смерть Патриарха Пимена давала епископам, стремившимся вести церковный корабль правильным курсом, возможность снова сделать Церковь дееспособной. После смерти Патриарха Сергия в 1944 году, так же как и после смерти Патриарха Алексия I в 1970 году, прошел год, прежде чем Церковь смогла созвать Поместный Собор для избрания нового Патриарха. Но в данном случае Собор был созван через шесть недель после смерти Патриарха Пимена: с 6 по 8 июня 1990 года.

По Уставу об управлении РПЦ 1988 года Священный Синод «под председательством митрополита старейшей кафедры РПЦ – Киевской – немедленно [после смерти Патриарха] избирает из числа своих постоянных членов Местоблюстителя Патриаршего Престола (глава IV, пункт 13)». Под председательством митрополита Киевского и Галицкого Филарета (Денисенко) на заседании Священного Синода от 3 мая 1990 года Местоблюстителем Патриаршего Престола был избран митрополит Киевский Филарет.

Представители РПЦ в 1990 году постоянно подчеркивали, что теперь Церковь свободна. Избрание Патриарха должно было доказать это на деле. На Поместном Соборе было выдвинуто несколько кандидатур, среди которых самые большие шансы имел бы митрополит Сурожский Антоний (Блум) в Лондоне, пользующийся в Русской Церкви большим авторитетом, если бы он имел советское гражданство (Устав 1988 г., глава IV, пункт 17е: "Кандидат в Патриархи должен... являться гражданином СССР").

Уже после первого тура голосования митрополит Филарет, за которого было подано всего 66 голосов, выпал из предвыборной борьбы. Тайное голосование при участии нескольких кандидатов лишило митрополита Филарета всех шансов – в 1944, 1946 и 1971 годах участники выборов могли в открытом "голосовании" сказать только свое "да" (или, что невероятно, "нет") одному единственному кандидату.

В результате второго тура 166 голосами Патриархом Московским и всея Руси был избран митрополит Алексий (Ридигер, род. 1929) Ленинградский и Новгородский; митрополит Владимир (Сабодан, род. 1935) Ростовский и Новочеркасский стал вторым (143 голоса).

Митрополиты Алексий и Владимир принадлежали к тем иерархам РПЦ, которые в прошлом стремились в отношениях с советской властью обходиться минимумом сотрудничества, чего нельзя сказать о митрополите Филарете. Причиной его поражения стали тесные контакты с коммунистическими правителями, усердная их поддержка и немонашеский образ жизни.

Опыт Патриарха Алексия II, приобретенный им ранее, имел большое значение для управления Церковью: епископ с 1961 года, постоянный член Священного Синода с 1964 года, занимал различные должности в разных комиссиях РПЦ, а также в Конференции Европейских Церквей. Все-таки явилось неожиданностью, что Поместный Собор выбрал именного его: были люди, которые считали, что он слишком долго принадлежал к "номенклатуре"; для других – он не подлинный русский.

В своем слове в день интронизации в Богоявленском патриаршем соборе в Москве 10 июня 1990 года Патриарх Алексий перечислил насущные задачи Церкви: возрождение должного духовного состояния христианского общества, возрождение монашества, катехизаторская деятельность (широкая сеть воскресных школ, обеспечение паствы духовной литературой), развитие свободного духовного просвещения, увеличение числа духовных школ, милосердие и благотворительность. Все эти темы были на первом плане Поместного Собора. Кроме того, обсуждались проблемы, связанные с униатами, украинскими православными автокефалистами и приходами РПЦ за границей.

Новоизбранный Патриарх после вступления в должность, вместе с членами Священного Синода, 12 июня 1990 года нанес визит М. Горбачеву – дело ставшее почти привычным и впоследствии уже не представлявшее ничего особенного. Кстати, бывало и так: тогдашний премьер правительства РСФСР И. Силаев нанес визит Патриарху.

Период между избранием Патриарха Алексия II и распадом СССР можно назвать триумфальным для Церкви после десятилетий гонений и репрессий. Буквально с каждым днем росло число приходов и монастырей – к концу 1991 года Московский Патриархат насчитывал более 100 монастырей, в том числе такие известные, имеющие в прошлом богатую традицию, как Донской монастырь в Москве, Соловецкий монастырь на Белом море, комплекс Валаамского монастыря на Ладожском озере, Иосифо-Волоколамский монастырь и другие. Однако монастырские здания, как правило, были разрушены или находились в обветшалом состоянии. Участие верующих в ремонте и реставрации храмов и монастырей, разоренных государством, вызывало глубокое уважение и восхищение.

Возвращение Православия

Патриарх потребовал – и имел в этом успех – отмены регистрации духовенства в известном государственном учреждении. Правда, на практике большинство молодых священников с 1988 года и так уже не придерживалось этого предписания. Патриарх добился объявления Рождества и Страстной Пятницы нерабочими днями. Мощи многих российских святых – и среди них мощи св. Серафима Саровского – были возвращены государством, что дало повод для великой духовной радости.

Были канонизированы те подвижники, которые, с учетом политической ситуации, до 1988 года не могли быть причислены к лику святых – Ксения Петербургская и Иоанн Кронштадтский.

Возникли православные братства (в начале еще не так политизированные, как несколько лет спустя) и общества милосердия. Снова открылось Российское Библейское общество, служившее примером самоотверженной работы в 1812–1826 годах, – его первым президентом стал византинист, православный мирянин и богослов, поэт, член-корреспондент Академии наук С. С. Аверинцев. Уже тогда серьёзно обсуждалось строительство храма-памятника на месте убийства царской семьи и восстановление храма Христа Спасителя в Москве, взорванного в 1934 году.

В то же время Священным Синодом принимались решения, очень напоминавшие старые времена: например определение от 16/20.6.1990 года о продолжении работы Христианской Мирной Конференции в Праге. О том, что ХМК являлась филиалом КГБ для манипулирования представителями западных Церквей, чтобы их руками ослабить готовность Запада к обороне, известно с тех пор, как Комиссия по свободе совести, возглавляемая священником В. Полосиным, нашла соответствующие свидетельства в делах архива КГБ.

Гражданский Устав РПЦ 1991-го года, разработанный с учетом нового законодательства, вызвал некоторое недоумение, так как он сохранял в Церкви абсолютистские структуры, навязанные в сталинское время (всесилие Священного Синода, то есть неконтролируемой и неуправляемой церковной элиты). Этот Устав не принял в расчет определений Священного Собора от 7–8 декабря 1917 года, по которым его ведению подлежат дела только "иерархическо-пастырского характера", относящиеся, в основном, к внутренней жизни Церкви; кроме того, рядом со Священным Синодом в то время был еще поставлен Высший Церковный Совет для решения дел внешней церковной жизни.

Таковым было возрождение официального православия ещё в советской стране.


Темы: Перестройка, Советская культура, Россия

фото Возвращение Православия
Основная информация
Дата31 мая 1991 г.