Нина АГИШЕВА, «Советский экран», 1/86
О современной одинокой женщине кинематографисты предпочитают снимать драмы. И это вполне естественно — социологические и нравственные аспекты этой проблемы сложны и серьезны. Однако серьезный разговор может вестись и в легкой, непринужденной форме — важно лишь не потерять из виду чувство меры, такт и хороший вкус.
Фильм «Самая обаятельная и привлекательная» (сценарий А.Эйрамджана и Г. Бежанова, режиссер Г. Бежанов), затрагивающий тему одиночества, неустроенной личной жизни и поисков современной женщиной своего счастья — комедия. Да еще собравшая вместе таких мастеров популярного жанра, как Ирина Муравьева, Татьяна Васильева, Леонид Куравлев, Александр Ширвиндт, Александр Абдулов, Михаил Кокшенов. Да еще с небанальным, динамично развивающимся сюжетом. Ясно, что зрители не останутся равнодушными к такой ленте. Скажем сразу — их ожидания оправдаются. Еще одна история о том. как стать счастливой, окажется и веселой, и трогательной, и грустной, и, что весьма существенно, не скучной.
Итак, героиня фильма Надя Клюева (роль эту искренне и органично играет И. Муравьева) работает в конструкторском бюро. Она хорошая производственница, активная общественница и вообще, что называется, «свой парень».
Надя Клюева - общественница, инженер-конструктор, мечтает выйти замуж
Вот только на женские ее достоинства не обращает внимания не только красавец Володя Смирнов (А. Абдулов), но даже и, неуклюжий Леша Пряхин (М. Кокшенов). Впрочем, это — до поры до времени.
Володя Смирнов - красавчик, ловелас, инженер-конструктор
Добрая фея появляется перед Надей, как и полагается, неожиданно — садится напротив нее в троллейбусе в облике бывшей школьной подруги Сусанны. И с этого момента Надя, мечтающая выйти замуж (одно из несомненных достоинств фильма — отсутствие ханжества и ложной позы), будет во всем слушаться свою более опытную и удачливую приятельницу. Роль Сусанны — настоящий кинобенефис замечательной артистки Т. Васильевой, чьи незаурядные комедийные способности до сего времени мало использовались экраном. А жаль: Васильева как никто умеет социальную узнаваемость, типажность ярко и сочно воплощать комедийными красками, вплоть до прямого гротеска и шаржа.
Сусанна - добрая фея, психолог, состоит в счастливом браке
Ее Сусанна олицетворяет вполне распространенный ныне тип женщины, которая рассчитывает только на свои силы и считает себя чуть-чуть умнее окружающих, во всяком случае — мужчин. Последние вообще рассматриваются ею в основном как не самое удобное, но, увы, необходимое средство обеспечения жизненного комфорта. У нее разработана целая «научная» система завоевания мужчин — с мощным арсеналом средств, от старомодных бабушкиных («путь к сердцу мужчины лежит через желудок») до наиновейших, например, аутотренинга («Я — самая обаятельная и привлекательная»,— постоянно убеждает она себя и соответственно заставляет поверить в это всех, кто находится рядом). К тому же Сусанна, согласно сюжету картины — психолог и готовит диссертацию на тему «Психология брачных союзов». Ее эгоистическое мироощущение, увы, близко многим современным женщинам самых разных возрастов и профессий, и ирония фильма в этом отношении целенаправленна и остра.
Под влиянием Сусанны Надя преображается
Надя Клюева послушно обучается «искусству обольщения» — печет пироги, говорит сотрудникам-мужчинам комплименты и с помощью Сусанны раздобывает какие-то немыслимые наряды, несомненно, украшающие ее, но вместе с тем слишком уж обременительные для бюджета. Наступая на горло собственной гордости, она даже приглашает отрешенно-неприступного Володю на дефицитный концерт зарубежного исполнителя. куда Володя и отправляется... вместе со своей девушкой, ибо его самоуверенность оказалась все же сильнее Надиной новоиспеченной активности. Хотя все не так уж и мрачно: мало-помалу сослуживцы мужского пола начинают относиться к героине все заинтересованнее, а неотразимый в своей бестолковости Леша и вовсе влюбляется в нее по уши. Что же, близится час торжества, и пора нашей Золушке собираться на решающий бал. Сказка — ложь, да в ней намек... Образ семейного благополучия, тщательно выстроенный безукоризненно элегантной и владеющей собой Сусанной, разлетается в пух и прах в одно мгновение. Оказывается, ее обманывает собственный муж (А. Ширвиндт), внешне такой ласковый и послушный. Конечно, перед нами комедия, и Сусанна с ее высшим образованием, хотя и дальняя, но все же родственница знаменитой Эллочки-людоедки, не вызывает особого сочувствия. И тем не менее смеяться над ней почему-то не хочется. Как не до смеха и Наде. «Я люблю тебя. Сусанночка».— говорит она в телефонную трубку ничего не подозревающей подруге, жалея ее и теперь уже сама покровительствуя ей.
Кавалеры Нади: Лёха, Володька и Миша
А потом, бросив очарованно глядящих ей вслед «кавалеров», Надя мчится в вестибюль института — к ничем не приметному технику Гене, «забракованному» Сусанной в качестве потенциального жениха, но обладающему, как теперь прояснилось для Нади, множеством привлекательных черт, в числе которых искренняя и взволнованная любовь к ней, человеческая надежность и скромная простота — не на последнем месте.
О нешуточных вопросах, связанных с издержками женской эмансипации, с неустроенностью личной жизни людей так называемого брачного возраста, новая мосфильмовская лента говорит с житейской основательностью и вместе с тем легко и непринужденно. Такая интонация располагает, вызывает зрительское доверие. Авторам картины (за исключением некоторых сцен — например, «командировочных» эпизодов) почти не изменяет вкус, что особенно ценно в комедии.
Наконец, есть еще одно немаловажное обстоятельство, свидетельствующее в пользу картины. В последнее время мы видели немало фильмов, персонажи которых, далекие, мягко выражаясь, от нравственного совершенства, своими неотразимыми улыбками, изысканными манерами и роскошными туалетами «подавались» на экране так, что чуть ли не вызывали у зрителей восхищение. Так вот, на этот раз ничего подобного не происходит. «Самой привлекательной и обаятельной» выглядит в фильме отнюдь не всезнающая, модно одетая и холеная Сусанна, а именно Надя Клюева — натура простая, отзывчивая, удивительно цельная. И потому неудивительно, что она с легкостью отказывается от вожделенного «принца»— респектабельного красавца Володи. В конце концов сердцу не прикажешь, впрочем, делать этого Надя не хочет да, похоже, и не умеет.
Премьера | 10 ноября 1985 г. |
Жанры | Комедия |
Режиссёр(ы) | Геральд Бежанов |
Актёры | Ирина Муравьева Александр Абдулов Леонид Куравлёв Михаил Кокшенов Татьяна Васильева Лариса Удовиченко Людмила Иванова Владимир Носик Александр Ширвиндт Игорь Ясулович |
Автор(ы) сценария | Геральд Бежанов Анатолий Эйрамджан |
Оператор(ы) | Валентин Пиганов |
Композитор(ы) | Владимир Рубашевский |
Кинокомпания | Мосфильм |
Бюджет | 500,000.00 руб. |
Сайт | - |