Вверх

Главная Рубрики Фильмы Самая обаятельная и привлекательная

Самая обаятельная и привлекательная

Больше статей...

Нина АГИШЕВА, «Советский экран», 1/86

Механика счастья

Механика счастья

О современной одинокой женщине кинематографисты предпочитают снимать драмы. И это вполне естественно — социологические и нравственные аспекты этой проблемы сложны и серьезны. Однако серьезный разговор может вестись и в легкой, непринужденной форме — важно лишь не потерять из виду чувство меры, такт и хороший вкус.

Фильм «Самая обаятельная и привлекательная» (сценарий А.Эйрамджана и Г. Бежанова, режиссер Г. Бежанов), затрагивающий тему одиночества, неустроенной личной жизни и поисков современной женщиной своего счастья — комедия. Да еще собравшая вместе таких мастеров популярного жанра, как Ирина Муравьева, Татьяна Васильева, Леонид Куравлев, Александр Ширвиндт, Александр Абдулов, Михаил Кокшенов. Да еще с небанальным, динамично развивающимся сюжетом. Ясно, что зрители не останутся равнодушными к такой ленте. Скажем сразу — их ожидания оправдаются. Еще одна история о том. как стать счастливой, окажется и веселой, и трогательной, и грустной, и, что весьма существенно, не скучной.

Итак, героиня фильма Надя Клюева (роль эту искренне и органично играет И. Муравьева) работает в конструкторском бюро. Она хорошая производственница, активная общественница и вообще, что называется, «свой парень».

Механика счастья

Надя Клюева - общественница, инженер-конструктор, мечтает выйти замуж

Вот только на женские ее достоинства не обращает внимания не только красавец Володя Смирнов (А. Абдулов), но даже и, неуклюжий Леша Пряхин (М. Кокшенов). Впрочем, это — до поры до времени.

Механика счастья

Володя Смирнов - красавчик, ловелас, инженер-конструктор

Добрая фея появляется перед Надей, как и полагается, неожиданно — садится напротив нее в троллейбусе в облике бывшей школьной подруги Сусанны. И с этого момента Надя, мечтающая выйти замуж (одно из несомненных достоинств фильма — отсутствие ханжества и ложной позы), будет во всем слушаться свою более опытную и удачливую приятельницу. Роль Сусанны — настоящий кинобенефис замечательной артистки Т. Васильевой, чьи незаурядные комедийные способности до сего времени мало использовались экраном. А жаль: Васильева как никто умеет социальную узнаваемость, типажность ярко и сочно воплощать комедийными красками, вплоть до прямого гротеска и шаржа.

Механика счастья

Сусанна - добрая фея, психолог, состоит в счастливом браке

Ее Сусанна олицетворяет вполне распространенный ныне тип женщины, которая рассчитывает только на свои силы и считает себя чуть-чуть умнее окружающих, во всяком случае — мужчин. Последние вообще рассматриваются ею в основном как не самое удобное, но, увы, необходимое средство обеспечения жизненного комфорта. У нее разработана целая «научная» система завоевания мужчин — с мощным арсеналом средств, от старомодных бабушкиных («путь к сердцу мужчины лежит через желудок») до наиновейших, например, аутотренинга («Я — самая обаятельная и привлекательная»,— постоянно убеждает она себя и соответственно заставляет поверить в это всех, кто находится рядом). К тому же Сусанна, согласно сюжету картины — психолог и готовит диссертацию на тему «Психология брачных союзов». Ее эгоистическое мироощущение, увы, близко многим современным женщинам самых разных возрастов и профессий, и ирония фильма в этом отношении целенаправленна и остра.

Механика счастья

Под влиянием Сусанны Надя преображается

Надя Клюева послушно обучается «искусству обольщения» — печет пироги, говорит сотрудникам-мужчинам комплименты и с помощью Сусанны раздобывает какие-то немыслимые наряды, несомненно, украшающие ее, но вместе с тем слишком уж обременительные для бюджета. Наступая на горло собственной гордости, она даже приглашает отрешенно-неприступного Володю на дефицитный концерт зарубежного исполнителя. куда Володя и отправляется... вместе со своей девушкой, ибо его самоуверенность оказалась все же сильнее Надиной новоиспеченной активности. Хотя все не так уж и мрачно: мало-помалу сослуживцы мужского пола начинают относиться к героине все заинтересованнее, а неотразимый в своей бестолковости Леша и вовсе влюбляется в нее по уши. Что же, близится час торжества, и пора нашей Золушке собираться на решающий бал. Сказка — ложь, да в ней намек... Образ семейного благополучия, тщательно выстроенный безукоризненно элегантной и владеющей собой Сусанной, разлетается в пух и прах в одно мгновение. Оказывается, ее обманывает собственный муж (А. Ширвиндт), внешне такой ласковый и послушный. Конечно, перед нами комедия, и Сусанна с ее высшим образованием, хотя и дальняя, но все же родственница знаменитой Эллочки-людоедки, не вызывает особого сочувствия. И тем не менее смеяться над ней почему-то не хочется. Как не до смеха и Наде. «Я люблю тебя. Сусанночка».— говорит она в телефонную трубку ничего не подозревающей подруге, жалея ее и теперь уже сама покровительствуя ей.

Механика счастья

Кавалеры Нади: Лёха, Володька и Миша

А потом, бросив очарованно глядящих ей вслед «кавалеров», Надя мчится в вестибюль института — к ничем не приметному технику Гене, «забракованному» Сусанной в качестве потенциального жениха, но обладающему, как теперь прояснилось для Нади, множеством привлекательных черт, в числе которых искренняя и взволнованная любовь к ней, человеческая надежность и скромная простота — не на последнем месте.

О нешуточных вопросах, связанных с издержками женской эмансипации, с неустроенностью личной жизни людей так называемого брачного возраста, новая мосфильмовская лента говорит с житейской основательностью и вместе с тем легко и непринужденно. Такая интонация располагает, вызывает зрительское доверие. Авторам картины (за исключением некоторых сцен — например, «командировочных» эпизодов) почти не изменяет вкус, что особенно ценно в комедии.

Наконец, есть еще одно немаловажное обстоятельство, свидетельствующее в пользу картины. В последнее время мы видели немало фильмов, персонажи которых, далекие, мягко выражаясь, от нравственного совершенства, своими неотразимыми улыбками, изысканными манерами и роскошными туалетами «подавались» на экране так, что чуть ли не вызывали у зрителей восхищение. Так вот, на этот раз ничего подобного не происходит. «Самой привлекательной и обаятельной» выглядит в фильме отнюдь не всезнающая, модно одетая и холеная Сусанна, а именно Надя Клюева — натура простая, отзывчивая, удивительно цельная. И потому неудивительно, что она с легкостью отказывается от вожделенного «принца»— респектабельного красавца Володи. В конце концов сердцу не прикажешь, впрочем, делать этого Надя не хочет да, похоже, и не умеет.

 

фото Самая обаятельная и привлекательная
Основная информация
Премьера10 ноября 1985 г.
ЖанрыКомедия

Режиссёр(ы)Геральд Бежанов

АктёрыИрина Муравьева

Александр Абдулов

Леонид Куравлёв

Михаил Кокшенов

Татьяна Васильева

Лариса Удовиченко

Людмила Иванова

Владимир Носик

Александр Ширвиндт

Игорь Ясулович

Автор(ы) сценарияГеральд Бежанов

Анатолий Эйрамджан

Оператор(ы)Валентин Пиганов

Композитор(ы)Владимир Рубашевский

КинокомпанияМосфильм
Бюджет500,000.00 руб.
Сайт -