Вверх

Главная Рубрики Люди Эдуард Назаров

Эдуард Назаров

Больше статей...

«МУЛЬТПАННО», журнал «Огонёк» 1/87

О фестивале? О фестивале!

Эдуард Назаров

«МУЛЬТПАННО» представляет читателю члена жюри VII Всемирного фестиваля мультипликационных фильмов в Загребе кинорежиссера Эдуарда Назарова. Родился в 1941 году. Как только вырос, сразу же пошел на студию «Союзмультфильм». Окончил Московское высшее художественно - промышленное училище. Как художник-постановщик сделал фильмы (совместно с В. Зуйковым): «Фильм, фильм, фильм», «Остров», серии о Винни-Пухе. Как режиссер сделал фильмы «Охота», «Жил-был пес», «Путешествие муравья», «Про Сидорова Вову». Получил в общей сложности около 15 международных призов. Прекрасный рассказчик, но утверждает, что художественным словом не владеет…

Мне предложили написать о последнем фестивале в Загребе. Всего «две странички». Я взялся. Опрометчивость моего поступка выяснилась только потом, когда комната была завалена исписанной и исчерканной бумагой.

Из представленных на фестиваль около 450 фильмов для участия в конкурсе было отобрано 98 из 24 стран, 39 фильмов показано вне конкурса. Состоялись три ретроспективы: выдающегося мультипликатора XX века Нормана Мак-Ларена, американских классиков мультипликации первой половины века братьев Флейшеров и советского режиссера Андрея Хржановского. Надо полагать, что зрителей привлекли также полнометражные фильмы США и Венгрии, лучшие фильмы других фестивалей, программа фильмов для детей, программа нидерландских фильмов, английские рекламные фильмы и видеофильмы о мастерах мировой мультипликации.

Мультфильм «Крылья, ноги и хвосты»

В конкурсе участвовало шесть советских фильмов. Три из них получили премии, но о призерах Загреба читатели «МУЛЬТПАННО» уже знают, так что пойдем дальше.

В фестивальной программе оказалось достаточно произведений замечательных и средних, умных и не очень. Можно было бы рассказать содержание некоторых и попытаться самому описать их достоинства, но я сознательно не буду этого делать, поскольку убежден, что судить о фильме или книге лишь по рецензии — не самый верный путь.

Фестиваль в Загребе, конечно, престижный, но он всего лишь один из многих проходящих в мире. И почти на каждом наши фильмы получают призы. Правда, авторы, случается, даже и не знают об этом и никогда не видели своих наград. Хотя сие, вероятно, мелочи.

Вот, кажется, и весь рассказ о Загребе. Но хочется сказать и о том, что меня беспокоит.

Первое. Отечественная школа мультипликации — одна из ведущих в мире. Однако у нас ни разу не было международных фестивалей мультипликации, а они нам очень нужны. Только где их проводить? В Москве? Нет, лучше не здесь, а то зарубежные гости неминуемо придут на «Союзмультфильм» и увидят, в каких условиях и с какой техникой мы работаем.

Второе. На фестивалях фильмы получают премии, а у себя на родине редко выступают в роли солистов, их, как правило, загоняют в мультсборники с «индивидуальными» трехзначными номерами. А уж о качестве фильмокопий и говорить не приходится: думаешь, на кой черт вырисовывал и выписывал, ночей недосыпал?

Мультфильм «Это совсем не про это»

Третье. Авторы фильмов, равно как и зрители, нуждаются в профессиональной критике мультипликации. Нельзя же всерьез относиться к бесконечным писулькам под заголовком «Здесь живут волшебники». Подобный настрой воспитывает у зрителя снисходительное отношение к мультипликации как к веселому придурку. Но что еще хуже — авторы фильмов подчас важно раздуваются от достижений, которых нет. Ведь все-таки «волшебники» как-никак...

И стряпаются за государственный счет сценарии один другого слаще и примитивнее. И снимаются фильмы. И мелькают на экране «розовые пузыри» со скоростью двадцать четыре кадра в секунду.

А в заключение хочу еще раз вернуться в Загреб.

Закрытие фестиваля. По решению оргкомитета фестиваля учрежден дополнительный и, быть может, самый значительный приз — «За жизненный вклад». И в первый раз им удостаивают Нормана Мак-Ларена. Ему 72 года, он болен и находился в то время дома, в Монреале. Но каждый в зале слышит его голос из репродукторов — он разговаривает с нами по телефону. Представитель Загреба, ведущий церемонию закрытия, говорит в микрофон: «Норман, вы слышите? Вас приветствуют и поздравляют две с половиной тысячи мультипликаторов мира, собравшиеся в этом зале!» Все встают. Гром аплодисментов. Мак-Ларен слышит аплодисменты, он говорит слова благодарности, голос его в репродукторе прерывается, и притихший зал слышит, что на другой половине земного шара плачет человек. В этот момент он счастлив. Вот такие «мульти-пульти».

Р. S. «МУЛЬТПАННО» в прошлом выпуске («Огонек» № 41) задало мне вопрос: «Где можно увидеть зарубежные фильмы-лауреаты?» Ответ такой: «Нигде». Ведь даже сами мультипликаторы видят их, что называется, «по случаю». Так что, вопрос этот пока чисто риторический…

СПРАВКА «МУЛЬТПАННО»

Норман Мак-Ларен (родился в 1914 г.) — канадский режиссер и художник, выдающийся мультипликатор современности, основоположник многих направлений современной мультипликации, работает в Национальном киноцентре Канады. Основные фильмы: «Немного фантазии на темы живописи XIX века», «Серая курочка», «Прочь скучные заботы», «Настало время...», «Соседи», «Вертикальные линии», «Па-де-де», «Кадр за кадром» и другие.

Норман Мак-Ларен

Сегодня в «МУЛЬТПАННО» встретились два фестиваля — VII Загребский и III Рязанский. Один из крупнейших мультипликационных кинофестивалей мира — и новичок, выпестованный силами рязанского клуба любителей кино. И хотя «МУЛЬТПАННО» в равной степени интересует все, что касается любимого миллионами зрителей киножанра, но все же наши симпатии сегодня отданы рязанцам — клубному фестивалю советской мультипликации — ФЕСОМу. Почему? Читайте комментарий «МУЛЬТПАННО».

Александр НИКИТИН

Под крыльями Жар-птицы

Речь пойдет вроде бы об обычном кинофестивале, где есть все, что полагается: конкурсные просмотры, призы и дипломы, юбилейные ретроспективы, встречи со зрителями. Но есть у этого праздника две особенности: он целиком посвящен мультипликации, а организует и проводит его рязанский клуб любителей кино «Кинематограф». Ведь ком у же, как не самим зрителям, сделать шаг навстречу, говоря словами Вадима Шефнера, «искусству грядущего»?

Когда наш киноклуб задумывал фестиваль советской мультипликации — ФЕСОМ, это не было проявлением каких-то исключительных запросов: нам хотелось в первую очередь не пропустить ни одного стоящего мультфильма. Желание собирать раз в год в Рязани лучшие ленты страны, естественно, дополнилось идеей зрительского референдума.

Счастье сотворенного праздника окупает все хлопоты, предшествующие дню открытия фестиваля. Его осеняет разноцветными крыльями Жар-птица из нестареющего фильма эстонского режиссера Р. Раамата. Мы и минуты не колебались, выбирая эмблему, отражающую многообразие мультипликации и наши привязанности к ней.

Жар-птица Рейна Раамата

По числу молодых авторов ФЕСОМ-III стал рекордсменом. Больше, чем прежде, было и неординарных, запоминающихся работ, таких, как «Ночь» В. Петкевича (Свердловская киностудия), «Гайдук» Ю. Кацапа и Л. Горохова («Молдовафильм»), «Голубятница» Р. Хейдметса («Таллин- фильм»). 23 киноленты, представляющие 10 киностудий страны,— такова была конкурсная программа.

А «гвоздем» фестиваля стала ретроспектива, посвященная 50-летию одного из ведущих советских мастеров мультипликации, режиссера «Таллинфильма» Аво Пайстика.

Фильмы его (а мы увидели большую их часть) восхитили свежестью, молодостью фантазии, чувством юмора, вкусом. Сам же Аво Федорович, бесспорно, сделался наиболее популярной фигурой фестиваля. Кстати, его последняя лента, «Прыжок», участвовала в конкурсе и завоевала Приз киноклубов и диплом зрителей.

Гран-при III Рязанского — «Большой Полкан» (громадный декоративный кувшин, выполненный мастерами из Скопина), как и в 1984 году, присужден режиссеру Эдуарду Назарову. Тогда зрители признали лучшей его ленту «Путешествие муравья», а сейчас — «Про Сидорова Вову». Просто «Полкана» получила «Легенда о Сальери» В. Курчевского, а «Малого Полкана» — сборник телемультфильмов-«минуток» А. Федулова.

Мультфильм «Про Сидорова Вову»

Фестиваль советской мультипликации стал главным делом нашего киноклуба, отмечающего в эти дни десятилетний юбилей. Фестиваль для нас словно и не кончается. Идет постоянный отбор новых фильмов для будущего конкурса. И уже с тайным нетерпением ждешь того дня, когда над Рязанью вновь развернет свои крылья многоцветная Жар-птица...

Комментарий мультпано

Из тридцати трех фильмов — призеров ФЕСОМа большинство имеет титул победителя международных мультфестивалей, причем зачастую награда в Рязани опережала признание фильма за рубежом. А это означает, что оценки «зрительского жюри» совпадают с мнением ведущих режиссеров и критиков мира. (Кстати, нам только что сообщили, что фильм «Ночь» В. Петкевича получил приз «Серебряная пластина» на международном кинофестивале в Чикаго). Так рушится миф о том, что массовая аудитория «не поймет» и не оценит по достоинству значительное произведение искусства. Поймет и оценит! Только для этого надо со зрителем и с фильмом работать бережно и внимательно, как это делается на ФЕСОМе.

ФЕСОМ пока уникален. А, собственно говоря, почему? Где возникнет следующий клубный мультипликационный? В каком городе? Ждем известий от читателей.

Из почты «МУЛЬТПАННО»

«ДОРОГОЙ «ОГОНЕК»! ПИШЕТ ТЕБЕ ДВЕНАДЦАТИЛЕТНИЙ ШКОЛЬНИК ИЗ СВЕРДЛОВСКА МИША СУЧКОВ. ПИШУ ПОТОМУ, ЧТО У СЕБЯ В ГОРОДЕ Я НЕ СМОГ НАЙТИ ОТВЕТА НА ВОПРОС: ГДЕ МОЖНО ПОСМОТРЕТЬ ФИЛЬМЫ АМЕРИКАНСКОГО РЕЖИССЕРА УОЛТА ДИСНЕЯ? У НАС В КЛАССЕ ВСЕ РЕБЯТА ЗНАЮТ, ЧТО ЕСТЬ ТАКОЙ ЗАБАВНЫЙ ЗВЕРЕК МИККИ МАУС (ЕГО ИЗОБРАЖЕНИЕ ДАЖЕ НА ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СУМКАХ МОЖНО УВИДЕТЬ), НО НЕМНОГИЕ ЗНАЮТ, КТО ПРИДУМАЛ ЭТОГО МЫШОНКА. НЕУЖЕЛИ НЕЛЬЗЯ ПОКАЗАТЬ ПО ТЕЛЕВИЗОРУ ТАКИЕ ВСЕМИРНО ИЗВЕСТНЫЕ ФИЛЬМЫ ДИСНЕЯ, КАК «БЕЛОСНЕЖКА И СЕМЬ ГНОМОВ», «ПИНОККИО», «БЕМБИ»? А ТО ЧАСТО ИДУТ ОДНИ И ТЕ ЖЕ МУЛЬТИКИ, СТАРЫЕ И НЕИНТЕРЕСНЫЕ».

Что же необходимо предпринять, чтобы не только Дисней, но и другие классики мировой мультипликации появились на наших теле- и киноэкранах? Может быть, Госкино СССР ответит на наш вопрос?

 

фото Эдуард Назаров
Основная информация
ИмяЭдуард Назаров
Полное имяЭдуард Васильевич Назаров
Дата рождения23 ноября 1941 г.
Место рожденияМосква, РСФСР, СССР
Дата смерти11 сентября 2016 г.
Место смертиМосква, РФ
Годы активности1973—2016
СтраныСССР

Россия

Виды деятельностиРежиссёры

Сценаристы

Мультипликаторы

Художники

Сайт -