Вверх

Ball (AC-01)

Дмитрий Семенидо

Nintendo Game & Watch Ball AC-01

История игры «Ball» примечательна не только тем, что она была первой в серии Game&Watch, но и тем, что именно она положила начало сразу нескольким направлениям игровой индустрии, без которых мир современных видеоигр был бы просто немыслим!

А начиналось всё в далёком 1980-м году, когда 39-летний разработчик игр Гумпэй Ёкои, сидя в скоростном поезде синкансэн, обратил внимание на своего соседа. Чтобы скоротать время в пути, сосед играл со своим калькулятором, рассеянно нажимая на разные кнопки. Чем дольше Гумпэй наблюдал за ним, тем более очевидной была идея: если бы только в калькуляторах были игры, они могли бы развлекать владельца в долгих поездках!

Так родилась концепция электронной игры «Ball» («Мяч», американское название было «Toss-Up» - «Подбрасывай») – серебристой ручной консоли, похожей на калькулятор, в которой забавный человечек жонглировал мячиками…

Нестандартное мышление

«Принцип, по которому Нинтендо адаптирует технологии, заключается не в том, чтобы отыскивать шедевры, а в том, чтобы использовать давно известные технологии, которые позволяют осуществлять дешёвое массовое производство».

(Гумпэй Ёкои)

Именно по такому принципу создавались игры Game & Watch, не содержавшие в себе принципиально ничего нового – всё то же самое и на гораздо более высоком уровне (например, питание от солнечных батарей и серьёзные вычислительные операции) уже давно применялось в микрокалькуляторах. Но к тому времени рынок калькуляторов был уже переполнен устройствами разной сложности, там царили такие гиганты как Casio и Sharp, отчаянно сражавшиеся между собой. По-настоящему ценной была лишь идея, превращавшая давно известную технологию в принципиально новое устройство!

Геймплей

Персонаж игры (забавный человечек из палочек и кружочков, почему-то в инструкции он зовётся «doll» - «кукла») жонглирует одновременно несколькими шариками или мячиками. Когда мячик касается руки персонажа, он отправляется обратно вверх по дуге в противоположную сторону экрана. С помощью двух кнопок («влево» и «вправо») можно управлять руками человечка. По ходу времени скорость игры возрастает, и число мячиков увеличивается. Когда мячик падает, игра останавливается, и игрок должен её снова запустить. Таким образом, жизнь у него была только одна. Любопытно, что падая, шарик разбивается. Быть может, именно это вдохновило разработчиков на идею с волком, который ловит яйца!

Nintendo Game & Watch Ball AC-01

В игре есть два режима. «Game А»: игрок жонглирует двумя мячиками и получает 1 очко за каждый пойманный мячик. «Game B»: мячика три, и за каждый пойманный мячик игрок получает сразу 10 очков. Максимальное количество очков для игры А: 9,999, а для игры B: 9,990, так как число 9,999 не является кратным 10.

Чтобы скорость не становилась абсурдно высокой, каждые 100 очков она падает до начального уровня, что даёт игроку возможность немного передохнуть, затем опять нарастает.

Устройство

Как и типовой микрокалькулятор, игра питалась от двух батареек типа LR43. Помимо собственно игры, в консоли были электронные часы. Под экраном было три кнопки: «Game А», «Game B» и «Time», переключавшая игру в режим часов – отсюда и название «Game & Watch» («Игра & Часы»)

В более поздних моделях с противоположной стороны корпуса была откидная скобка, позволявшая располагать игру вертикально в виде настольных электронных часов, но у игры «Ball» её ещё не было. В качестве заставки часов, на дисплее шла игра в автоматическом режиме.

Mr. Game & Watch

Забавный человечек, впервые появившись в игре «Ball», со временем получил имя «Мистер Гэйм энд Уотч», став популярным персонажем электронных игр Nintendo. Если изначально он состоял из палочек и кружочков, то со временем приобрёл более реалистичный вид. Так, в игре «Flagman» он одет как пират, а в «Vermin» держит два огромных молотка, сражаясь с надоедливыми кротами. Как правило, у него нет носа (его сложно было бы показать реалистично) или, наоборот, как в играх «Judge» и «Parachute», у него огромный сильно выпирающий нос. Из-за особенностей графики ЖК-экранов, может сложиться впечатление, что персонаж чернокожий. Однако на коробках игр Game & Watch он изображён в виде белого мужчины, что должно развеять все подозрения разработчиков Nintendo в расизме!

Mr. Game & Watch

После прекращения выпуска серии игр «Game & Watch», Мистер Гэйм энд Уотч периодически появляется в разных играх Nintendo в роли камео.

Перспективы

Сама игра «Ball» не имела оглушительного успеха на рынке (её продажи в объёме 250 000 даже для Японии результат весьма посредственный), однако она была и остаётся самой важной, ведь она положила начало новой серии «Game & Watch», производство которой будет продолжаться долгие 11 лет.

Но если бы на рынке игры «Ball» ждал провал, не было бы и всей остальной франшизы. В СССР не возникла бы серия игр «Электроника ИМ», волк из «Ну погоди!» никогда не ловил бы яйца, да и будущее Nintendo в игровой индустрии было бы гораздо более туманным.

Два года спустя, именно кнопки игр Game & Watch вдохновят разработчиков Nintendo на создание инновационных контроллеров Famicom и NES, пришедших на смену традиционным джойстикам.

NES/Famicom controllers

А ещё без Game & Watch, с большой вероятностью, не было бы и Game Boy, и всех последующих ручных консолей Nintendo!

От Game & Watch к Game Boy

За 11 лет в серии Game & Watch было выпущено целых 60 игр, однако в 1991-м году выпуск серии прекратился. В новой консоли Game Boy игры можно было менять при помощи сменных картриджей, и выпускать для каждой новой игры отдельную консоль было уже не нужно. Разработчиком Game Boy был также Гумпэй Ёкои.

横井 軍平 Gunpei Yokoi and Game Boy

Так же, как и в прошлый раз, он применил нестандартное мышление: вместо того, чтобы гнаться за конкурентами Atari Lynx и Sega Game Gear, выпустившими консоли с цветными экранами, Гумпэй сделал ставку на чёрно-белый дисплей, обеспечивающий более длительный игровой процесс и менее частую смену батареек.

Gunpei Yokoi and Shigeru Miyamoto

Вклад Гумпэя в раннюю историю Nintendo трудно переоценить: в 1981-м году он курировал производство аркадного автомата «Donkey Kong», представив президенту компании молодого и талантливого дизайнера Сигэру Миямото, оказавшегося для фирмы настоящей находкой. Вместе они работали над игрой «Mario Bros». Позднее Гумпэй Ёкои продюсировал «Metroid», «Super Mario Land», «Super Mario World 2: Yoshi’s Island» и многие другие игры. Именно он разработал и робота «R.O.B.». Но в середине 90-х удача словно от него отвернулась. После провала его нового проекта Virtual Boy, Ёкои навсегда покинул компанию Nintendo, основав собственную фирму Koto, где последний год работал над новой ручной консолью WonderSwan, у которой также был монохромный дисплей.

Год спустя, 4 октября 1997-го, в возрасте 56 лет, он погиб в автокатастрофе, так и не увидев выпуска своего последнего детища. Два года спустя, оно будет продано свыше 3,5 миллионов раз.

Новые релизы

Фирма Nintendo очень любит свою историю, и игра «Ball» является важной её частью. В 1995-м году в Европе был выпущен картридж «Game Boy Gallery» для консоли Game Boy, на котором была игра «Ball» с улучшенной графикой.

Два года спустя она вошла в сборник «Game & Watch Gallery 2» для Game Boy Color в качестве скрытой игры. Чтобы получить к ней доступ, нужно было собрать 15 звёзд, набирая очки в других играх сборника. По мере накопления звёзд, игрок мог открывать всё новые опции и всё новых персонажей.

В 2010-м году (юбилейном для игры «Ball») она была перевыпущена. Подарочные экземпляры получили члены японского клуба Нинтендо, у которых был платиновый статус. Позднее её получили и члены американского клуба Нинтендо, у которых было 1200 «монет» (coins).

Game & Watch Ball New Edition

Игра была очень похожа на оригинал, но на обратной стороне корпуса был логотип клуба. Кроме того, в ней была дополнительная функция отключения звука, которой не было в оригинале. Также в оригинальной игре под экраном проступали проводники, и чтобы их не было видно, дизайнеры просто закрасили края экрана чёрным. Современные инженеры устранили этот дефект, однако полосу оставили – для совместимости.

Game & Watch Ball New Edition

А чтобы игра не падала, к ней была выпущена подставочка, позволявшая установить игру на столе в слегка наклонном положении.

Разработчики Нинтендо отметили, что выпустить игру «Ball» в XXI веке было непросто. Оригинальная документация за давностью лет была утрачена, да и технологии производства давно поменялись. Но несмотря на это, они постарались сделать игру максимально приближенной к оригиналу!

Наследие

В игре «Game Boy Camera» пользователи могли сделать собственное селфи, при помощи Game Boy камеры, а затем поместить своё лицо вместо головы персонажа и играть в игру «Ball» от своего имени.

В серии файтингов «Super Smash Bros.» есть персонаж Mr. Game & Watch, который может жонглировать своими противниками как в игре «Ball»

В игре «WarioWare: Touched!» для Nintendo DS есть мини-игра «Ball», в которой можно управлять руками персонажа при помощи стилуса.

В «DS Rakuhiki Jiten» (английско-японский толковый словарь для Nintendo DS) – при вводе слова Game & Watch, можно поиграть в игру «Ball».

В игре «Pikmin 2» для GameCube одно из сокровищ, которые пикмины могут найти на далёкой-далёкой планете - игра «Ball».

Mr. Game & Watch in Super Smash Bros.

 


фото Ball (AC-01)
Основная информация
Альтернативное имяToss-Up
Дата релиза28 апреля 1980 г.
КатегорииМагазин игрушек

Электронные

Game & Watch

ПроизводителиNintendo
Вес51 г
Сайт продукта -
Страница на Facebook -
Страница Вконтакте -