07.06.2022 12:04:17
Дмитрий Семенидо
Компьютер «2 в 1»
В середине 80-х годов компьютер Commodore 64 был настоящим бестселлером! Он был продан свыше 17 миллионов раз, став одним из самых популярных персональных компьютеров в истории. Но что было дальше? Какой была следующая модель? И почему она не была столь же успешной? Сегодня вы узнаете ответы на эти вопросы!
Компьютер Commodore 128 был выпущен всего через три года после своего предшественника – в январе 1985-го. Но от предыдущей модели он отличался далеко не только объёмом оперативной памяти. Инженеры компании Commodore Business Machines проделали огромную работу, чтобы подготовить новый компьютер к вызовам, которые его ожидали!
Железо
Выпускать что-то новое после суперуспешной модели – всегда огромные риск и ответственность. Новый компьютер должен был одновременно быть совместимым со своим предшественником (ведь за три года для Commodore 64 было написано огромное количество прикладного софта и игр, расставаться с которыми миллионы его владельцев не были готовы) и при этом соответствовать ожиданиям новых пользователей, обеспечивая им высокое быстродействие и поддерживая новый софт.
Забегая вперёд, скажем, что разработчики справились с обеими задачами, но то, как это было решено, заслуживает отдельного внимания!
Прежде всего, стоит сказать о процессоре. Точнее о процессорах, ведь их у него было целых два. Вместо MOS 6510, применявшегося в C64, была использована его улучшенная версия – 8502. Изготовленный с использованием процесса n-МОП, 8502 имел вдвое более высокую плотность транзисторов и более низкую стоимость, при этом рассеивая меньше тепла. На практике это означало, что C128 мог работать с тактовой частотой вдвое большей, чем у C64!
Но если в C64 центральный процессор и графический контроллер получали доступ к оперативной памяти поочерёдно, через равные такты времени, то на большой скорости процессору было уже недостаточно времени для доступа к памяти. Работа в таком режиме была возможна только в паре с графическим контроллером с собственной видеопамятью, которому не нужно обращаться к ОЗУ.
Таким контроллером стал MOS Technology 8563, который имел 16 Кб VRAM. Он поддерживал видеорежимы повышенного разрешения (80x25 символов в текстовом режиме и до 720×700 в режиме чересстрочной развертки), что с оговорками делало его совместимым со стандартом CGA IBM PC и позволяло запускать на C128 серьёзные бизнес-приложения.
Таким образом, графических контроллеров тоже было два: VIC-II для совместимости с C64 и 8563 для режима C128.
Но это ещё не всё! Для работы с операционной системой CP/M (времена MS-DOS тогда ещё не наступили, и эта ОС была абсолютным стандартом для «серьёзных» компьютеров) в C128 был второй центральный процессор – Zilog Z80. Огромная библиотека софта для CP/M в сочетании с тоже весьма богатой библиотекой C64 давали C128 огромные конкурентные преимущества. К примеру, для запуска CP/M на Apple II нужно было приобретать отдельную карту с процессором Z80.
Впрочем, одновременно два процессора работать не могли, поэтому C128 нельзя было назвать «мультипроцессорной» системой. Более правильно говорить о нём, как о системе «2 в 1», по-своему уникальной и очень универсальной. Она могла работать в трёх режимах: C64, C128 и CP/M. Выбор режима осуществлялся микропроцессором Z80 при начальной загрузке.
Ещё одним важным улучшением C128 стала его клавиатура.
На клавиатуре C64 не хватало многих кнопок (стрелок курсора, Alt, Tab, Esc, цифровой клавиатуры), к которым пользователи бизнес-приложений уже привыкли, и без которых невозможно было добиться полной совместимости с ОС CP/M.
Минусы
К конструктивным недостаткам C128 стоит отнести плохую вентиляцию корпуса. Для снижения электромагнитного излучения над материнской платой был установлен металлический экран, который прижимался вплотную к корпусам микросхем, на поверхности которых была нанесена термопаста. Но вместо того, чтобы играть функцию радиатора, экран, наоборот, препятствовал выходу тепла и форсировал перегрев системы.
Также в ПЗУ компьютера был ряд ошибок. К примеру, при включённой клавише CAPS LOCK буква Q всё равно выводилась в нижнем регистре.
C128D и C128DCR
C128 существовал в нескольких модификациях. Так в ноябре 1985-го в Штатах была выпущена модель Commodore 128D, материнская плата которой помещалась в отдельный пластиковый корпус с ручкой для переноски, по форм-фактору напоминавший Amiga 1000. В этом же корпусе были дисковод 1571 и источник питания. Клавиатура подключалась отдельно и имела ножки для изменения угла наклона. В результате оригинальный C128 получил прозвище «плоский», а расширенный – «толстый».
Во второй половине 1986-го вышла модель Commodore 128DCR, где CR означало «сниженная стоимость». Она была в металлическом корпусе (уже без ручки). Ряд компонентов на материнской плате был объединен в единый корпус, также в качестве дополнительной меры по снижению стоимости, с блока питания был удален охлаждающий вентилятор. Существенным улучшением стала замена контроллера видеодисплея 8563 на более продвинутый 8568 и оснащение его 64 Кб видеопамяти — максимальным объёмом адресуемым устройством.
Четырехкратное увеличение видеопамяти по сравнению с «плоским» C128 позволило размещать в ней несколько текстовых экранов для поддержки настоящей оконной системы или генерировать графику с более высоким разрешением. Однако лишь немногие коммерческие приложения использовали эти возможности. Дело в том, что компания Commodore не стала включать поддержку новых видеорежимов в свой BASIC. Для получения к ним доступа разработчикам приходилось использовать ассемблер или «BASIC 8» от Free Spirit Software, в который были добавлены команды для работы с новыми графическими режимами.
Кроме того, C128DCR был оснащен новыми ПЗУ, получившими название «ПЗУ 1986 года» по дате авторского права, отображаемой на экране при включении питания. В них был исправлен ряд ошибок, присутствовавших в исходных ПЗУ. Но из-за этого некоторое программное обеспечение утратило совместимость и работало только на моделях DCR.
Заключение
И всё же, несмотря на всю свою универсальность, C128 не был так успешен, как его предшественник. Во второй половине 80-х было уже понятно, что в сфере мультимедиа будущее за 16-битными компьютерами вроде Atari ST и Amiga, а область бизнес-компьютеров прочно заняли IBM PC и их многочисленные недорогие клоны, такие как Tandy 1000. Что же до геймеров, то и им C128 не сулил серьёзных улучшений. Подавляющее большинство игр просто запускалось в режиме C64.
Компания Commodore оказалась в той же ловушке, что и Atari, которая после успеха мега-популярной консоли Atari 2600 выпустила её довольно невыразительное продолжение Atari 5200, большая часть игр которого мало чем отличалась от игр для 2600.
Когда в 1989 году C128 (D / DCR) были сняты с производства, выяснилось, что их изготовление обходилось почти во столько же, сколько изготовление Amiga 500, но при этом C128D приходилось продавать на несколько сотен долларов дешевле, чтобы сохранить высокий маркетинговый имидж Amiga.
Одни из тех, кто действительно мог оценить C128 по достоинству, были начинающие программисты – вычислительные возможности компьютера были гораздо выше, чем у C64, библиотека средств разработки огромна, но при этом он был значительное дешевле, чем IBM PC.