Главная Рубрики Компьютеры 8-битные SPC-1000
29.01.2024 21:41:01
В начале 80-х компьютеры не выпускал только ленивый! Их популярность была так велика, что свой «кусок пирога» спешили откусить даже те фирмы, которые до этого не проявляли интереса ни к компьютерам, ни к игровой индустрии: Casio, Hitachi, Toshiba, Panasonic, Sanyo, даже Sony! Сегодня мы познакомимся с аналогичным детищем фирмы Samsung. В наши дни, когда этот южнокорейский бренд является одним из ведущих мировых производителей, поэтому будет особенно интересно оглянуться назад и посмотреть с чего он начинал!
Поначалу производство компьютеров рассматривалось крупными фирмами как расширение ассортимента бытовой техники. Вот и подразделение Samsung PC было небольшим филиалом отдела домашней аппаратуры. На фоне многочисленных импортных новинок: американских бизнес-машин Apple и IBM и японских MSX, скромные 8-битные ПК от Samsung воспринимались в Южной Корее как второсортные клоны, однако фирма настаивала: зато это не импорт, а свои собственные, национальные компьютеры!
Выпуск компьютеров SPC-1000 (SPC означало «Персональный Компьютер Samsung») начался в марте 1983-го года и продолжался до 1986-го. За это время было продано почти 500,000 экземпляров, что было совсем немало для 40-миллионной страны.
Реклама компьютеров SPC-1000 от фирмы Samsung
Компания Samsung активно продвигала своё детище как «первый персональный компьютер, разработанный в Корее». Правда, двумя годами ранее фирма Sambo выпустила компьютеры SE-8001. Да и «разработка» в значительной степени базировалась на копировании концепта Sharp MZ-80K, поэтому звание «первого национального» было несколько преувеличено.
В 1982-м году президент Республики Корея Чун Ду Хван объявил 1983 год «годом информационной индустрии», в рамках которого планировалось выделить пяти частным компаниям 1 миллиард вон на закупку 5000 компьютеров для средних школ.
Первые компьютеры в корейских школах
Среди утверждённых моделей, были совместимые с Apple II компьютеры «TriGem 30» от Sambo Computer (теперь TGSambo), «FC-100» от GoldStar (теперь LG Electronics) и «Hicom 8» компании Dongyang Nylon (позже Hyosung Computer).
Компьютеры FC-100 от фирмы GoldStar
Первой компьютеры получила средняя школа Тондок в Сеуле в марте 1983-го. Именно в государственных школах корейские подростки 80-х впервые познакомились с программированием.
Компьютеры в школьном классе, Южная Корея, 1983-й год
Первое, что бросается в глаза, в корпус компьютера встроен кассетный магнитофон или, как тогда говорили, датакордер.
Внешний вид Samsung SPC-1000
Поясним для наших молодых читателей — в те стародавние времена обычные магнитофонные кассеты активно использовались в качестве носителя информации.
Кассеты с играми для Samsung SPC-1000
Причём, если «счастливые» обладатели ZX Spectrum могли использовать обычный бытовой магнитофон (что позволяло им сэкономить), то «несчастным» владельцам Commodore 64 было нужно покупать специальный фирменный датакордер. Компромиссным решением был британский компьютер Amstrad CPC-464 (и его модификации), имевший встроенный магнитофон.
Компьютер Amstrad CPC-464 с похожим концептом
Однако он увидел свет только в 1984-м году и потому не мог вдохновить дизайнеров Samsung. Свою идею они заимствовали у фирмы Sharp, взяв за основу идею компьютера «всё в 1».
Семейство компьютеров Sharp MZ имело встроенные датакордеры
Наличие встроенного магнитофона в каждом компьютере очень помогало школьникам, которые после урока могли записать на кассету листинг кода, с которыми работали в классе, чтобы в следующий раз не набивать его заново.
Над магнитофоном на корпусе компьютера был расположен счётчик ленты с кнопкой сброса. Штука довольно ценная, ведь на одну кассету зачастую записывалось сразу несколько игр или программ. Чтобы найти нужную, надо было отмотать плёнку в определённое место. Счётчик ленты упрощал эту задачу.
Компьютер Samsung SPC-1000
Заметим, что на клавиатуре SPC-1000 было только 5 функциональных клавиш, справа от них, внезапно, стрелки курсора, что опять же напоминает Amstrad CPC.
Ещё одна деталь — хорошие механические кнопки. Поскольку компьютеры и так стоили очень дорого, производители 80-х зачастую комплектовали бюджетные модели (например, Atari 400) не механической, а мембранной клавиатурой. Или резиновой, как в случае с ZX Spectrum 48К. Такие кнопки подходили для игр или ввода простых команд, однако для набора текста или программного кода были жутко неудобными. Поскольку компьютеры SPC-1000 были, по сути, электронной пишущей машинкой, то набор текстов был их основной функцией, и хорошие кнопки были просто необходимы.
В начале 80-х Южная Корея во многом ещё оставалась аграрной страной. В маленьких городках и деревнях не было магазинов электроники, да и продажи игр почтой ещё не были распространены, и потому единственным способом получить новые игры для тысяч подростков с периферии был непосредственный ввод исходников — нескольких страниц машинных кодов, публикуемых в ежемесячных компьютерных журналах, что тоже требовало полноценной клавиатуры.
«Сердцем» системы был сверхпопулярный в 80-е процессор Z80 (а точнее его разновидность Z80A с тактовой частотой, повышенной до 4 МГц). Оперативная память компьютера была 64 Кб, как и у американского «бестселлера» Commodore 64.
Zilog Z80A - сердце компьютеров SPC-1000
Звук компьютера обрабатывал контроллер AY-3-8910 от фирмы General Instrument, трёхканальный звуковой генератор на 8 октав. Он довольно широко применялся в аналогичных компьютерах (например, ZX Spectrum 128), аркадных автоматах (например, «Carnival» от Sega) и игровых приставках («Vectrex»). С его помощью можно было программировать простейшие мелодии и звуковые эффекты.
Работу с графикой осуществлял чип AMI S68047 от компании American Microsystems, клон бюджетного контроллера дисплея Motorola 6847, использовавшегося в таких компьютерах, как TRS-80, Dragon 32/64, Acorn Atom и приставке APF Imagination Machine. И по графике SPC-1000 сильно отставал от ровесников. В режиме 256х192 он поддерживал всего 2 цвета (зелёный и тёмно-зелёный).
Отважный Джеки Чан в игре «Jackie Chan Protector» 1985-го года
Для сравнения, Sega SC-3000 и ZX Spectrum в том же режиме выдавали целых 16 цветов, а Commodore 64 обеспечивал разрешение до 320х200.
Оригинал игры на компьютерах MSX
Зато в текстовом режиме компьютер поддерживал целых 9 цветов, поэтому значительное число игр для него было написано с использованием символов псевдографики, что позволяло сделать их более красочными.
Цветовая палитра компьютера в текстовом режиме
Особенно печальными получались порты игр с компьютеров MSX — разрешение 256×192 SPC-1000 поддерживали только в монохромном режиме, из-за чего на них было просто невозможно играть в такие игры, как «The Castle», где предметы имели цветовую маркировку.
Грустный интерфейс игры «King's Valley» для SPC-1000
Чтобы преодолеть ограничения системы, были разработаны аппаратные надстройки, называемые «софтбоксами» или VDP (Video Display Processor).
VDP-модуль для SPC-1000
Большинство микросхем компьютеров SPC-1000, такие как ЦП и звуковой генератор, были аналогичны компьютерам MSX, софтбоксы компенсировали «слабое звено» в виде оригинального контроллера дисплея, предоставляя системе дополнительный графический чип TMS9918A, позволявший переносить на SPC-1000 игры с платформы MSX с минимальными изменениями!
Игра «King's Valley» с использованием модуля VDP
Для следующей модели SPC-1500 был также разработан внешний блок «rompack», в котором помимо VDP был слот картриджа MSX, превращавший компьютеры Samsung в полноценные MSX.
В отличие от Sharp MZ-80 или компьютеров MSX, которые использовали 8-битные порты ввода-вывода, SPC-1000 имел 16-битный порт, выходящий на 34-контактное гнездо. Помимо того, у него был порт принтера со стандартным для того времени интерфейсом Centronix.
Периферийные устройства SPC-1000
Для джойстиков использовался стандартный порт Atari. Но помимо 2-х кнопочных джойстиков SJ-1000, выпускались также геймпады с крестовиной SJ-1500, вероятно, вдохновлённые контроллерами Nintendo, отличавшиеся от оригинала более удобной закруглённой формой, что было весьма прогрессивно.
Геймпады SJ-1500
Видеосигнал на выходе компьютера был как высокочастотным — для подключения к антенному гнезду телевизора, так и композитным, что позволяло подключать их к видеомониторам.
Конец I части
статьи о данном продукте
Год релиза | 1983 |
Год прекращения выпуска | 1986 |
Категории | Компьютеры 8-битные |
Производители | Samsung |
ЦП | z80 |
Тактовая частота | 4 МГц |
ОЗУ | 64 Кб |
ПЗУ | 32 Кб |
Графика | AMI S68047 |
Изображение | 128x192 (4 цвета), 256x192 (2 цвета), в текстовом режиме / псевдографика (9 цветов, 32x16) |
Звуковой чип | AY-3-8910 |
Звук | 3 голоса, 8 октав |
Программное обеспечение | CP/M HuBASIC |
Порты | 34-контактный порт расширения, порт джойстика RS-232C, порт принтера Centronix, видеовыход (NTSC), RF-выход, питание 100/220В |
Медиа | Кассеты, дискеты |
Устройства ввода-вывода | 67-клавишная клавиатура, джойстик SJ-1000, геймпад SJ-1500 |
Хранение информации | Кассеты, дискеты |
Цена | $398.68 |
Объём продаж | 495,000.00 ед. |
Сайт продукта | - |
Страница на Facebook | - |
Страница Вконтакте | - |