В дизайне консоли 3DO было много такого, что отличало её от всех остальных. Сегодня мы попробуем разобраться в том, как она работала и, конечно же, заглянем внутрь!
Дизайн
Для начала 90-х дизайн оригинальной 3DO, несомненно, выглядел очень стильно и представлял собой разумный компромисс между игровой приставкой и бытовой аппаратурой. Если Philips и Commodore постарались придать своим медиацентрам облик CD-плеера или видеомагнитофона, то дизайнеры Panasonic смогли избежать такого соблазна.
Дизайн консоли 3DO - необходимый балланс между CD-плеером и игровой консолью
Отдельно стоит отметить выезжающий лоток для CD! В наши дни уже трудно осознать те восторг и трепет, которые он пробуждал, ведь до этого их видели только счастливые обладатели дорогих CD-плееров и персональных компьютеров.
Выезжающий лоток для дисков в начале 90-х вызывал настоящий вау-эффект!
Впрочем, он получился очень ненадёжным (шлейфы довольно быстро изнашивались) и в последующих моделях от него отказались.
Контроллеры
Стандартные контроллеры 3DO были трёхкнопочными, что немедленно отсылает к Sega Mega Drive.
Стандартный контроллер от Panasonic
Но при этом у них были 2 дополнительные кнопки (так называемые «shift buttons»), расположенные под указательными пальцами игрока, как у контроллеров SNES. Такое ощущение, что создатели 3DO стремились заимствовать у всех всё лучшее!
«Shift buttons» на боковой поверхности контроллера. Порт расширения закрыт заглушкой
Впрочем, большинство игр использовало только две игровые кнопки.
Разработчики попытались объединить в контроллерах сразу несколько функций. К примеру, вместо стандартных кнопок SELECT и START у них были STOP, PLAY и PAUSE, что давало возможность управлять просмотром или прослушиванием дисков.
Наличие гнезда для наушников и регулятора громкости на игровых контроллерах также было очень необычно.
Подключать наушники прямо к контроллеру - что может быть удобнее?
Разумеется, 3DO была не первой консолью с гнездом наушников (оно было и у Sega Mega Drive, например), но там оно размещалось на корпусе консоли, что требовало довольно длинного кабеля. А до контроллера дотягивались любые наушники!
В системе был только один порт контроллера, второй контроллер вставлялся в первый. Это было немного странно, но зато по цепочке можно было соединить до 8 игроков!
Соединение контроллеров по цепочке
Порты и гнезда
С задней стороны размещались слот расширения («Expansion»), а также RF-выход для подключения к телевизору через антенное гнездо, причём специальным переключателем можно было выбрать частоту канала. Далее следовали стандартные S-Video-выход и композитные выходы аудио и видео.
Консоль 3DO: вид сзади
У японских моделей есть также переключатель режима 480p/240p. По умолчанию приставка работает в режиме 480p, что кажется разумным.
Переключатель режима
Однако «высокое» для того времени разрешение 640x480 достигалось чересстрочной развёрткой (или, если угодно, интерлейсом). На самом деле, это растянутое изображение 320x240. При его просмотре глаза довольно быстро устают от неприятного мерцания. Переключение в режим 240p, как это ни странно, делает изображение более гладким и приятным. Растянуть уменьшенное изображение можно в настройках телевизора.
Качество CD
В наши дни CD, DVD и Blu-ray диски — основной носитель видеоигр, однако начало 90-х всё ещё было эпохой картриджей. В своё время компаниям Sega и Atari пришлось выпустить специальные дополнения для консолей Mega Drive и Jaguar, обеспечивавшие поддержку CD. А Nintendo и вовсе вплоть до начала нулевых оставалась верна картриджам.
Диски с играми 3DO
3DO стала первой игровой консолью, где игры были только на CD! Это открывало разработчикам огромные возможности для хранения данных — изображений, программ, аудио-треков и видеороликов.
Качество звука с CD позволяет ощутить игра «Super Street Fighter II Turbo», отличавшаяся от аркадной версии 1991-го года, где звук был полностью MIDI-шным, полноценными аудио-треками, записанными на диск в красивой и современной аранжировке!
Трек "СССР", посвящённый поединку с Зангиевым
Правда, из-за того, что система вышла слишком рано, технология записи дисков 3DO не соответствовала более поздним Sega Saturn и Sony PlayStation.
Также в 3DO отсутствовала региональная блокировка, что означало, что практически любой диск из любого региона можно было воспроизвести на любой 3DO — хоть в Америке, хоть в Японии, хоть в Европе. Как позднее выяснилось, она поддерживала и «болванки» CD-R.
Карты памяти
Для сохранения результатов игр была предусмотрена карта памяти 32 Кб. Позднее память стала встроенной. Разумеется, для взыскательных геймеров данный объём был слишком мал. Специально для них выпускались модули расширения FZ-EM256, обеспечивавшие дополнительные 256 Кб. Внешне они здорово напоминали современные внешние жёсткие диски.
Модуль памяти FZ-EM256 на 256 Кб
Видеоплеер
Для просмотра дисков в формате Video CD и поддержки формата MPEG-1 требовался специальный картридж, который приобретался отдельно. Он устанавливался в порт расширения с задней стороны. Аналогичным образом поддержка видео-дисков была устроена и в медиаплеере CD-i от Philips.
Просмотр фильма на консоли 3DO с диска Video CD
Как правило, при покупке консоли предоставлялась скидка на покупку картриджа.
Технические детали
На момент выпуска 3DO обладала самыми продвинутыми аппаратными характеристиками на рынке: 32-разрядным процессором ARM60 с RISC-архитектурой и частотой 12,5 МГц.
ЦП системы 3DO
Двумя графическими сопроцессорами 25 МГц, имевшими фирменные названия MADAM и CLIO.
Графические сопроцессоры MADAM и CLIO.
16-разрядным цифровым сигнальным процессором с 20-разрядным ALU и математическим сопроцессором. Все эти чипы были разработаны специально для 3DO, что, естественно, сказалось на стоимости системы.
Также консоль имела 2 Мб ОЗУ, 1 Мб видеопамяти, 1 Мб ПЗУ и двухскоростной CD-привод. По своей электронной начинке она могла дать фору среднему офисному компьютеру своего времени!
Материнская плата
На выходе консоли формировался видеосигнал с разрешением 640 × 480 (как мы уже знаем, интерполированный из 320x240) и качественный 16-битный стереозвук с частотой дискретизации 44,1 кГц.
Специально для 3DO была создана 32-разрядная операционная система Portfolio, окончательно превращавшая приставку в компьютер - в полном смысле этого слова! Правда, в виду отсутствия сколь угодно малой библиотеки прикладного софта, вся эта мощь была направлена исключительно на игры.
Порт контроллера (DB9), Слот расширения AV, порт расширения, RF-выход (RCA), S-Video выход (RCA), Video-выход (RCA), Аудио-выход (RCA)
Медиа
Карты памяти, карта поддержки MPEG-1, модуль расширения системы 3DOM2, адаптер для просмотра Video CD, модем от AT&T (только прототип), расширитель памяти Panasonic FZ-EM25, 3DO Karaoke Mixer
Устройства ввода-вывода
Игровые контроллеры, световой пистолет от American Laser Games, ИК-контроллеры от Logitech и Nakitek, руль, мышь Panasonic FZ-JM1, 6-кнопочный контроллер от Capcom, джойстики GoldStar GPA111M, авиаджойстик Flightstick pro