Вверх

3DO Interactive Multiplayer

«Welcome to the Real World»

🞀 Другие обзоры

09/11/2023 09:31

Дмитрий Семенидо

Релиз консоли 3DO

3DO Interactive Multiplayer

Выпуск консоли 3DO состоялся 4 октября 1993-го года. Как приняли потребители новую приставку — инновационную во всех отношениях, но при этом очень дорогую?

Первая презентация консоли 3DO состоялась в январе 1993-го на выставке CEO в Лас-Вегасе, где она имела большой успех. Кстати, на той же выставке была представлена и легендарная игра «Street Fighter II» для Super Nintendo.

На появление «нового чуда» моментально отозвался январский журнал GamePro, бегло перечислив возможности консоли:

«В отрывочных отчетах говорится, что система оснащена мощным 32-битным процессором, высокомощной системой сжатия графики и высокоскоростным приводом CD-ROM».

Также в журнале говорилось, что «3D-графика будет за гранью возможного» и упоминалась технология QSound, передающая трёхмерный звук.

Журнал Time оптимистично назвал 3DO «Продуктом 1993-го года», что, вероятно, действительно отражало первое впечатление от презентации 3DO, ведь ничего подобного на рынке ещё не было.

Слишком дорого

Несмотря на все достоинства и инновации консоли, стартовая цена $699 была «ту мач». Консоль быстро получила репутацию «слишком дорогой», а авторитетный журнал Electronic Gaming Monthly назвал её релиз «худшим запуском консоли».

3DO Interactive Multiplayer

Реклама консоли Panasonic 3DO со стартовой ценой $699

Уже через месяц после релиза, в ноябре 1993-го, издание GamePro прозрачно намекнуло на то, что цена сильно завышена, отметив, что Atari Jaguar «крадётся» за $200, а Nintendo и Silicon Graphics обещают, что их 64-битный проект «Reality» (рабочее название Nintendo 64) будет продаваться ниже $250 и «Sega, вероятно, уже забросила свой мяч в кольцо высокобитных систем».

За последние 3 месяца 1993 года было продана около 40 000 устройств. По сравнению с Atari Jaguar, FM Towns Marty, Amiga CD32 и CD-i, это было неплохо, но ничтожно мало по сравнению с Sega Mega Drive и даже TurboGrafx-16.

Любопытно, что о том, что приставка будет дорогой, пользователи знали заранее. Ещё в марте журнал GamePro озвучил её будущую цену:

«Одно можно сказать наверняка, передовые технологии не обходятся дешево. Начальная цена будет в районе $700. 3DO ожидает, что цена упадёт ниже $500 в течении двух лет».

Однако цена падала гораздо быстрее. В следующем 1994-м году, с появлением версии от Goldstar ($399), 3DO стала доступнее. Подешевела и консоль от Panasonic ($499,95), но к тому времени потребительские настроения уже сформировались, и это не улучшило продаж.

Мало консолей и мало игр

Компания Трипа Хокинса «Electronic Arts», верный союзник 3DO в игровом бизнесе, прорекламировала консоль двухстраничной брошюрой, назвав её «технологическим скачком» и пообещав «20 новых игр... в течение следующих 12 месяцев». Однако к дню релиза была готова только 1 игра.

3DO Interactive Multiplayer

К моменту релизу была готова только игра «Crash 'n Burn»

Подвела и компания Panasonic, которая не смогла произвести достаточное количество приставок ко дню запуска. В результате, в большинство магазинов поступило по одной-две консоли. К середине ноября их было продано не более 30 000.

Малая библиотека (или игротека) на старте получилась отчасти из-за организационных проблем. Такие игры как «Return Fire», «Road Rash», «FIFA International Soccer» и «Jurassic Park Interactive» были запланированы к релизу консоли, но их выпуск был перенесен на середину 1994-го из-за того, что разработчики не были знакомы с ультрасовременным оборудованием 3DO. Помимо того, что оно было для них новым, компания Pansonic постоянно его обновляла, что не оставило времени, чтобы протестировать игры на доработанном оборудовании.

3DO Interactive Multiplayer

Диски с играми 3DO

В декабре журнал GamePro открытым текстом написал, что имеющихся игр недостаточно, чтобы оправдать столь дорогую покупку, порекомендовав геймерам подождать несколько месяцев, чтобы увидеть, получит ли система поддержку разработчиков.

«Всё ещё увлечены 16-битами? Тогда вам не нужна эта система, если только у вас нет лишних денег, чтобы выбросить их на ветер. Займите выжидательную позицию. Если к весне выйдет достаточно игр, снова рассмотрите 3DO и Jaguar. Мы это точно сделаем».

(GamePro, декабрь 1993 года)

Очевидно, такие публикации не слишком стимулировали продажи 3DO.

Подвели и издатели. Несмотря на то, что выпуском игр для 3DO заинтересовались даже такие гиганты как Crystal Dynamics, Humongous и Micro Cabin, никто из них не спешил поддержать релиз 3DO новыми и интересными играми. На сегодняшний день официальная библиотека игр 3DO насчитывает около 250 наименований, причём это игры очень разного качества.

3DO Interactive Multiplayer

Реклама игр консоли Panasonic 3DO. На момент её публикации большинство из них ещё было на стадии разработки

В общей сложности, в первый сезон было выпущено 14 игр. По меркам 80-х это было неплохо, но несколькими годами ранее в первый сезон SNES вышло 32 игры, а PlayStation стартовала с 50-ю играми!

«Трип Хокинс изначально обещал 20 картриджей (sic!), но до конца года будет доступно лишь от 12 до 18 игр. На момент выпуска консоли «Crash’N’Burn» единственный диск, который был полностью готов».

(GamePro, декабрь 1993)

В январе следующего года журнал Computer Gaming World объявил, что 3DO «готова к появлению лавины программного обеспечения в ближайшие 12 месяцев». Авторы предсказывали, что «если лицензиаты 3DO смогут вывести на рынок достаточное количество консолей и программного обеспечения, она вполне может стать интерактивной системой для геймеров начального уровня» и, возможно, «идеальным решением типа «включи и играй» для тех, кто устал играть в рулетку с платами на персональных компьютерах».

Тем временем, подтянулось несколько новых сторонних производителей электроники. На январской выставке CES были продемонстрированы прототипы 3DO от Samsung, Toshiba и AT&T. Правда, увидеть свет им было не суждено.

3DO Interactive Multiplayer

Прототип 3DO от AT&T, который так и не был выпущен

В марте 94-го 3DO поступила в японские магазины с линейкой из 6 игр. Релиз был умеренно успешным: 70,000 консолей отправилось в 10,000 магазинов.

«Продажи 3DO идут медленно, акции падают. Из-за низких продаж 699-долларовой 3DO, стоимость акций компании 3DO резко упала c $37 в ноябре до $23 в конце декабря… Тем не менее, компания сохраняет оптимистизм и утверждает, что около 100 новых производителей программного обеспечения подписали с ней лицензионные соглашения с момента выпуска системы».

(GamePro, март 1994)

В какой-то момент всерьёз обсуждался выпуск компанией Toshiba портативной 3DO для использования в автомобилях с возможностью загрузки электронных карт. Однако вскоре продажи упали и в Японии, и к 1995 году система получила известность как «консоль для любителей порно».

«Децентрализованный подход»

Децентрализованный подход к производству и разработке игр привёл к потере контроля над конечным продуктом. Ответственность за ценообразование, разработку электронной начинки, дизайн, набор функций и качество модели FZ-1 было возложено на фирму Panasonic, которая не обладала должным опытом в игровой индустрии, а её цели сильно отличались от целей компании 3DO.

3DO Interactive Multiplayer

Оптимистичное интервью Трипа Хокинса на фоне неудач

Новые системы должны иметь функционально завершенную концепцию, но в случае с 3DO это было не так.

Технические неполадки

Оригинальная модель FZ-1 фирмы Panasonic имела стильный дизайн и «вау-эффект» от выезжающего, как у компьютерного CD-ROMа, лотка для компакт-дисков. Однако его шлейфы получились очень ненадёжными и довольно быстро изнашивались. Это явление было столь массовым, что в следующей модели FZ-10 от выезжающего лотка отказались в пользу верхней загрузки, как у Amiga CD-32 или Sony PlayStation.

3DO Interactive Multiplayer

Японская реклама 3DO

Из-за программной ошибки при воспроизведении звука в некоторых ранних играх могли быть слышны хлопки и щелчки. Полностью проблема так и не была решена.

Чтобы перезаписать файлы сохранения игр на карте памяти, диск с игрой должен был быть оснащён системой управления памятью. Она действительно была на большинстве дисков, но не на всех.

Версии приставок для западных стран не поддерживали символы кандзи, из-за чего некоторые японские игры, например, «Twinkle Knights» правильно не воспроизводились. Эта проблема решалась размещением таблицы символов непосредственно на диске с игрой, однако так делали не все производители. Проблемы с игрой «Sword and Sorcery» вынудили разработчиков выпустить отдельную английскую версию игры «Lucienne's Quest».

 

фото 3DO Interactive Multiplayer
Основная информация
Альтернативное имя3DO, FZ-1 R.E.A.L. 3DO Interactive Multiplayer
Дата релиза4 октября 1993 г.
Год прекращения выпуска1996
КатегорииИгровые приставки

5 поколение

ПроизводителиPanasonic
Тактовая частота12.5 МГц
ОЗУ2 Мб
ПЗУ1000 Кб
Видеопамять1000 Кб
ИзображениеРазрешение 640x480, интерполированное из 320x240; 24-битная глубина цвета — палитра 16,7 млн. цв., одновременно до 32768
Звук16-битный стереозвук, частота дискретизации 44,1 кГц. Поддержка Dolby Surround 25 МГц 16-битный сигнальный процессор (DSP)
ПортыПорт контроллера (DB9), Слот расширения AV, порт расширения, RF-выход (RCA), S-Video выход (RCA), Video-выход (RCA), Аудио-выход (RCA)
МедиаКарты памяти, карта поддержки MPEG-1, модуль расширения системы 3DOM2, адаптер для просмотра Video CD, модем от AT&T (только прототип), расширитель памяти Panasonic FZ-EM25, 3DO Karaoke Mixer
Устройства ввода-выводаИгровые контроллеры, световой пистолет от American Laser Games, ИК-контроллеры от Logitech и Nakitek, руль, мышь Panasonic FZ-JM1, 6-кнопочный контроллер от Capcom, джойстики GoldStar GPA111M, авиаджойстик Flightstick pro
Хранение информацииCD-ROM
Цена$699.99
Объём продаж2,000,000.00 ед.
Сайт продукта -
Страница на Facebook -
Страница Вконтакте -