Вверх

Главная Машина времени 1985 7 мая Антиалкогольная кампания

Антиалкогольная кампания

«Полусухой закон» в СССР

Антиалкогольная кампания

7 мая 1985 года Советом Министров СССР было принято постановление «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма, искоренению самогоноварения». Однако перед праздником народ решили не волновать, и оно было опубликовано через 10 дней.

Хотя антиалкогольная кампания была важной частью перестройки, а её имя тесно связано с личностью генсека Горбачёва (её часто так и называют «горбачёвской»), сам Михаил Сергеевич (к слову, никогда не бывший трезвенником) имел к ней меньше всего отношения. Дело в том, что её идея родилась ещё у его предшественника — Юрия Андропова.

Предыстория

Занимая должность председателя КГБ СССР в 1967-1982 гг., Андропов регулярно получал сводки о чудовищных злоупотреблениях алкоголем на производстве, в армии и даже в образовательных заведениях. Значительный процент ежегодной смертности советских граждан составляла смерть от алкоголизма или недугов им вызванных. К 1984 году потребление алкоголя на душу населения достигло отметки в 10,5 л, а с учетом подпольного самогоноварения, могло превышать 14 литров.

Советское пиво

По оценкам, такой уровень потребления был эквивалентен примерно 90-110 бутылкам водки в год на каждого взрослого мужчину.

Однако став генсеком, Андропов столкнулся с дефицитом советского бюджета, дыры в котором не могли залатать даже нефтедоллары. Водка была одним из немногих советских товаров, который приносил казне реальный доход, так как продавался по цене выше своей себестоимости (подавляющее большинство советской продукции было дефицитным). Зная это, «застойные» власти даже стимулировали потребление водки населением, в результате чего за 20 лет с 1960-го года показатели потребления спирта в СССР выросли в 3 раза (с 3,2 до 10,5 л).

Потребление спирта в СССР и России

В последний раз цена на водку уже повышалась два года назад. Война в Афганистане потребовала новых расходов (по официальным цифрам, СССР тратил на неё от $2 до 3 млрд.), и заветная цифра «3,62» сменилась на «5,30». От тех времён дошла частушка, прекрасно демонстрирующая гибкость спроса на водку и отношение народа к власти:

«Если водка будет пять,
Всё равно мы будем брать.
Если водка станет восемь,
Всё равно мы пить не бросим.

Передайте Ильичу, -
Нам и десять по плечу!
Если цены станут больше,
То мы сделаем как в Польше.
Если будет двадцать пять-
Будем Зимний брать опять!».

При Андропове в продаже появилась более доступная водка по 4-70, которую вскоре ласково прозовут «андроповкой».

«Андроповка»

Водка-Андроповка

Народ встретил её бурной радостью. Слово ВОДКА превратилось в аббревиатуру: «Вот Он Добрый Какой». А поскольку в продажу она поступила 1 сентября 1983-го, её прозвали «первоклассницей»!

Однако очень скоро стало понятно — доходы от продажи водки в советский бюджет не покрывают убытки на лечение алкоголиков, раннюю смертность, врождённые детские заболевания и производственные убытки. Трудоспособным, эффективным могло быть только здоровое общество. И Андропов планирует новую антиалкогольную кампанию, как часть начатой им программы по «укреплению трудовой дисциплины». Её разработка была поручена созданной им команде реформаторов.

Борьба за «трудовую дисциплину»

Воплощению идеи помешала смерть Андропова 9 февраля 1984-го, однако созданная им команда от идеи не отказалась. Новыми идеологами борьбы с пьянством стали члены Политбюро ЦК КПСС М. С. Соломенцев и Е. К. Лигачёв, которые вслед за Андроповым полагали, что одной из причин стагнации советской экономики является общий упадок морально-нравственных ценностей «строителей коммунизма» и халатное отношение к труду, в которых был повинен массовый алкоголизм. Став генсеком, Горбачёв их поддержал.

Кампания стартовала спустя всего два месяца после прихода к власти Михаила Сергеевича. Выступая в Ленинграде перед студентами и преподавателями Политехнического института, Горбачёв вскользь упомянул о том, что с завтрашнего дня будет ограничена продажа алкоголя. После встречи и студенты, и преподаватели дружно побежали запасаться спиртным!

Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об усилении борьбы с пьянством и алкоголизмом, искоренении самогоноварения»

На следующий день, 16 мая 1985 года, вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об усилении борьбы с пьянством и алкоголизмом, искоренении самогоноварения», который подкреплял эту борьбу административными и уголовными наказаниями. Соответствующие Указы были приняты одновременно во всех союзных республиках.

Исполнение было беспрецедентным по масштабу

1. Было резко сокращено производство алкогольных напитков

2. Закрыто большое количество магазинов, торговавших ликёро-водочной продукцией и пивных ларьков (что неизбежно создавало огромные очереди у тех, что продолжали работу)

Очередь за пивом в Ленинграде на проспекте Щорса, 1985 год

3. Несколько раз поднимались цены на водку: популярная «андроповка» исчезла с прилавков, а с августа 1986-го самая дешёвая водка стоила 9 р. 10 к.

4. Магазины, в которых продавалось спиртное, могли отпускать его лишь с 14:00 до 19:00.

«В шесть утра поёт петух,
В восемь — Пугачёва.
Магазин закрыт до двух,
Ключ — у Горбачёва».

«На недельку, до второго,
закопаем Горбачёва.
Откопаем Брежнева —
будем пить по-прежнему».

«Спасибо партии родной и Горбачёву лично!
Трезвый муж пришел домой и вылюбил отлично!»

Очереди за алкоголем СССР 1985 год

5. За употребление спиртного на рабочем месте (пусть даже это был официальный банкет) увольняли с работы, лишали наград и исключали из партии.

6. Были запрещены банкеты, связанные с защитой диссертаций, стали пропагандироваться безалкогольные свадьбы. Появились так наз. «зоны трезвости», в которых спиртное не продавалось.

7. Была развёрнута массовая пропаганда: повсюду стали распространяться статьи академика АМН СССР Ф. Г. Углова о вреде и недопустимости потребления алкоголя.

Антиалкогольный плакат, СССР, 1985 год

Цензурой удалялись и перефразировались тексты литературных произведений и песен, вырезались алкогольные сцены из театральных постановок и кинофильмов, в прокат выпустили чехословацкий «безалкогольный» боевик 1964 года «Лимонадный Джо» (в результате прозвища «Лимонадный Джо» и «минеральный секретарь» прочно закрепились за Михаилом Горбачёвым.

8. Чиновники на местах (особенно в Молдавии, Грузии и Крыму), движимые желанием угодить начальству из Центра, вырубали сортовые виноградники, уничтожая целые винные сорта, которые культивировались более ста лет. И это при том, что подавляющее большинство советских алкоголиков пили только водку и пиво.

Вырубка виноградников, СССР, 1985 год

Несмотря на то, что к кампании были привлечены лучшие умы Минздрава СССР, она проводилась «в лоб», одними административными мерами, без учёта реальных условий и социальных причин, приводивших людей к пьянству. Последствия не заставили себя ждать…

Толик из фильма «Чёрная роза эмблемма печали, красная роза — эмблемма любви»

«На аппараты я с прибором клал»

(Толик из фильма «Чёрная роза эмблемма печали, красная роза — эмблемма любви»)

В результате антиалкогольной кампании резко возросло число отравлений спиртосодержащими средствами (например, жидкостью для мытья окон, клеем БФ-6) и денатуратами. Расцвело домашнее самогоноварение и, как следствие, случаи отравления домашней бормотухой (нетерпеливые алкоголики не перегоняли спирт во второй раз, употребляя мутный «первач» с большим содержанием вредных веществ и смол). Брага созревала в бутылях, банках и т. д., с надетыми на горла туго обмотанными резиновыми перчатками. По мере брожения перчатки наполнялись газом и поднимались — система называлась «Привет Горбачёву».

Самогонная брага «Привет Горбачёву»

Самогонные аппараты при тогдашнем разгильдяйстве можно было делать на заводах сериями. Одним из популярных сюжетов ленинградской передачи «600 секунд» был взрыв кустарного самогонного аппарата и вызванный им пожар в жилом доме.

Самогонный аппарат СССР

Таким образом, культура употребления алкогольных напитков резко снизилась. Сахар и дрожжи, необходимые для изготовления самогона, стали дефицитом. А следом и конфеты, в которых содержался сахар. В народе ходила байка о том, как в одном городе вместо вино-водочного магазина был открыт магазин «Сделай сам». На следующий день к его двери кто-то приколол листок с надписью: «Нет дрожжей!».

В. Ф. Грушко (бывший первый зам. Председателя КГБ СССР) в своих воспоминаниях «Судьба разведчика» следующим образом комментировал итоги антиалкогольного похода:

Грушко КГБ СССР

«мы получили целый букет проблем: астрономический скачок теневых доходов и накопление первоначального частного капитала, бурный рост коррупции, исчезновение из продажи сахара в целях самогоноварения… Короче, результаты оказались прямо противоположными ожидаемым, а казна недосчиталась огромных бюджетных сумм, возместить которые оказалось нечем».

Массовое недовольство кампанией и начавшийся в 1986 году в СССР экономический кризис вынудили советское руководство свернуть борьбу с производством и потреблением алкоголя. Хотя указы, ограничивавшие продажу и потребление алкоголя, не были отменены (например, формальный запрет на продажу алкоголя до 14 часов был отменён только 24 июля 1990 года постановлением Совмина СССР N 410), активная пропаганда трезвенности была прекращена.

В 2005 году, по случаю 20-летия антиалкогольной кампании, Горбачёв в одном из интервью заметил: «Из-за допущенных ошибок хорошее большое дело закончилось бесславно».

Последствия

Государство, добровольно отказавшееся от доходов от алкоголя, потерпело огромные убытки. Однако тот факт, что именно водка была тем редким товаром, который приносил доход в бюджет Советского Союза, не отменял необходимость борьбы за здоровье нации. О позитивных моментах антиалкогольной кампании вспоминают редко, однако они тоже были:

«уменьшение продажи алкоголя сопровождалось ростом продолжительности жизни, ростом рождаемости, сокращением смертности. За время действия антиалкогольного постановления рождалось в год по 5,5 миллионов новорождённых, на 500 тысяч в год больше, чем каждый год за предыдущие 20-30 лет, причём ослабленных родилось на 8% меньше».

(Халтурина Д. А., Коротаев А. В. Русский крест: Факторы, механизмы и пути преодоления демографического кризиса в России. — М.: КомКнига, Едиториал УРСС, 2006).

Ожидаемая продолжительность жизни мужчин увеличилась на 2,6 года и достигла максимального значения за всю историю России, снизился общий уровень преступности.

Уровень преступности в РСФСР

Сокращение смертности по сравнению с прогнозируемой линией регрессии без учёта кампании составляет 919,9 тысячи у мужчин (1985—1992 годы) и 463,6 тысячи у женщин (1986—1992 годы) — всего 1383,4 тысячи человек или 181±16,5 тысяч в год.

Действительно серьёзный ущерб как государственному бюджету, так и здоровью нации нанёс последующий ельцинский отказ от госмонополии на производство алкоголя. По оценкам среднее потребление спиртного на душу населения заметно превысило исходный уровень к 1994 году, что привело в результате к совершенно катастрофическому росту смертности в России.

Торговля водкой с рук в лихие 90-е

Темы: Перестройка

фото Антиалкогольная кампания
Основная информация
Дата7 мая 1985 г.