Вверх

Информатизация

🞀 Другие статьи

А. ЧУБА, «Советский Союз», №10 (392) 1982

Информатизация

Болезнь легче предупредить, чем вылечить. Старая это истина. Однако для того, чтобы вовремя обнаружить первые сигналы, предупреждающие о возможном заболевании, надо держать всех — и здоровых и больных людей под постоянным врачебным контролем, то есть регулярно проводить диспансерное обследование населения. Эта профилактическая мера широко практикуется в нашей стране.

Но что значит — провести диспансеризацию? Нагрузка на медицинский персонал поликлиник многократно возрастает. И если бы дело ограничивалось только обследованием пациента. Его надо зарегистрировать, расспросить, написать заключение... Эта работа занимает порой больше времени, чем осмотр. Она утомляет врача, порой приводит к ошибкам, а главное — мешает осмысливанию полученных данных.

Экономисты имеют свои претензии к нынешнему состоянию диспансеризации. Ежегодно миллионы людей отрываются на несколько дней от работы. Ради здоровья человека государство идет на это. Но не получает полной гарантии, что все заболевания будут вовремя выявлены.

Информатизация лечения на заводе ЗАЗ

А вот выгоды, которые несет система, разработанная инженерами запорожского автомобильного завода «Коммунар» и работниками его медицинской службы. Не дни, а лишь два-три часа затрачивают здесь рабочие, чтобы пройти профилактический осмотр. За это время собирают полную и абсолютно точную информацию о состоянии их здоровья, ставят предварительный диагноз, делают заключение о необходимости повторного посещения врачей или консультации у специалистов, не принимающих участия в диспансеризации. Все свое внимание и время врачи уделяют пациентам. А львиную долю их прежней нагрузки берет на себя электроника.

В регистратуре автоматизированного центра медицинской диагностики завода нет привычных стеллажей с карточками. Перед девушкой-регистратором — видеотермальное устройство (дисплей), подключенное к машинам электронно-вычислительного центра предприятия. Девушка набирает на клавиатуре дисплея данные о пациенте (пол, профессия, возраст и т. п.), которые остаются в памяти ЭВМ. Получив регистрационный номер, посетитель переходит в следующий кабинет, где уже сам садится за один из дисплеев. Устройство включается, и машина начинает вести прием…

Это-то больше всего и смущает. Иной врач, еще не начиная лечить больного, своим умением слушать, сопереживать, задавать вопросы уже приносит облегчение. А чего можно ожидать от бездушной машины?

Примерно с таким настроением сажусь за дисплей. Передо мной пульт — всего несколько кнопок. Медсестра-инструктор объясняет, как ими пользоваться, и, включив устройство, набирает мой регистрационный номер. Экран дисплея оживает.

Информатизация лечения на заводе ЗАЗ

Наш фотокорреспондент вместе с электрослесарем завода Петром Башмаковым, проходившим диспансеризацию, посетил кабинеты автоматизированного центра медицинской диагностики. Петр на здоровье не жалуется, и все обследование заняло у него немногим более 2 часов.

ЭВМ как добрый собеседник начинает разговор с вопроса о самочувствии. На экране зажигаются слова: «Свое здоровье оцениваю как: хорошее, удовлетворительное, плохое, очень плохое». Нажимая на кнопку, подвожу стрелочку на экране к слову «удовлетворительно». Машина несколько секунд «подумала» и вновь спросила: «Беспокоит боль: в области сердца, за грудиной, при большой и длительной физической нагрузке, не беспокоит». Я ответил: «Не беспокоит». — Этим ответом,— говорит сопровождающий нас заместитель главного врача медико-санитарной части завода «Коммунар» Анатолий Гончаренко,— вы сняли большую серию уточняющих вопросов. Всего в память ЭВМ заложено более 2000 вопросов. Но если пациент не жалуется, скажем, на сердце, то весь кардиологический раздел опускается. Это не исключает, разумеется, прослушивания сердца терапевтом и снятия электрокардиограммы: пациент может ошибаться.

Машина между тем продолжала расспросы и вскоре, нащупав застарелый недуг, начала вникать в такие подробности, которые, помнится, почти не интересовали моих врачей. Натянутость между мной и ЭВМ давно исчезла. Во-первых, общаться с ней не сложнее, чем с игровым автоматом. Во-вторых, ответы на некоторые вопросы проще дать машине, чем человеку (да еще, скажем, женщине). И потом, подробности, в которые вникал электронный эскулап, заставляли забыть о его резисторно-диодном происхождении. Он казался чутким, внимательным, располагающим к себе собеседником.

Информатизация лечения на заводе ЗАЗ

В этом кабинете пять видеотерминальных устройств. Если потребуется, можно установить и больше, столько, сколько нужно, чтобы не спеша и не задерживая других ответить на все вопросы. Сетевой график центра отводит на это целых тридцать минут.

Зато в других кабинетах пациент задерживается не больше 2—3, в крайнем случае 5 минут. Чтобы не тратить время на раздевание и одевание, посетители оставляют верхнюю одежду и обувь в раздевалках, а взамен получают халат и тапочки. Перед каждым врачом уже знакомый нам дисплей и специально разработанная технологическая карта обследования пациента. Специалист, придерживаясь последовательности, которая задана картой, вводит данные осмотра (в виде готовых фраз) в ЭВМ. В итоговом документе профилактического осмотра, который отпечатывает машина, среди других сведений можно будет прочитать слова, в которых сам врач не написал ни одной буквы, например: «Осмотр офтальмолога: движение правого глазного яблока снаружи ограничено, справа на глазном дне имеются очаговые изменения». Через некоторое время такой больной получит от машины приглашение на визит к офтальмологу уже для лечения. Если он почему-либо не откликнется ни на это, ни на повторное приглашение, то ЭВМ отпечатает извещение на имя начальника цеха — чтобы тот воздействовал на своего подчиненного.

Информатизация лечения на заводе ЗАЗ

И в заключение небольшое интервью с кандидатом технических наук Александром Ситниковым: — Система, созданная нами при активной поддержке директора завода И. Доли на основе советского и зарубежного опыта в этой области, имеет свои особенности. Аналогичные системы, как правило, лишь объективно отражают состояние здоровья пациента, не делая выводов. Наша — анализирует собранные сведения и выдает предварительное заключение, своего рода отправную точку для окончательного диагноза, который сделает специалист. Распечатка итоговых документов— это тоже одна из отличительных особенностей нашей разработки. И, наконец, вся аппаратура, обслуживающая систему, сделана в СССР или в странах — членах СЭВ. А это открывает путь для ее широкого внедрения в нашу медицинскую практику.

А. ЧУБА
Фото А ЗЫБИНА

Информатизация лечения на заводе ЗАЗ

На нижнем снимке: группа разработчиков автоматизированной системы массовых медицинских осмотров.

Обзоры

статьи о данном событии

Никто не ставит оценок

Статья о самом первом московском компьютерном клубе в журнале «Огонёк» за 1987-й год.

Диалог с компьютером

Статья из советской прессы середины 80-х о том как непросто проходила информатизация в СССР.

Ассистирует ЭВМ

Статья о том, как в начале 80-х на Запорожском автомобильном заводе была разработана и внедрена автоматизированная система массовых медицинских осмотров, которая в несколько раз сокращала время диспансеризации и обследований и повышала качество профилактических осмотров.

фото Информатизация
Основная информация
Дата21 марта 1986 г.