Вверх

Рок-панорама-87

🞀 Другие статьи

Юрий Филинов, 26.12.1987, «Комсомольская правда»

Всё поперёк. Послесловие к фестивалю «Рок-панорама-87»

Рок-панорама '87

«Мы любим блюз, мы любим рок, мы любим все, что поперек»,— поет Сергей Попов из группы «Алиби». Спору нет: рок ершист, все подвергает сомнению и является «противоречивым по определению», как верно заметил в недавнем интервью Б. Гребенщиков. За это многие сей жанр не любят и даже побаиваются. В прошлые времена эта нелюбовь находила простой конкретный выход: рок не признавали, а исполнители значились в «неофициальной самодеятельности». Теперь, понятно, так нельзя: запреты и культурное администрирование в духе Угрюм-Бурчеева не в чести. Однако хочется...

Наглядным примером тако го «кисло-сладкого» подхода к року стал недавно прошедший в Москве фестиваль «Рок-панорама-87». Об истории его проведения можно сложить печальный эпос. Год назад начал работать оргкомитет в составе А. Макаревича, А. Градского, С. Намина, А. Ситковецкого и других известных музыкантов, активистов московского рок-клуба. Была проведена огромная работа, но в апреле, недели за две до предполагаемого открытия фестиваля, поступило распоряжение: «Никакой рок-панорамы!». Оказалось, малосведущие в науке бюрократии музыканты не все бумаги оформили. И все началось сначала — на этот раз во главе с товарищами из горкома ВЛКСМ. Сроки, место проведения, участники — все было определено, однако беспокойства продолжались до последнего дня. Поступила команда из Министерства культуры против участия иногородних групп. Поскольку это подрывало весь замысел фестиваля, организаторы решили: тогда не будет вообще ничего. Комсомол нашел в себе смелость отстоять позиции, но сильнейший в стране ленинградский рок-клуб в результате этих неурядиц оказался за бортом фестиваля. Очень жаль.

Затем еще одно интересное распоряжение: не давать рекламы «Рок-панорамы» — ни на уличных афишах, ни в прессе. Удивительно: огромный Дворец спорта, сотни аккредитованных представителей средств массовой информации — и вето на рекламу! Уж если кто-то всерьез полагает, что рок-фестиваль — явление настолько опасное, что нельзя оповещать о нем широкую публику, то зачем было его проводить вообще? Иначе, как лицемерной, такую позицию чиновников не назовешь. И все же «Рок-панорама-87» состоялась. Сценография (А. Исаенко), звук и свет (О. Меликпашаев и В. Векштейн) были на высоком уровне. В зале, правда, творилось нечто странное. Огромное количество оперотрядовцев перекрыло все входы, проходы и выходы: билеты и аккредитации проверяются буквально на каждом шагу; пройти за кулисы поговорить с музыкантами — нельзя (представителям прессы!), подойти ближе к сцене — нельзя, сделать фотографию с удобной точки — нельзя! Обстановка напоминала космодром накануне пуска, но никак не культурное мероприятие. В конце концов удалось разобраться в сложной географии «запретных зон» Дворца спорта, непонятным осталось только одно: зачем все это? Кого боялись? Чего хотели недопустить? Зайцев? Это глупо. Драк? Это маловероятно, если сами дружинники не спровоцируют.

Итак, устроимся в ложе прессы — на боковой трибуне, метрах в ста от сцены — и посмотрим на рок-панораму. Около 50 групп — по количеству участников это крупнейший фестиваль за всю историю советской рок-музыки. По качеству... Это сложнее. «Рок-панорама» обернулась драматическим парадоксом: фестиваль, задуманный и организованный профессиональными музыкантами, наглядно показал, насколько они сами «устарели». Пожалуй, ни один наш рок-форум еще не демонстрировал с такой наглядностью преимущества рок-групп нового поколения перед филармоническими ансамблями. «ЭВМ», «Зодчие», «Лотос», «Рондо», «Металлаккорд», «Галактика», «Тайм-аут», «Раунд», «Аттракцион»... Один за другим выходили эти коллективы ив сцену и покидали ее, не оставив о себе воспоминаний. Нельзя сказать, что все эти группы одинаковы: одни играют «хэви метал», другие — «новую волну», третьи — некий «пространный рок»... В чем все эти исполнители были едины, так это в своей творческой убогости: штампы. штампы, штампы. «Проходные» тексты, привычные позы, сто раз обыгранные гармонии, добротное, но далекое от вдохновения исполнительство... Когда-то они смеялись над ВИА — а к чему теперь пришли сами? «Ария», «Круиз», «Черный кофе» выступили более мощно, но не менее «предсказуемо». Их «металл» дает гарантированную эмоциональную встряску, но вот пищи для размышлений и более возвышенных чувств — никакой...

В чем же причины такой бессодержательности «творчества» этих конвейерных групп? Ответ известен, к сожалению, давно. Это мелочная опека худсоветов филармоний, концертных организаций, срезающих все острые углы, ростки оригинальности и попытки нешаблонного мышления. Так неужели наш рок так фатально «отяжелел» и отупел — и эстетически и интеллектуально?

К счастью, нет. Доказательсством тому служат программы некоторых групп. «Алиби» и «Наутилус-Помпилиус» вызвали бурную реакцию зала. Не прибегая к дешевому «заводу», они просто пели умные и честные песни о нашей реальности, наших проблемах. А как же иначе? Ведь настоящий рок всегда был глубинно социален, всегда задавал вопроси и жил тревогой сегодняшнего дня. Удивительно, что у нас так мало групп, стоящих на позициях активной гражданствеииости, занимающихся злободневной «рок-публицистикой».

Нельзя не сказать о «Бригаде С», которая, используя элементы шоу, тем не менее говорит о вещах умных, актуальных. Без всякой дидактики и назидательности. Кстати, многие группы, принадлежащие московской рок-лаборатории, больше расположены к выступлениям в небольших залах, где можно общаться со зрителем глаза в глаза. Здесь же на гигантской сцене в гигантском зале они просто потерялись.

Очень остро в последнее время стоит вопрос о музыкальной самобытности, поиске новых выразительных средств и оригинального звучания советского рока. Ориентация сугубо на «мировые стандарты» и довольно скучна, и вряд ли достойна страны с такими богатыми музыкальными традициями, как наша. Нельзя сказать, что музыканты, «копающие» в этом направлении, были широко представлены на «Рок-панораме», однако выступления литовского «Антиса», «Нюанса» и «Вежливого отказа» из московской рок-лаб

боратории прозвучали свеже и нешаблонно. Главным событием фестиваля стало выступление ленинградского ансамбля «АВИА», воссоздающего в своем представлении многие элементы театра «Синей блузы» и буффонады футуристов. Традиции революционного искусства двадцатых годов тонко увязаны с ироничной эстетикой современной «новой волны», и синтез этих двух начал даст поразительный результат. Да, вот это советский рок, который ни с чем не спутаешь. На долю «АВИА» выпал самый большой успех фестиваля при том, что у группы нет ни одного «фирменного» инструмента: самодельные электронные барабаны, чехословацкая электрогитара, советский электроорган «Электроника». Вспоминаются горы дорогостоящей валютной аппаратуры у многих других ансамблей — участников фестивлля, и их жалобы на то, что «не хватает». Понятно, что творческую фантазию не подменишь никакими японскимя «умными машинами».

Бесспорно, и А. Градский, и А. Барыкин - это артисты известные, со своим сложившимся достаточно оригинальным стилем. Однако что поражает всегда во время их выступления на подобных форумах — высокая требовательность к себе, своему творчеству. Чего, кстати, не было у многих артистов.

Свой обзор первой «Рок-панорамы-86» мы назвали «В ожидании открытий». Еще тогда, полтора года назад, заключительные строки этого обзора были таковы: «Сегодня мы с уверенностью можем говорить, что наша современная музыка полностью овладела тем арсеналом музыкальных средств, который употребляется в мире. Главная задача теперь - что сказать, как ярче, полнее использовать это». Все остается актуальным до сих пор.

Ю. Филинов
Н. Виккерс
Фото Ф. Юрьева

Обзоры

статьи о данном событии

Всё поперёк. Послесловие к фестивалю «Рок-панорама-87»

Статья Юрия Филинова в газете «Комсомольская правда» от 26 декабря 1987-го, в которой он описывает свои впечатления от московского фестиваля «Рок-панорама-87».

Рок-панорама-87

Заметка о фестивале Рок-Панорама-87 в журнале Советская Эстрада и Цирк №3-4 1988.

фото Рок-панорама-87
Основная информация
Дата7 декабря 1987 г.