Вверх

Главная Машина времени 1988 5 июня Празднование Тысячелетия Крещения Руси

Празднование Тысячелетия Крещения Руси

Празднование Тысячелетия Крещения Руси

5 июня 1988-го года в СССР торжественно отмечалось Тысячелетие Крещения Руси.

Формально религия в СССР не была под запретом, ходить в церковь не запрещалось, но вместе с тем постоянно велась антирелигиозная пропаганда. В школах и детских садах учителя и воспитатели должны были разоблачать детям религиозные суеверия, а человек, который ходит в церковь, считался неблагонадёжным.

Во время Великой Отечественной Войны, когда страну охватило нечеловеческое горе, Сталин неожиданно разрешил открыть некоторые церкви. Однако при Хрущёве случилась очередная антирелигиозная волна - с разоблачением культа Сталина и возвращение к "ленинским нормам" всё, что делал Сталин осуждалось, и если он открывал церкви, их следовало закрыть.

При Хрущёве было снесено едва ли не больше церквей, чем в 20-30-е годы. Те, что чудом уцелели в годы Революции, Гражданской и Великой Отечественной Войны, сносились бульдозерами в мирное время. Часто их даже не трудились разобрать полностью - сбив купол или взорвав фасад, их бросали в сёлах и городах уродливыми руинами.

Церковь наводнили агенты КГБ, которые использовали свои посты для выявления неблагонадёжных элементов. Тайна исповеди перестала быть тайной. Родителям, которые крестили своих детей, официально сообщали об этом на работу. Не в каждом учреждении, но в каких-то серьёзных конторах, связанных с оборонкой (а почти все производство было именно с ней и связано) могли быть серьёзные неприятности. А родитель, занимающий комсомольский или партийный пост, мог его и лишиться.

Однако в 1988-м году было уже другое время. Шла Перестройка, декларировалась Гласность - если ещё не свобода слова, то близкая к ней ценность. Возникла дилемма - вопросами религии Перестройка ещё не занималась, и антирелигиозная пропаганда по инерции продолжалась. В то же время не отметить круглую дату было нельзя - хотя бы из исторических соображений. На самом верхнем уровне дали отмашку - отмечать! Изначально планируемые как сугубо внутрицерковные, торжества получили общесоюзный статус. Празднования по случаю Тысячелетия и события предыдущих месяцев ознаменовали собой реальный поворот в церковной политике в Советском Союзе.

Подготовка к торжествам велась в церковных кругах долгие 8 лет. Ещё 23 декабря 1980 года Священный Синод постановил «начать подготовку к празднованию Русской Православной Церковью предстоящего великого юбилея», для чего образовал Юбилейную комиссию под председательством Патриарха Пимена.

17 мая 1983 года с разрешения Андропова состоялась официальная передача комплекса строений московского бывшего Данилова монастыря для создания на его территории «Духовно-административного центра» Московского Патриархата. Решение было воспринято не только православными Москвы, но и всего СССР как событие чрезвычайной важности, как первый знак, возможно, меняющегося отношения руководства страны к нуждам Церкви.

Восстановление первой после 1930 года монашеской обители в столице коммунистического государства стало широко известно в обществе, что привлекло интерес как к предстоящему Юбилею, так и православию вообще. Однако в 1984 году при ретрограде Черненко была предпринята попытка не допустить создания в Данилове монастыре монашеской общины. Но после смерти генерального секретаря возражения со стороны властей снова отпали.

В СМИ начали появляться материалы о репрессиях в СССР, о Русской Церкви как хранительнице народной культуры и духовности, об Оптиной Пустыни, судьбе Храма Христа Спасителя, других уничтоженных святынях.

Генеральная ассамблея ЮНЕСКО призывала отметить «1000-летие введения христианства на Руси как крупнейшее событие в европейской и мировой истории и культуре».

29 апреля 1988 года состоялась встреча Патриарха и постоянных членов Синода с Михаилом Горбачёвым «в связи с 1000-летием введения христианства на Руси», которая послужила сигналом для партийных и советских органов, дозволяющим освещение празднования Юбилея как общенационального мероприятия. Одно из официальных изданий Московской Патриархии того времени писало: «29 апреля 1988 года в Кремле состоялась историческая встреча Генерального секретаря ЦК КПСС М. С. Горбачёва с Патриархом Московским и всея Руси Пименом и членами Священного Синода Русской Православной Церкви. В беседе М. С. Горбачёв отметил, что в условиях перестройки стало возможным более активное участие религиозных деятелей в жизни общества. И поэтому не случайно, что в 1989 году Патриарх Пимен был избран народным депутатом СССР».

Состоявшееся 28—31 марта 1988 года в бывшем Новодевичьем монастыре Архиерейское Предсоборное Совещание в коммюнике, среди прочего, отмечало: «Участники Архиерейского Предсоборного Совещания с благодарностью считают необходимым отметить положительное отношение Советского правительства к вопросам, выдвигаемым Священноначалием нашей Церкви».

Дошло об абсурда - священников награждали коммунистическими орденами! Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 июня 1988 года «за активную миротворческую деятельность и в связи с 1000-летием Крещения Руси» Патриарх Пимен, митрополит Киевский Филарет (Денисенко), митрополит Ленинградский Алексий (Ридигер), архиепископ Горьковский Николай (Кутепов), архиепископ Дмитровский Александр (Тимофеев) (ректор МДА) были награждены орденом Трудового Красного Знамени; ряд других иерархов — орденом Дружбы народов.

Накануне торжеств Церкви были переданы Козельская Введенская Оптина пустынь (Калуга) и Толгский монастырь (Ярославль). Накануне самого Тысячелетия Церкви были возвращены часть построек Киево-Печерской лавры. Церкви были переданы мощи, находившиеся на хранении в государственных музеях Московского Кремля.

Основные юбилейные торжества проходили 5 — 12 июня 1988 года в Загорске и Москве.

6 июня открылся Поместный Собор в Троице-Сергиевой Лавре, продлившийся до 9 июня. Собор прославил в лике святых ряд подвижников: Димитрия Донского, Андрея Рублёва, Максима Грека, святителей Макария Московского, Игнатия Брянчанинова и Феофана Затворника, преподобных Паисия Величковского и Амвросия Оптинского. На соборе также обсуждались многие актуальные вопросы церковной жизни.

12 июня, в Неделю всех святых, в земле Российской просиявших, на площади восстановленного из полуразрушенного состояния Данилова монастыря Божественную литургию совершали: Патриарх Антиохийский Игнатий IV, Патриарх Иерусалимский Диодор I, Патриарх Московский Пимен, Католикос-Патриарх всей Грузии Илия II, Патриарх Румынский Феоктист, Патриарх Болгарский Максим, Архиепископ Кипрский Хризостом I.

Константинопольский Патриарх Димитрий I не прибыл вследствие некоторых разногласий протокольного характера. Торжества в Константинопольской Патриархии, в которых принимала участие делегация от Русской Православной Церкви во главе с архиепископом Смоленским и Вяземским Кириллом, состоялись раньше и были приурочены к Неделе Православия, 28 февраля 1988 года.

Торжества происходили в Москве, Ленинграде, Новгороде, Киеве, Владимире и во всех епархиях Русской православной церкви. Был организован торжественный концерт в Большом театре.

Многие мероприятия празднеств широко транслировались по центральному телевидению. 1000-летие крещения Руси отмечалось также Русской православной старообрядческой церковью и Русской Зарубежной Церковью.

Итогом всесоюзных празднований стало то, что антирелигиозная пропаганда в СССР была постепенно свёрнута. Теперь в церкви можно было увидеть даже крупных советских лидеров (к примеру, в ней стал появляться Борис Ельцин). Советская власть перестала видеть в церкви угрозу, напротив, церковь могла стать её опорой, укрепляя в населении лояльность власти.


Темы: Советская культура

фото Празднование Тысячелетия Крещения Руси
Основная информация
Дата5 июня 1988 г.