Вверх

Главная Машина времени 1989 3 января «Побег из рекламной темницы»

«Побег из рекламной темницы»

Редакция газеты «Известия»

3 января 1989 года советская газета «Известия» напечатала первую коммерческую рекламу.

На самом деле и прежде все советские СМИ всегда были насквозь рекламными, исключительно рекламными. Только рекламодатель был один - власть, и тема одна - какая эта власть мудрая. При всем многообразии жанров к любой заметке можно было дать один из двух заголовков: "Будут новые победы" или "Не позволим!".

Третьего января 1989 года газета "Известия" первой в стране вышла с рекламной вкладкой. Это означало, что советская пресса начала ломать коммунистическую клетку. Крупнейшая газета отказывалась, так сказать, «есть с партийной руки» и подавала пример, как можно добывать «пищу» самостоятельно. И это стало без преувеличения началом информационной, идеологической революции!

Причем не октябрьской, а настоящей, за свободу. Партнером газеты выступило немецкое издательство «Бурда». Такое сотрудничество с западным предприятием в информации тоже было впервые в Союзе. Через несколько лет, опять первыми, "Известия" осуществили совместный проект с концерном Financial Times Limited и начали издавать "Финансовые Известия".

Первая реклама в газете «Известия»

Не просто было решиться идти на волю. "Известия" пошли. Несколько лет до этого газета вела переговоры с немецким издательством "Бурда". В конце 1987 года с ним был подписан договор о намерениях, а через год - о выпуске совместной рекламной вкладки. Было опубликовано совместное заявление "Известий" и "Бурды" в котором, в частности, говорилось: "Итак, впервые за многие десятилетия центральная газета начинает публикацию рекламы".

Первая реклама в газете «Известия»

И первая коммерческая реклама появилась. Во вкладке соседствовали пара именитых европейских фирм, рвущихся на советский рынок, пара отечественных консультантов, американец Арманд Хаммер и всесоюзный трест "Гидромеханизация" Министерства энергетики и электрификации СССР. Это были образцы рекламы, которую по сегодняшним меркам можно назвать "имиджевой". Понятно: рыночные отношения в стране только формировались, еще даже "МММ" не развернулась. В том же номере почти как сенсация подавалась информация о том, что несколько колхозов и совхозов Сальского района Ростовской области вернули Таганрогскому предприятию шесть комбайнов "Дон-Ротор" - распределительно-принудительная система начала давать первые сбои. Потребители уже осмеливались отказываться от некачественной и не нужной им техники. Правда, до конкуренции было еще далеко, рекламы многочисленных поставщиков техники на любой вкус и кошелек еще не было.

Первая реклама в газете «Известия»

На одной из страниц той газеты публиковалась "проблемная", как говорилось в советской журналистике, статья об оптовом рынке средств производства: "Распределять? Нет, продавать!".

Любопытно, как с годами менялся состав рекламодателей. Еще весной 89-го целую полосу занимал анонс "Темз телевижн" о неделе показа английских лент в СССР. Но постепенно налаживалась экономическая жизнь, стала публиковаться нормальная реклама. Листаешь старые страницы и видишь, как появлялся российский бизнес и как развивался. И возникла потребность в деловом издании. Оно родилось в октябре 1992 года - "Финансовые Известия".

"Если я не успевала схватить очередной номер "Финизвестий" в киоске, - рассказывает о том времени директор центра макроэкономических исследований одной из самых авторитетных сегодня аудиторских компаний "Юникон/МС" Елена Матросова, - то отправлялась потом в библиотеку, чтобы прочесть его".


Темы: Советская культура, Советская публицистика

фото «Побег из рекламной темницы»
Основная информация
Дата3 января 1989 г.