Вверх

АН-225 «Мрия»

11.12.2022, Дзен

Ан-225 Мрия: Каким был наиболее большой самолет мира

АН-225 «Мрия»

Райт Flyer-1

Авиация зародилась в 1903 году, когда самолет братьев Райт Flyer-1 впервые поднялся в небо. Первый самолет продержался в воздухе всего 12 секунд и пролетел 37 м. Современные самолеты имеют намного более высокие характеристики. Например, Bombardier Global 7500 имеет дальность полета около 14 тыс. км, а Lockheed SR-71A может развивать скорость 3500 км в час. Но ни один из них не может сравниться с авиационным рекордсменом, который побил около 110 мировых рекордов! Этот воздушный титан не взлетает, а отталкивается от земли. Это не самолет, а Мечта - Ан-225 Мрия! К сожалению в этом году он был уничтожен на аэродроме Гостомель в Киевской области. Но давайте еще раз вспомним каким был самый большой самолет в мире!

Знакомьтесь, «Мрия»!

АН-225 «Мрия»

Ан-225 «Мрия» (в переводе с украинского - «мечта») являлся самым тяжелым грузоподъемным самолетом, когда-либо поднимавшимся в воздух. Максимальный взлетный вес воздушного судна составлял 640 тонн. Причиной постройки Ан-225 была необходимость создания авиационной транспортной системы для проекта советского многоразового космического корабля «Буран». Самолет существует в единственном экземпляре.

Самолет был спроектировал в СССР и построен в 1988 году на Киевском механическом заводе.

АН-225 «Мрия»

«Мрия» установила мировой рекорд взлетного веса и грузоподъемности. 22 марта 1989 года Ан-225 совершил полет с грузом 156,3 тонны, побив тем самым одновременно 110 мировых авиационных рекордов, что является рекордом само по себе. С начала эксплуатации самолет налетал 3740 часов. Если предположить, что средняя скорость перелетов (с учетом взлета, набора высоты, крейсерского полета (режиме полета с постоянной скоростью), снижения, захода на посадку) составляет около 500 км/час, то можно посчитать примерное значение пройденного километража: 500 х 3740 = 1 870 000 км (более 46 витков вокруг Земли по экватору).

Масштабы Ан-225 поражают: длина самолета — 88 метра, высота — 18 метров (как 6-этажный 4-подъездный дом)

АН-225 «Мрия»

Если взять за основу самый большой из Боингов 747-800, то длина Ан-225 будет больше на 8 метров, а размах крыла — на 20 метров. По сравнению с Airbus A380 (аэробус а 380) «Мрия» длиннее на 11 метров, а по размаху крыла превосходит его почти на 9 метров. Случается, что у аэропорта нет соответствующей стоянки для столь большого самолета, и его ставят прямо на ВПП. Разумеется, речь идет о запасной ВПП, если таковая имеется у аэропорта.

АН-225 «Мрия»

Hughes H-4 Hercules

Единственный самолет, превосходящий Ан-225 по размаху крыла, это Hughes H-4 Hercules, который относится к классу летающих лодок. В воздух судно поднималось всего один раз в 1947 году. История этого самолета нашла отражение в фильме «Авиатор». Так как сам космический корабль «Буран» и блоки ракеты-носителя «Энергия» имели габариты, превосходящие размеры грузового отсека «Мрии», на новом самолете предусматривалось крепление грузов снаружи. Помимо этого, планировалось, что самолет будет использован как первая ступень при старте космического корабля.

АН-225 «Мрия»

На самолете установлены 6 двигателей Д-18Т. На взлетном режиме каждый двигатель развивает тягу 23,4 тонны (или 230 килоньютонов), т. е. суммарная тяга всех 6-ти двигателей составляет 140,5 тонны (1380 килоньютонов).

Можно предположить, что каждый двигатель на взлетном режиме развивает мощность около 12 500 лошадиных сил!

Двигатели Д-18Т самолета Ан-225 те же, что и на Ан-124 «Руслан». Высота такого двигателя 3 м, ширина 2,8 м, а вес более 4 тонн. Система запуска - воздушная, с электрическим автоматическим управлением. Вспомогательная силовая установка, состоящая из двух турбоагрегатов ТА-12, установленных в левом и правом обтекателях шасси, обеспечивает автономное питание всех систем и запуск двигателей.

Масса топлива в баках составляет 365 тонн, оно размещается в 13 крыльевых баках. Самолет может оставаться в воздухе 18 часов и преодолевать расстояние свыше 15 000 км.

Время заправки такой машины колеблется в диапазоне от получаса до полутора суток, а количество заправщиков зависит от их вместимости (от 5 до 50 тонн), т. е. от 7 до 70 заправщиков.

Расход топлива самолета составляет 15,9 тонны/ч в крейсерском режиме. При полной загрузке самолет может находиться в небе без дозаправки не более 2-х часов.

АН-225 «Мрия»

Шасси включает двухстоечную носовую и 14-стоечную главную (по 7 стоек с каждой стороны) опоры. На каждой стойке размещено по два колеса. Итого 32 колеса.

Колеса требуют замены через каждые 90 посадок. Шины для «Мрии» производили на Ярославском шинном заводе. Цена одной шины составляет около 1000 дол. (примерно 76 т. р.).

На носовой стойке - колеса размерами 1120 х 450 мм, а на главной - колеса размерами 1270 х 510 мм. Давление внутри составляет 12 атмосфер.

С 2001 года Ан-225 выполнял коммерческие грузовые перевозки в составе авиакомпании «Antonov Airlines».

АН-225 «Мрия»

Размеры грузовой кабины: длина — 43 м, ширина — 6,4 м, высота — 4,4 м. Грузовая кабина самолета герметична, что позволяет осуществлять перевозку грузов различного типа. Внутри кабины можно разместить 16 стандартных контейнеров, до 80 легковых автомобилей и даже большегрузные самосвалы типа «БелАЗ». Здесь достаточно пространства, чтобы поместился весь корпус Боинга-737. Доступ в грузовой отсек осуществляется через носовую часть самолета, которая откидывается наверх.

Процесс открытия/закрытия рампы грузового отсека занимал не более 10 минут.

Для раскладывания рампы самолет осуществляет так называемый «поклон слона». Передняя стойка шасси отклоняется вперед, а вес самолета переносится на вспомогательные опоры, которые установлены под передним порогом грузовой кабины.

Данный способ загрузки имеет ряд преимуществ в сравнении с Боингом-747 (загрузка на который осуществляется через отсек в боковой части фюзеляжа (корпусе самолета).

АН-225 «Мрия»

«Мрия» — рекордсмен по весу перевозимого груза: коммерческого — 247 тонн (что в четыре раза больше максимальной полезной нагрузки Боинга-747), коммерческого моногруза — 187,6 тонны, и абсолютный рекорд грузоподъемности — 253,8 тонны. 10 июня 2010 года перевезен самый длинномерный груз в истории воздушных транспортировок — две лопасти ветряка длиной 42,1 м каждая. Самолет был оборудован бортовым погрузочным комплексом, состоящим из четырех подъемных механизмов, грузоподъемностью каждого в 5 тонн. Кроме того, предусмотрены две напольные лебедки для погрузки несамоходной колесной техники и грузов на погрузочной эстакаде.

Для обеспечения разворотов при движении самолета по земле четыре последних ряда стоек основной опоры выполнены ориентируемыми. Пассажирский отсек разделен на 2 части: в передней находится экипаж самолета, а в задней - сопровождающий и обслуживающий персонал. Герметизация кабин раздельная — они разделены крылом.

Задняя часть кабины сопровождающих предназначена для приема пищи, работы с технической документацией и проведения конференций. В самолете предусмотрено 18 мест для отдыха членов экипажа и членов инженерно-технической бригады — 6 мест в передней кабине и 12 в задней.

АН-225 «Мрия»

Самая удаленная точка от базового аэропорта, в которой удавалось побывать самолету, — это остров Таити, входящий в состав Французской Полинезии. Расстояние по кратчайшей дуге земного шара около 16400 км.

Контроль массы и центровки упрощается за счет установки на шасси системы измерения весовых нагрузок.

Экипаж самолета состоял из 6 человек: командира воздушного судна, второго пилота, штурмана, старшего бортинженера, бортинженера по авиационному оборудованию, бортрадиста.

Управление самолетом бустерное, т.е. рулевые поверхности отклоняются исключительно с помощью гидравлических рулевых приводов, при отказе которых управлять самолетом вручную (с увеличением необходимых усилий) невозможно. Поэтому применено четырехкратное резервирование. Механическая часть системы управления (от штурвала и педалей до гидравлических рулевых приводов) состоит из жестких тяг и тросов. Общая длина этих тросов составляет: системы управления элеронами (одна из подвижных поверхностей задних частей крыльев самолета, укрепленная на шарнирах и предназначенная для устранения крена машины при горизонтальном полете и при поворотах в воздухе) в фюзеляже — около 30 метров, в каждой консоли (левой, правой) крыла — приблизительно по 35 метров; системы управления рулем высоты и рулем направления — около 65 метров каждый.

АН-225 «Мрия»

При пустом самолете – для взлета и посадки достаточно было 2400 м взлетно-посадочной полосы. Взлет с максимальным весом - 3500 м, посадка с максимальным весом - 3300 м.

Скорость на взлете и посадке зависела от взлетной и посадочной массы самолета и составляла от 240 км/ч до 280 км/ч. Набор высоты осуществляется на скорости 560 км/ч при вертикальной скорости 8 м/с.

На высоте 7100 метров скорость увеличивается до 675 км/ч.

Посадка ночью на «Мрие» выполнялась инструментально, т. е. по приборам, с высоты выравнивания и до касания — визуально. По словам экипажа, одна из самых сложных посадок — в Кабуле, что связано с высокогорьем и множеством препятствий. Заход начинают на скорости 340 км/ч до высоты 200 метров, далее постепенно скорость сбрасывают.

Посадка осуществлялась на скорости 295 км/ч с полностью выпущенной механизацией.

АН-225 «Мрия»

Допускается касание ВПП при вертикальной скорости 6 м/с. После касания ВПП сразу перекладывается реверс тяги на двигателях со 2 по 5, а 1 и 6 оставляют на малом газу. Торможение шасси осуществлялось на скорости 140-150 км/ч до полной остановки самолета. Из-за высокой себестоимости перевозки на Ан-225 заказы появлялись только для очень длинных и очень тяжелых грузов, когда перевозка наземными видами транспорта невозможна. Полеты носили случайный характер: от 2-3 в месяц, до 1-2 в год. Периодически возникали разговоры о постройке второго экземпляра самолета Ан-225, но для этого нужен соответствующий заказ и соответствующее финансирование. Для завершения постройки необходима сумма, приблизительно равная 90 млн дол., а с учетом проведения испытаний она возрастает до 120 млн. дол.

Оригинал публикации.


Темы: Авиация, Новые технологии, Украина

фото АН-225 «Мрия»
Основная информация
Дата22 марта 1989 г.