Вверх

Главная Машина времени 1990 23 ноября Первый Чеченский Национальный Съезд

Первый Чеченский Национальный Съезд

По материалам газеты «Голос Чечено-Ингушетии» за 1990-й год

Первый Съезд Чеченского Народа глазами очевидцев

I чеченский национальный съезд

23-25-го ноября 1990-го года в Грозном проходил Первый Чеченский Национальный Съезд, на котором был создан Исполнительный комитет во главе с Джохаром Дудаевым. Нам удалось найти хронику этого съезда в нескольких номерах газеты «Голос Чечено-Ингушетии» за 1990-й год. Данные заметки публикуются в оригинальном виде, исключительно как документальные материалы по своей эпохе. Их содержание не является выражением мнения или политических предпочтений администрации сайта.

БОЛЬШОЙ СОВЕТ НАЦИИ

Газета "Голос Чечено-Ингушетии" № 78 (20202) от 24 ноября 1990 г.

Вчера, в Грозном начал работу общенациональный съезд чеченского народа. Среди делегатов — представители всех городов и районов республики, гости из соседних автономных республик и краев. На съезд также приехали делегации чеченских общин, проживающих в Средней Азии, Москве, Ленинграде и в других городах страны. В числе почетных гостей — наши соотечественники из Иордании, Сирии, Турции и США.

...Вместительное помещение госцирка заполнено до отказа. Очень много желающих наблюдать за работой съезда осталось вне здания. Специально для них на улице установлены мощные микрофоны и мониторы.

...10 часов утра. Звучит чеченский гимн. Первыми на трибуну выходят народный поэт ЧИАССР А. Сулейманов, народный писатель Чечено-Ингушетии народный депутат СССР А. Айдамиров, профессор Чечено-Ингушского у госуниверситета имени Л. Н. Толстого К. Чокаев.

С кратким словом к делегатам съезда обратился Председатель Верховного Совета ЧИАССР Д. Г. Завгаев. Заканчивается процедура открытия съезда, делегаты переходят к практической работе. Первый блок докладов был посвящен исследованию исторического пути чеченского народа. На эту обширную тему с докладами выступили доктор исторических наук Я. Ахмадов и народный депутат ЧИАССР Ю. Эльмурзаев.

В многовековой истории чеченского народа немало драматических страниц. Это и Кавказская война, и период борьбы за Советскую власть, и годы так называемой коллективизации, когда чеченцы, наряду с другими народами страны, подверглись жестокому насилию.

Конечно, самая страшная трагедия — поголовное выселение в 1944 г. История чеченцев грубо фальсифицировалась, писалась по заказу властей. Еще недавно делались попытки даже оправдать чудовищные преступления сталинско-бериевской клики против целого народа.

Кому и зачем это нужно было? Какие цели преследовали те, кто пытался подменить правдивую, историю фальшивкой? Этим и многим другим вопросам, касающимся трагических моментов истории чеченцев, посвятил свой доклад А. Вацуев. В течение дня в адрес съезда поступили многочисленные приветственные телеграммы из соседних республик и областей, различных городов страны.

Поздравил делегатов Съезда и наш знаменитый земляк, известный западный политолог А. Авторханов.

Докладчики и выступавшие в прениях подробно проанализировали социально-экономическую ситуацию. Подчеркивалось, что Чечено-Ингушетия, наиболее промышленно развитая республика Северного Кавказа, по социальному к духовному развитию, уровню материального благосостояния ее населения значительно отстает от других регионов СССР.

Неэквивалентный торговый обмен и неравноправные экономические отношения с центром, монокультурный характер экономики, концентрация основных промышленных предприятий в г. Грозном и отсутствие промышленной инфраструктуры на селе привели к тому, что безработица среди населения достигла очень высокого уровня.

Кроме того, еще многие чеченцы, не имея возможности вернуться на историческую родину, в поисках средств к существованию вынуждены жить в не привычных для себя условиях Севера и Сибири. Выезд людей на сезонные работы наносит непоправимый ущерб духовным и нравственным Устоям чеченского народа.

...Закончился первый день съезда. Сегодня общенациональный форум чеченского народа продолжается. (Подробный отчет о работе съезда будет опубликован).

I чеченский национальный съезд

ГОВОРЯТ ГОСТИ

Газета "Голос Чечено-Ингушетии" № 78 (20202) от 24 ноября 1990 г.

Итак, съезд чеченского народа начал свою работу. Он поистине вылился в общенациональный форум, ибо не только гостями, случайно оказавшимися в нашей республике, а полноправными делегациями участвуют в нем представители чеченцев, живущих за рубежом. Им слово.

МАХМУД ВАППИ (Сирия). Пожилой крепыш с короткой прической и седыми усами. Нетороплив, обстоятелен. На чеченском говорит довольно хорошо, с характерным арабским акцентом. Начитан. Особый интерес проявляет к истории народов Северного Кавказа и Ближнего Востока.

В Чечено-Ингушетии находится около месяца, собирался уезжать, но отложил отъезд ради того, чтобы принять участие в работе съезда.

— Мы у себя живо интересуемся всем, что происходит в Советском Союзе, в первую очередь, конечно же, на земле наших предков. Времена для нее бывали разные: радостные, горестные и трагичные даже. Теперь, уверен, мой народ начинает отсчет времени по-настоящему национального самосознания и признания. Надеюсь, грядет истинное возрождение государственности чеченцев, их языка, культуры, овеянных тысячелетиями обычаев и традиций. Желаю этого от всего сердца. Пожелал бы, кроме того, дружбы, взаимопонимания и взаимоподдержки всем, кто проживает в республике, совестливости, добропорядочности и милосердия...

Махмуд Ваппи потомок чеченцев — выходцев из Хасавюртовского района. Бывал у нас неоднократно, мечтает и вовсе перебраться сюда. Сейчас он на пенсии. В Дамаске владел довольно приличной школой с 500 учащимися и тремя десятками преподавателей. У него четверо сыновей. Адель и Исам — выпускники Дамасского университета, инженеры - механики. Ариф и Имад — врачи, терапевт и хирург. Ариф сейчас работает в Ливии, Имад собирается продолжить учебу во Франции, стать профессором медицины. Дочь, Хана — фармацевт, владелица аптеки.

ДИАБ ВАППИ (Сирия). Тоже из чеченцев Хасавюртовского района. Офицер в отставке, пенсионер. Высокой культуры и весьма общительный человек. Пишет стихи на чеченском языке. Предложил подборку своих новых работ газете «Даймохк».

— 23 ноября, думаю, станет памятным для моего народа днем. Съезд — событие общенациональное, поэтому мы собрались сюда не только из разных регионов Советского Союза, но также из многих зарубежных стран — Сирии, Иордании, Соединенных Штатов Америки.

От души радуюсь энтузиазму, с которым готовился и теперь проходит съезд. Примечательно, что так увлечена им молодежь. Очень хотелось бы, чтобы видели такой форум все десять моих детей. Это и их съезд тоже. Цените то, что дает и стране, и республике вашей перестройка. Я на себе почувствовал ее плоды. Несколько лет назад, приехав в республику, не мог выйти из гостиницы без гласного или негласного сопровождения, а сегодня чувствую себя, как у себя дома, в Дамаске.

Множество сегодняшних споров, суждений, мнений не должно никого страшить. Главное — они от горячего желания видеть свою родину по-настоящему свободной, равной со всеми, процветающей.

САИД БЕНО (Иордания). Специалист системы дорожного и жилищного строительства, был министром, теперь владеет посреднической, консультантской фирмой.

— В повестке дня съезда я вижу вопросы истории, культуры, межнациональных отношений и возрождения давних народных традиций. Я, естественно, не принимал участия в составлении и подготовке этой повестки, но она полностью отвечает моим чаяниям и надеждам.

Я приехал на съезд не только послушать, о чем говорят, но и принять в его работе личное участие. Привез письмо, которое здесь будет зачитано. В нем я обращаюсь с предложением организовать в Грозном культурный центр по связям с чеченцами, живущими в разных странах. Есть у меня мечта собрать в этом центре все написанное об истории моего народа, его культуре, связях. Такие материалы можно найти в Советском Союзе, и за рубежом. И для этого я не пожалею сил. Чеченцы могут гордиться своим и далеким и ближним прошлым. Осознать это, почувствовать в себе гордость от принадлежности к древнему и примечательному во всех отношениях народу — что может быть выше! Всего этого мы просто не знаем, или знаем мало. А надо знать все.

АБДУЛАТИП БЕНО (Иордания). Наверное, неспроста такой большой интерес наших сородичей за рубежом к тому, как мы знаем свой язык. Им, конечно же, сохранить его труднее. Но вот Абдулатип знает его едва ли не в совершенстве.

— Язык сплачивает людей, — говорит он. — А сила народа только в единстве. Мы в своих неспокойных краях, наверное, не выжили бы, если бы не стремились к единству и взаимоподдержке.

Я не знаю, какой по счету сегодняшний съезд чеченского народа, но раз он стал возможным с такой повесткой, раз в нем участвуют делегации из зарубежных стран, то он действительно исторический. Не забудем, что решения его ждут повсюду, где только живут чеченцы.

Я человек военный. Знаю, что такое гибельный сполох межнациональной розни. Ни в коем случае нельзя допустить такого, а инциденты в Союзе уже есть. Чеченцы никогда не стремились взять чужое, отличались искренним гостеприимством. Так и , дальше надо жить...

Абдулатип Бено — первый из чеченцев Иордании, дослужившийся до генеральского звания. Был военным атташе своей страны в Москве, ушел в отставку генерал-лейтенантом, сейчас на пенсии.

ШАМИЛЬ ШАПТУКАЕВ (Соединенные Штаты Америки, Нью-Джерси). В отличие от расхожего мнения, что все вайнахи за рубежом, тем более в такой стране, как США, едва ли не «избранные» люди, скажем, что он всю жизнь работал экскаваторщиком и знает, почем фунт лиха. Теперь на пенсии. Имеет родственников в нашей республике, часто бывает у них.

— Нас в Америке около 300 вайнахских семей, есть выходцы и из других республик Северного Кавказа. В своей истории наш народ никогда не стоял в стороне от нужд и забот соседей, старался помочь, чем мог. Вот и мы в США для укрепления связей с кавказскими народами создали специальный комитет.

Все это я говорю к тому, что всех нас гораздо больше объединяет, чем разъединяет. Потому жду от съезда решения коренных для народа вопросов — возрождение истории, улучшение социально-политической обстановки. С гостями съезда мы беседовали накануне и в первый день его работы. Думается, организаторам форума, его участникам следует прислушаться к тому, с чем ехали к нам наши зарубежные сородичи, живущие далеко, но никогда не рвавшие связи с родиной предков, болеющие душой за ее судьбу, считающие себя одним — чеченским народом.

I чеченский национальный съезд

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНЫЙ СЪЕЗД ЧЕЧЕНСКОГО НАРОДА

Газета "Голос Чечено-Ингушетии" № 80 (20204) от 27 ноября 1990 г.

Общенациональный съезд чеченского народа войдет в историю как знаменательная, поворотная веха на пути духовного, нравственного и культурного возрождения нации. Безусловно, оценки более взвешенные, продуманные прозвучавшим на нем выступлениям, принятым решениям будут даны потом. Но бесспорно: три дня работы съезда навсегда будут вписаны в летопись чеченского народа. СПРАВЕДЛИВОСТЬ. СВОБОДА. ЕДИНСТВО — вот лозунги съезда, вот идеалы, близкие каждому патриоту своей Отчизны.

Съезд рассмотрел вопрос о суверенитете Чеченской республики, принял обращения: к чеченскому народу, ко всем народам ЧИАССР, к братскому осетинскому народу, к народам Дагестанской АССР, к внеочередному II съезду народных депутатов РСФСР, Верховным Советам СОАССР и Даг. АССР. Единогласно была принята резолюция о геноциде против чеченского народа, постановление общенационального чеченского съезда. Утверждены государственный гимн, эмблема и флаг Чеченской республики. ...Вернемся к первому дню съезда. Открыл его почетный председатель оргкомитета, народный поэт республики Ахмад Сулейманов.

У чеченцев испокон веков принято начинать любое дело с молитвы. В ней люди просят о прощении грехов, удаче и согласии. На трибуне съезда знаток народных обычаев и традиций Мутуш Сулейманов. Он просит Всевышнего ниспослать на землю благоденствие, объединить народы, изжить вражду и ненависть, злобу и пороки, содействовать в успехе, духовному и нравственному очищению народа, оберегать людей от хвори и болезней...

Звучит гимн чеченского народа. В его основу положены слова из старинной народной песни.

С напутственными словами выступили почетные сопредседатели оргкомитета по созыву общенационального чеченского съезда народный писатель республики, народный депутат СССР А. Айдамиров и доктор филологических наук, профессор Чечено-Ингушского пединститута К. Чокаев.

На съезд избрано около тысячи делегатов. Среди них представители рабочего класса, крестьянства, интеллигенции, духовенства, военнослужащих. В зале — те, кто совершил нынешним летом хадж в святую Мекку. На съезд избрано 22 женщины. Самому старшему из делегатов 98 лет, младшему — 24 года. Свыше 420 делегатов имеют высшее образование. Среди них — два доктора наук, восемь кандидатов.

В повестку дня включены вопросы, касающиеся всех сфер общественной жизни республики. Тематика докладов и выступлений была разбита по таким основным блокам: исторический, социально-экономический, экологический, культура, межнациональные отношения, вопросы возрождения Мехк- кхел и приведение республиканского законодательства в соответствие с национальными традициями и обычаями чеченского народа. Главный вопрос съезда — проблемы суверенитета республики.

С кратким словом к делегатам съезда обратился Председатель Верховного Совета ЧИАССР Д. Г. Завгаев. Сердечно поприветствовав гостей и делегатов, он отметил, что съезд начал работу, когда вся наша огромная страна испытывает экономические, политические трудности, когда сталкиваются различные силы, то здесь, то там обостряются межнациональные отношения. Поэтому очень важно давать всему, что происходит вокруг, взвешенную, продуманную оценку, как это делали в старину наши мудрые предки. Чего только не было в истории нашего многострадального народа! Искажена история, разрушены духовные башни, нарушена экология, заброшены горные хутора, загнана в тупик медицина. А сколько иных животрепещущих, неотложных проблем накопилось в нашей жизни! Все, что было разрушено, надо восстановить, вдохнуть жизнь в достойные традиции и обычаи народа.

Мы мужественный, выносливый, умеющий различать добро и зло, народ, подчеркнул Д. Г. Завгаев. Если бы не эти качества, трудно было бы пройти сложный путь лишений и невзгод, который выпал на нашу долю. Сумеем претворить в реальность и те задачи, которые стоят перед нами нынче. Затрагивая межнациональные отношения в республике. Д. Г. Завгаев выразил надежду, что у чеченского народа хватит мудрости, сдержанности и взвешенности, чтобы сохранить спокойствие и дальше, идти не по пути разобщения, а добиваться сближения людей разных национальностей, живущих в республике, укреплять братскую дружбу между народами.

На трибуне — председатель оргкомитета по созыву общенационального съезда чеченского народа, народный депутат Л. Умхаев. Для созыва такого съезда должна быть серьезная причина сказал он в своем выступлении. Наши предки созывали народный съезд только тогда, когда над родиной нависала серьезная угроза или же, когда возникала необходимость избрания нового пути общественного развития.

Какая же угроза нависла сегодня над чеченцами, какому же пути мы должны отдать предпочтение, сначала обсудив все другие? На эти вопросы, скорее всего, ответят наши мудрые старейшины, научные деятели, свободолюбивые сыны. Прошло более двух столетий, как мы познали тяжелую руку Российской империи. Кавказская война, показавшая беспримерную отвагу и мужество наших предков, закончилась большими потерями для народа.

Народ был побежден, но не сломлен! Чеченцев никогда не покидала надежда снова обрести свободу. Они, накопив силы, снова поднимались на борьбу с угнетением, противопоставляя штыкам, орудиям и многочисленной царской армии мужество, отвагу, свободолюбие. Победивший враг оставляет побежденному только два варианта: согнувшись в три погибели, смириться или же растить услужливое во всем поколение. Трудно было чеченскому народу смириться с таким положением. Может быть, поэтому и ширилось в Чечне, как нигде больше, абреческое движение.

На смену старому режиму пришла новая власть. Много надежд связывали с ней чеченцы, но опять был установлен диктат. Начались репрессии. Поголовно истреблялись лучшие представители народа. После лишили и родины, выслав в казахстанские степи. Все 13 лет высылки чеченцев не покидала мечта вернуться в отчий край. Народ сохранился благодаря выносливости, взаимовыручке, единству, он настойчиво добивался восстановления своих прав. Снова обрел родину.

В каждом выступлении на съезде звучала боль за республику, ее народ. Чечено-Ингушетия, подчеркивалось на съезде, наиболее развитая промышленная республика на Северном Кавказе, но до сих пор влачит жалкое существование. Она заметно отстает от других регионов страны по социальному, экономическому, духовному развитию, по уровню материального благосостояния населения.

Обстоятельный разговор на съезде шел по проблеме возрождения национального языка. В числе наиболее интересных было выступление профессора К. Чокаева. Благодаря перестройке мы приобрели право свободно говорить и решать проблемы родного языка и культуры, заявил он. О значении языка для духовной культуры народа много написано учеными и поэтами. Если суммировать все это, то можно сказать: понятие «язык» и «народ» идентичны. Если мы не примем срочные меры по сохранению родного языка, то мы в скором времени лишимся его.

Остановимся на некоторых фактах. Шестой год перестройки. Что сделано за это время? Ввели преподавание родных языков в школах Грозного и в отдельных начальных школах сделали обучение на родном языке.

Вот и все. Этого далеко недостаточно.

Научное изучение родных языков оставляет желать лучшего. Так, в Кабардино-Балкарском научно-исследовательском институте (в секторе языка) 16 человек, в нашем 6 человек: 3 по чеченскому и 3 — по ингушскому. Если учесть объем работы, этого мало. Если было бы 30 человек, то и этого мало, учитывая необходимость изучения чеченских диалектов, составления словарей. У нас нет на сегодня даже нормальной грамматики.

В таком же состоянии сектор литературы. И здесь очень мало людей. А кто будет собирать и изучать фольклор? Соседние республики ежегодно проводят экспедиции по фронтальному сбору фольклора, у нас же он уходит вместе с его хранителями - стариками.

Периодичность и тиражи республиканских и районных газет малы. Районные газеты почти все выходят в основном на русском языке, хотя там проживает чечено-ингушское население на 99 процентов.

Преподавание родных языков как в селах, так и в городах поставлено из рук вон плохо. Если учесть равнодушие к этому делу руководителей, мизерную сетку учебных часов, то с полным правом можно сказать, что и здесь родные языки на положении пасынков.

В плохом положении в этом плане дошкольные учреждения. А ведь именно здесь начало начал родной речи.

В последнее время ставится вопрос об унификации алфавита и орфографии, но находятся люди, которые препятствуют работе по данной проблеме. Они говорят, что действующий алфавит вполне удовлетворительный.

Разве может быть идеальным алфавит, в котором наличествует значительное количество двойных букв, отсутствуют знаки для обозначения дифтонгов, кратких и долгих и т. д.

Все это надо взять во внимание, прежде чем отвергать с порога изменения в алфавите. Думаю, что съезд скажет свое слово и об этом, а также и о том, какую основу мы выберем для нового алфавита.

На волнующую всех тему выступил А. Бугаев, председатель постоянной комиссии по национальной политике и межнациональным отношениям Верховного Совета ЧИАССР.

Сегодня нам всем, как никогда нужна мудрость наших предков, наших старших, ибо сегодня нам представился такой исторический шанс, упущение которого подобно катастрофе, трагедии. Но означает ли это, что мы сегодня должны, сломя голову, ввергнуть народ в пучину политических страстей и амбиций отдельных личностей и групп? Этого делать нельзя ни в коем случае. Поэтому, на мой взгляд, речь должна идти о самых животрепещущих вопросах. Очевидно, что повестка съезда на это и нацелена. Поэтому в целом разговор идет конструктивный. ЧИАССР — многонациональная республика. Здесь проживают представители 82 национальностей. Наиболее крупные этнические группы — чеченцы, русские, ингуши, армяне, кумыки, ногайцы и другие. Наша главная забота— чтобы каждый житель республики, независимо от своей национальной принадлежности, чувствовал себя спокойно и уверенно. Это должно быть нашей общей заботой и общим достоянием. Вместе с тем, необходимо помнить, что общее самочувствие многонациональной семьи во многом зависит от самочувствия и положения дел каждого в отдельности. В этой связи и хочется высказать некоторые соображения по отдельным вопросам.

Начну с оценки места и роли стереотипов, в данном случае этнических, в формировании здоровых межнациональных отношений. Долго господствовало твердое мнение, что чеченцы и ингуши в 1944 году были высланы обоснованно. Как уже здесь отмечалось, в подтверждение этой сталинско-бериевской оценки значительный вклад внесли и некоторые наши сограждане. До сих пор муссируется этот вопрос и на страницах центральных изданий. Хочу ответить тем, кто тщетно пытается доказать вину наших народов. В годы войны (я подчеркиваю — в годы войны) народы были высланы не потому, что они изменили Родине (это грубая ложь!), а потому, что Сталину и его окружению необходимо было любым способом оправдать свей военно - тактические просчеты и десятки миллионов жертв советских людей. Для этого и создавался миф о «пятой колонне» в тылу (в т. ч. и в лице целых народов). Поэтому я считаю, что вопрос о причинах выселения народов раз и навсегда должен быть исключен из всяких обсуждений.

Наоборот, необходимо рассказать правду о том вкладе, который внесла наша республика, наш народ в разгром немецко - фашистских захватчиков.

И, видимо, тут же необходимо сказать о том, что для установления мест массовых расстрелов, убийств и захоронений при выселении постановлением правительства ЧИАССР создана правомочная комиссия. Но однозначно, что без помощи общественности республики она в своей работе будет постоянно встречаться с немалыми трудностями.

Процесс фактической реабилитации репрессированных народов еще не завершился. В настоящее время широко обсуждается проект «Закона о репрессированных народах». Уверен и в том, что действительным хозяевам в порядке, установленном законом, должны быть возвращены их бывшие жилые и хозяйственные строения, независимо от их места нахождения. И насколько мне известно, документ по этому вопросу на соответствующем уровне готовится. Здесь же хотел бы затронуть и вопросы, связанные с положением дел наших братьев и сестер, до сих пор проживающих за пределами Чечено-Ингушетии. По нашим данным, вне пределов республики проживают около 300 тысяч чеченцев и ингушей. Знаем, что в перспективе их возвращение на территорию республики реально и необходимо. Поэтому, когда речь идет о нашем дальнейшем развитии, необходимо это обстоятельство учитывать. Нам уже сегодня следует быть готовыми принять своих собратьев. Очевидно, что придется создать специальный правительственный орган, наделенный широкими полномочиями. Это первое.

Второе. Будет справедливо, если впредь лица, вынужденно покинувшие прежние места жительства, получат от соответствующих республик или областей материальную и моральную компенсацию.

Мы за укрепление дружественных связей с Казахстаном, Киргизией, Грузией, Дагестаном, Северной Осетией, Калмыкией, со всеми республиками, регионами, со всеми народами. Но мы не можем быть сторонними наблюдателями, если ущемляются законные интересы наших братьев и сестер. Если кто-то рассчитывает на это, то он глубоко заблуждается. Это не угрозы. Но это наша твердая и непоколебимая позиция. В этой связи хотелось бы верить, что у наших дагестанских братьев, соответствующих органов государственной власти хватит мудрости последовательно и безотлагательно решить вопросы восстановления попранных прав ауховских чеченцев.

На территории нашей республики проживают десятки тысяч представителей народностей Дагестана. Это убедительное свидетельство наших традиционных дружественных и братских отношений. И было бы непростительной ошибкой посягательство на их нерушимость.

Долгое время ингушский народ добивается восстановления исторической справедливости. Все жители республики, независимо от национальной принадлежности солидарны со своими братьями.

В последнее время в республике наблюдаются факты обострения межтайповых отношений. Нас это должно тревожить и волновать. Вызывают тревогу и земельные споры. Сам народ должен дать принципиальную оценку этим негативным явлениям. Мы с большой осторожностью должны подходить к решению вопросов, связанных с организацией фермерских и крестьянских хозяйств. Руководство республики понимает, что приоритетное право на те или иные конкретные земельные участки принадлежит тому, кому в прошлом они принадлежали. Но здесь нельзя допускать произвола. Местные органы власти, соответствующие указания уже получили. Уверен, если мы будем руководствоваться заветами наших предков, мы обеспечим себе счастливое будущее. Если же окажемся в плену межпартийных, межклановых амбиций, то ввергнем народ в пучину раздоров.

Суверенитет будущей республики не направлен на ущемление интересов кого бы то ни было. Сам чеченский народ не допустит этого. Но этот же народ, мягко говоря, не поймет и тех, кто планирует растащить республику по надуманным национальным квартирам. Мы живем в общем доме, поэтому не следует даже пытаться создать кому-либо какие-то неудобства.

Невозможно в одном газетном отчете даже коротко передать содержание всех выступлений, рассказать о том, что происходило на съезде. В последующих номерах мы еще будем знакомить читателей с основными материалами съезда.

I чеченский национальный съезд

Темы: Кавказ, Лихие 90-е, Распад СССР, Акции протеста, Россия

фото Первый Чеченский Национальный Съезд
Основная информация
Дата23 ноября 1990 г.