Вверх

Главная Машина времени 1991 24 мая День славянской письменности

День славянской письменности

День славянской письменности

С 24 мая 1991 года в России отмечается день славянской письменности и культуры. Праздник восходит своими корнями к IX веку, когда в связи с крещением первых славянских племён, была придумана азбука для записи священных книг на понятном славянам языке. Это историческое событие по-разному понимается и освещается, поэтому мы собрали для вас 10 интересных фактов из истории славянской письменности, которые полезно знать каждому!

1. Не всеславянская письменность

Хотя кириллица называется «славянской письменностью», она не является общеславянской, так как не охватывает весь славянский мир. Поляки, чехи, хорваты и ряд других славянских народов использует алфавиты на основе латиницы.

День славянской письменности

Название же «славянская» восходит к IX веку, когда современные славянские языки ещё не сформировались, и все славянские племена говорили на родственных диалектах, которые всё ещё можно было обобщённо назвать «славянским языком».

2. Кирилл и Мефодий были греками

Некоторые считают, что Кирилл и Мефодий сами были славянами. Особенно популярна эта гипотеза в Болгарии. Но на самом деле ни один факт из биографии Кирилла и Мефодия не указывает на их славянское происхождение. Единственный довод в пользу их славянства - то, как быстро они освоили язык. Но монахи были родом из Салоник - области в северной Греции, где исторически проживало (и до сих пор проживает) множество славян, и этот язык был им, как минимум, не чужим.

День славянской письменности

Салоники, Греция

3. Славяне не имели собственной письменности

В наши дни существует множество «альтернативных» гипотез, сформированных в популярной литературе, о том, что славяне имели свою письменность или «грамоту» задолго до Кирилла и Мефодия. Доводы примерно такие: «у других письменность уже была, а чем мы хуже?». Особо смелые авторы утверждают, что собственно греческий алфавит возник на основе славянского («греческие буквы похожи на славянские, значит они славянские»). Однако многолетние археологические исследования пока не выявили ни одного примера славянского письма до середины IX века. В то же время, есть данные источников о том, что славяне, тесно контактировавшие с римским миром, сами пытались приспособить греческие и римские буквы для записи простых фраз. Вот что писал болгарский монах Черноризец Храбр в своём трактате «О письменах» Х века:

«Прежде ведь славяне не имели букв, но по чертам и резам читали, ими же гадали, погаными будучи. Крестившись, римскими и греческими письменами пытались писать славянскую речь без устроения».

День славянской письменности

Славянская надпись «ГОРОУХЩА» на амфоре из Гнёздово, Смоленская область, Х век

Проблема заключалась в том, что в греческой фонетике отсутствовали такие звуки, как ы, ч, ш, щ и др., следовательно отсутствовали и буквы. Создание азбуки помогло решить эту проблему.

4. Письменность создавалась не для русских

Большинство считает, что славянская письменность создавалась для болгар (хотя есть и те, кто не сомневается, что кириллица была придумана специально для русских), но на самом деле, её создавали для мораван. Великая Моравия была раннесредневековым княжеством, одним из первых славянских государств, частично охватывавшим территории современных Польши, Чехии, Словакии, Венгрии и Украины.

День славянской письменности

Карта Великой Моравии IX века

Моравские славяне испытывали сильное давление Восточно-Франкской державы (в особенности Баварской марки), которая под предлогом распространения христианства стремилась установить в их княжестве своё политическое влияние. Моравский князь Ростислав обратился с просьбой к византийскому императору Михаилу III с просьбой прислать им учителей и организовать церковную епархию, которая лишила бы франков возможности легитимного подчинения мораван.

День славянской письменности

Моравский князь Ростислав

Именно для мораван было впервые переведено несколько священных книг и составлена азбука.

Но со смертью Ростислава «франкская» партия в Моравии взяла верх, и на греческих монахов начались гонения. Не помогло даже заступничество римского папы. Не выдержав преследований и тяжелых скитаний, первым ушёл из жизни Кирилл. Перед смертью он сказал Мефодию:

«Мы с тобой, как два вола; от тяжёлой ноши один упал, другой должен продолжать путь».

Мефодий вернулся в Моравию, получив от папы Адрина II высокий титул архиепископа Моравского. Однако гонения продолжались до самой его смерти. Когда его не стало, заступаться за его учеников стало некому, и их противникам удалось добиться запрещения славянского богослужения в Моравии. Место греческих и славянских священников заняли немецкие, которые использовали латинское богослужение и римскую обрядность. Многие ученики Кирилла и Мефодия были казнены, некоторые перебрались в Болгарию и Хорватию, где славянская азбука, созданная братьями, прижилась и получила распространение.

5. Кирилл не создавал кириллицу

Вопреки распространённому мнению и самому названию «кириллица», солунские братья, скорее всего, её не создавали. По всей видимости, они создали глаголицу - более сложный, красивый и экзотический ​алфавит, который прижился на Балканах, а на Руси почти не был известен.

День славянской письменности

Текст на глаголице

И только после смерти братьев их учениками была придумана кириллица, упрощённый греческий алфавит с рядом новых букв для записи звуков славянской фонетики.

6. Кирилла звали Константином

Большую часть их жизни братьев звали не Кирилл и Мефодий, а Константин и Михаил. Хотя всё это время мы называли Константина «Кириллом», это имя он получил только перед смертью, как монашеское, когда принял схиму.

День славянской письменности

Кирилл и Мефодий

7. На Русь письменность пришла только в Х веке

На Русь азбука пришла только через сто с лишним лет после смерти солунских братьев. Примерной датой Крещения Руси (хотя правильнее сказать: «крещения киевлян») считается 988-й год. Стоит отметить, что до разделения христианства на православное и католическое было ещё почти 100 лет (это произошло в 1054 г.), поэтому говорить о том, что «Русь приняла православие», неверно.

Первые греческие священники привезли на Русь немало книг на церковнославянском языке, которые использовались в богослужениях и переписывались. Церковнославянский язык несколько отличался от древнерусского (поначалу на диалектном уровне), из-за чего на Руси возникло интересное двуязычие: в разговорной речи использовался древнерусский, а документы и летописи писались на церковнославянском с вкраплениями древнерусского и местных диалектных слов. Литературный русский впитал оба языка. К примеру, в нём прижились церковнославянское «враг», а не древнерусское «ворог», «благо», а не «болого», «страна», а не «сторона» и «власть», а не «волость». Но есть и обратные примеры, когда слова с неполногласием («брег», «страж», «врата», «град», «перст») используются только как литературные. Церковнославянское же слово «млеко» («молоко») сохранилось лишь в названии галактики «Млечный путь».

День славянской письменности

Ещё более любопытным было использование церковнославянской письменности в Валашском и Молдавском княжествах, а также в Великом Княжестве Литовском, титульное население которых говорило на неславянских языках. Однако за неимением собственной письменности, единственным письменным языком в этих государствах долгое время оставался церковнославянский!

Вместе с письменностью пришло и летоисчисление (до этого у славян, как и у многих других земледельческих культур, календарь отмечал годовой цикл, который начинался в марте) и летописание. Первым известным русским летописцем был киевский монах Нестор, составивший «Повесть временных лет» - основной письменный источник по ранней истории Древней Руси.

День славянской письменности

Повесть временных лет, Радзивиловский список

Любопытно, что Нестор знал о Кирилле и Мефодии и цитировал сведения из их Жития в своей «Повести»:

«Для них ведь, моравов, первых созданы буквы, названные славянской грамотой; эта же грамота и у русских, и у болгар дунайских».

8. Пётр I не уничтожал славянскую культуру

Любители «альтернативной» истории часто упрекают Петра I в том, что он урезал «исконно-славянский» алфавит и уничтожил «славянское» летоисчисление от Сотворения Мира. Вот лишь одна цитата:

«До XVIII века Россия вела летоисчисление от Сотворения Мира в Звездном Храме, когда воюющие народы, держава Великой Расы (sic! современность – Россия), которая одержала победу, и империя Великого Дракона (Китай), заключили мир, или «сотворили» его. Таким образом, возникла и новая (наша древняя) система отсчета времени, которую использовала Россия до Петра Великого».

Однако ни то, ни другое не было «исконным». Церковнославянский алфавит был лишь адаптированным греческим, унаследовавшим от него несколько букв О, И и Е, что для русского языка было совершенно избыточным. Летоисчисление от Сотворения Мира (библейского!) было христианской традицией, не имевшей никакого отношения к славянам. Причём разные церкви по-разному высчитывали дату сотворения, что создавало путаницу. Россия, как православная держава, придерживалась Константинопольской эры. Её последним днём было 31 декабря 7208 года от сотворения мира. Согласно указу Петра I, следующий день официально считался по новому летоисчислению от «Рождества Христова» — 1 января 1700 года.

День славянской письменности

Но только после Революции (а именно 14-го февраля 1918 г.) Россия, наконец, отказалась от устаревшего и неточного Юлианского календаря. Вместе с ней на Григорианский календарь перешла и обновленческая церковь. Вплоть до 1929 года СССР отмечал Рождество вместе со всем миром 25 декабря (старые церковные праздники до их отмены лаконично назывались «особыми днями отдыха») - по Григорианскому календарю. В дальнейшем Русская православная церковь вернулась к традиционному Юлианскому, по которому 25 декабря приходится на 7 января Григорианского, что привело к парадоксальной ситуации, когда Новый год отмечается перед Рождеством, а рождественский пост приходится на разгар новогодних праздников с пышным застольем.

9. Неоднозначный выбор

Зачастую в российской исторической литературе распространение римского христианства в Моравии драматизируется как «наступление Запада на славянский мир» (то есть, на «наших»), начало немецкого «Drang nach Osten». Однако суть, как обычно, в деталях. К примеру, до того, как отправить послов в Византию, князь Ростислав отправлял их к римскому папе, надеясь, что тот оградит его от экспансии немцев. Только потому, что папа Николай I был военным союзником короля Людовика и не принял сторону мораван, Ростиславу пришлось обратиться к грекам. Как можно догадаться, князем двигала не «жажда библейской истины», а вполне понятное желание сохранить политическую независимость.

В отличие от франков, Византия не имела общих границ с Моравией, поэтому её политическое влияние на мораван было значительно слабее. Совсем в иной ситуации были болгары, которым регулярно приходилось вести с греками войны. Особенно кровавой была битва при Беласице 1014 года, когда византийский император Василий, захватив в плен 15,000 болгар, приказал их ослепить. Высказывалось также мнение, что политической целью христианской миссии в Моравии был антиболгарский военный союз. В те времена болгары были союзниками немцев, что делало мораван естественными союзниками для греков.

День славянской письменности

Византийские воины

Единственное коренное различие между латинской и греческой обрядностями на тот момент состояло в том, что римская требовала богослужений на латыни, считавшейся «священным» языком, а византийская допускала богослужения на родных языках. В остальном, будучи язычниками, славянские князья слабо разбирались в тонкостях богословских дискуссий о том, чем правильнее причащаться, и о том, исходит ли Святой Дух только от Отца или от Отца и Сына. Они стремились не к спасению души, но к спасению собственной власти и пытались выбрать такую версию христианства, при которой они сохранят больше суверенитета.

День славянской письменности

Костёл св. Маргариты - одна из немногих построек, уцелевших со времён Великой Моравии

И православное, и католическое духовенства вели яростную борьбу со славянской народной культурой (языческими традициями, верованиями и обрядами), и в том, что мы гораздо лучше знаем мифы Древней Греции и Рима, чем славянские, от которых до нас дошли лишь крохи, есть и их вина.

Можно возразить, что богослужения на латыни для вчерашних язычников были лишены всякого смысла, и что диалог с Богом лучше вести на понятном языке. Но в дальнейшем знание латыни (на следующую тысячу лет - интернационального языка) давало славянам-католикам ключ к сокровищнице знаний европейских библиотек и возможность учиться в университетах, которой православные славяне были лишены, имея возможность читать лишь те книги, которые были переведены на церковнославянский (их было не так много, и увы, далеко не каждая из них добиралась до Руси).

Что до Великой Моравии, то принятие латинской версии христианства не улучшило её отношения с франками. Их ненадолго помирило лишь вторжение венгров из-за Дуная, когда немцы и славяне оказались перед лицом общего врага. Однако ослабев в военных конфликтах, Моравская держава распалась и была поделена между соседними государствами.

10. Не только славянская письменность

Помимо России (а также Украины и Беларуси), кириллический алфавит используется в Сербии, Болгарии, Македонии, Черногории, а также русинскими нацменьшинством. Однако неславянских народов, использующих кириллицу, ещё больше! Кириллицей пишут башкиры и татары, казахи и киргизы, таджики и чуваши, а также молдаване, абхазцы, осетины и многие, многие другие. Несмотря на то, что в 90-е и 2000-е годы некоторые государства, ранее использовавшие кириллический алфавит, перешли на латиницу, кириллическое письмо все ещё остаётся очень популярным.

День славянской письменности

Темы: Советская культура, Россия

фото День славянской письменности
Основная информация
Дата24 мая 1991 г.