Вверх

Главная Рубрики Люди Любовь Полищук

Любовь Полищук

Больше статей...

01/01/1986

П. Смирнов, «Советский экран»

Любовь Полищук: путь к успеху

Любовь Полищук: путь к успеху

Любовь Полищук дебютировала в кино, будучи уже хорошо известной актрисой. К тому времени за плечами у нее были годы учебы во Всероссийской творческой мастерской эстрадного искусства при Росконцерте, успешные выступления на сцене московского мюзик-холла, яркие, разнохарактерные роли в спектаклях Театра миниатюр и, наконец, удача на VI Всероссийском конкурсе артистов эстрады, где за исполнение сатирических монологов Л. Полищук была удостоена первой премии.

Хорошо поставленный голос, выразительная пластика, яркая внешность, умение быть в каждой роли узнаваемой, лаконичной и, главное, всегда разной, отличное владение сложными секретами танцевального искусства — вот что прежде всего привлекло мастеров экрана в Л. Полищук.

Любовь Полищук: путь к успеху

Многие из первых киноработ актрисы носили характер вставных— репризных номеров, прямого отношения к сюжету фильма не имеющих. Однако Л. Полищук старалась пусть на небольшом плацдарме такого номера выявить и показать характер своей героини.

Так случилось, к примеру, в телефильме М. Захарова «Двенадцать стульев», где актриса в паре с А. Мироновым исполнила полное гротеска пародийное «Танго страсти». Невероятные, почти цирковые антраша, каскад юмора, отточенный профессионализм и, главное, четко заявленная актерская сверхзадача — все это в итоге помогло Л. Полищук создать запоминающийся и точный образ эдакой нэпмановской «вамп», в одури наигранного веселья и выдуманных страстей пытающейся не видеть близящегося финала неправедного и сытого своего существования.

Танец — существеннейшее подспорье, одно из наиболее ярких и, если можно так выразиться, сильнодействующих средств актерской выразительности Л. Полищук. В картине режиссеров Н. Лебедева и Э. Ясана «В моей смерти прошу винить Клаву К.», завоевавшей широкое зрительское признание, актриса играла небольшую по объему, но важную в общей художественной структуре ленты роль матери главной героини. В одном из эпизодов фильма Л. Полищук вновь берет себе в «союзники» танец— дразнящий, зажигательный, озорной. С его помощью актрисе удалось метко и пластично, без лишних слов и сюжетных поворотов выразить суть характера своего персонажа— женщины современной, независимой, уверенной в себе и гордой, привыкшей чувствовать себя победительницей. А сколько неподдельного юмора, искренности и жизнелюбия в танце Даши — героини фильма режиссера А. Итыгилова «Если можешь, прости...», роль которой исполнила Л. Полищук! Здесь и радость встречи с дорогим ей человеком, и возрожденная надежда на взаимопонимание, и неподдельная горечь от сознания своей вины за напрасно нанесенную Якову обиду, и счастье от вновь обретенного чувства. В недавнем этом фильме актрисе была поручена уже не эпизодическая, а главная роль.

Любовь Полищук: путь к успеху

Точно поняв режиссерский замысел, используя богатую палитру актерской выразительности, играя то на полутонах, сдержанно и просто, то в манере открытой, броской — с форсированным, чуть преувеличенным проявлением чувств,— Л. Полищук создала яркий, убедительный образ сильной, волевой и вместе с тем обаятельной и хрупкой женщины, которая поначалу многое напутала в своей жизни, но все же нашла в себе силы начать все сначала.

Независимость, способность постоять за себя, умение встречать жизненные трудности во всеоружии заразительного оптимизма и завидной самоуверенности, с улыбкой — черты эти присущи характерам многих экранных героинь актрисы. В некоторых лентах, таких, скажем, как «Тайна «Черных дроздов», «Выстрел в спину», «Вавилон XX», «Большая-малая война», «На чужом празднике», при всем разнообразии драматургических задач Л. Полищук в соответствии с режиссерскими установками воплощала образ так называемой «сильной женщины» как бы впрямую, выстраивая цельный, лишенный сколько-нибудь ощутимых внутренних противоречий характер.

Любовь Полищук: путь к успеху

А вот в картине режиссера С. Аларкона «Выигрыш одинокого коммерсанта» ее «сильная женщина» — танцовщица из третьеразрядного кабаре Барбарелла— сильна лишь на первый взгляд. Размалеванная, наглая, крикливая и напористая, героиня актрисы — в сущности, несчастная и одинокая женщина, вынужденная ежевечерне за жалкие гроши петь и танцевать перед посетителями кабаре. Победительная улыбка, пронзительный голос, прямой, вызывающий взгляд, гордая, чересчур гордая осанка — все это призвано скрыть душевный дискомфорт Барбареллы. ее пессимизм и растерянность перед вопиющей социальной несправедливостью, царящей вокруг. Роль небольшая, неглавная, но и здесь актриса сумела наполнить характер героини множеством живых, узнаваемых черт и, главное, показать как бы второй и наиболее существенный пласт образа, тем самым добившись его объемности, выпуклости.

— И все же в кино мне пока, честно говоря, не очень везет.— считает актриса.— То самый удачный, на мой взгляд, эпизод под монтажные ножницы угодит, то драматургический материал окажется вялым, невыразительным, то режиссер. недоверчиво относясь к моему «мюзикхолльному» прошлому, в последний момент утверждает на роль «нормальную», как некоторые говорят, актрису. Тем не менее приглашений жду и стараюсь от них не отказываться. Во-первых, съемки дают возможность ближе познакомиться с коллегами, узнать их в работе, кое-чему поучиться у них. набраться опыта. А во-вторых, всегда надеюсь, что вот на этот-то раз обязательно получится настоящая роль, в которой я сумею, что называется, выложиться до конца.

Уверена, что и кинематограф, и сцена в творческой жизни актера могут сосуществовать на равных, без издержек для результатов. Конечно, в кино, если можно так выразиться, «слышимость» актерской работы значительно больше — обращаешься сразу к миллионам. Однако театр дает, ни с чем не сравнимую возможность разговаривать со зрителем глаза в глаза, любить и ненавидеть вместе с ним одновременно.

Любовь Полищук: путь к успеху

В театральном репертуаре Л. Полищук — Чехов и Мопассан, Трифонов и Маркес. Одной из наиболее примечательных ролей актрисы последнего времени стала работа в спектакле «Хармс! Чармс! Шардам! или Школа клоунов», о котором много и доброжелательно писала пресса. У Полищук в нем целый каскад микрообразов — от склочной обитательницы коммунальной трущобы до открывающей в себе способность любить Евы. Поражает диапазон жанров и чувств, в которых одинаково свободно живет исполнительница на сцене.— тут и гротеск, и пантомима, и драма, и комедия, и сатирическая миниатюра. И все это в нарастающем темпе, с танцем и песнями, с мгновенными переходами из одного психологического состояния в другое, и в каждом из них актриса убедительна и органична. Из калейдоскопа ролей и зарисовок рождаются обобщенный образ женщины и одновременно наша зрительская убежденность. что перед нами — удивительно разноплановая, яркая и своеобычная актриса. Актриса, которой по плечу самые сложные исполнительские задачи.

Во время нашей беседы Л. Полищук сказала: — Думаю, что в искусстве я пока еще никак о себе не заявила. В театре работаю всего несколько лет, в кино похвастаться особенно нечем. Зрительская популярность и количество ролей меня при этом ничуть не успокаивают. Чувствую, что могу и обязана достичь большего.

В словах этих совсем не было позы или наигрыша. Наоборот, они свидетельствовали о требовательности актрисы к себе. О требовательности. закономерно ведущей художника к признанию и успеху.

П. СМИРНОВ

 

фото Любовь Полищук
Основная информация
ИмяЛюбовь Полищук
Полное имяЛюбовь Григорьевна Полищук
Дата рождения21 мая 1949 г.
Место рожденияОмск, РСФСР, СССР
Дата смерти28 ноября 2006 г.
Место смертиМосква, РФ
Годы активности1974—2006
СтраныСССР

Россия

Виды деятельностиАктёры

Сайт -