Вверх

«За рулём»

21.02.2023 03:13:38

Игра «За рулём» – аналоговый Need For Speed!

Игра За Рулём

Нынешнему поколению детей никогда не понять те восторг и эйфорию, которые в нашу «докомпьютерную» эру вызывал этот объёмный автосимулятор! Бумажная дорога, пластмассовые машинки, примитивные рисунки – но что-то в нём заставляло почувствовать тот самый драйв, который позднее вызывали более продвинутые игры, вроде «Автослалома», автомата «Магистраль» и приставки «Видеоспорт» (не говоря уже о компьютерных гонках!).

Во-первых, ключ зажигания – пусть примитивный, но он давал ощущение собственности! Без ключа машина не поедет, значит эта вещь только моя, и только я решаю когда отправляться в путь! И, как настоящий ключ, его можно было потерять.

Во-вторых, приборная панель – немного воображения, и наклейки превращались в реальные датчики («о нет, мой бензин на нуле!»), а переключатель скорости – в коробку передач!

Игра За Рулём

В-третьих, руль – разработчики игр гарантируют, что управлять машиной с помощью руля гораздо более захватывающе, чем с помощью кнопок или джойстика. К счастью, разработчики игры сделали руль съёмным – оторвав его, всегда можно было приладить обратно. Пятая версия игры также снабжалась педалями газа и тормоза, придававшими игровому процессу ещё большую реалистичность! Как говорится, всё новое - это хорошо забытое старое, и сегодняшние игровые рули вроде Logitech G27 или Genius Trio R тоже комплектуются педалями.

И наконец - движение. Как известно, дети обожают всё, что движется, а возможность управлять процессом – ещё больше. И хотя трасса была довольно незатейливой, она требовала хорошей реакции и наблюдательности, чтобы вовремя проезжать под мостами и уходить от препятствий. А скрежет движущихся частей в сочетании с жужжанием моторчика вполне мог сойти за рокот двигателя!

Принцип действия

Игровое поле представляет собой круговую гоночную трассу с разметкой, газонами, мостами и дорожными знаками. Внешнее кольцо - более простое, внутреннее — для «продвинутого» водителя. Поле приводится в движение поворотом ключа зажигания, переключение скорости осуществляется рычагом. Управление машинкой простое – помните, как в детстве мы показывали «фокус» с движущейся скрепкой, водя под столом магнитом? Автомобильчик приводит в действие такой же магнит, установленный под игровым полем, перемещаемый при помощи руля.

«Сердце» игры - универсальный типовой моторчик, входивший в бесчисленное множество советских игрушек и настольных игр. Вращаясь против часовой стрелки, диск создавал иллюзию движения, заставляя поверить в то, что это машина едет, а дорога остаётся неподвижной.

В некоторых версиях на игровом поле можно было расставлять фигурки людей, деревья, домики, светофоры и дорожные знаки. Строгие папы-водители пристально следили, чтобы их дети ехали только по знакам!

Помимо чисто эстетического упоения своей властью над происходящим, игра способствовала развитию у детей мелкой моторики рук, координации движений, концентрации внимания, наблюдательности и реакции. А школьникам она давала первичные навыки управления автомобилем.

Точную дату появления игры сегодня, наверное, никто не назовёт. Судя по многочисленным комментариям на форумах, фотографиям и демо-роликам на YouTube, её производство началось не позднее 1977-го года и прекратилось не ранее, чем в 1989-м. Впрочем, о чём это мы – ведь она производится до сих пор!

Лайфхаки и скиллы

Истинные ценители «пластмассовых гонок» должны помнить пресловутый белый заборчик. Проём между забором и стенкой был в аккурат по размеру машинки, и проехать в него (особенно на третьей скорости), было наивысшей степенью мастерства! Не менее крутым навыком было умение разворачиваться на 360 градусов на полной скорости!

Игра За Рулём

Собираясь вместе, дети устраивали настоящие соревнования, хвастаясь друг перед другом навыками экстремального вождения! Для пущей реалистичности в ход шла типовая мягкая мебель – правильно расставленные диванные подушки имитировали кабину транспортного средства!

Как и большинство советских игр, «За рулём» часто ломалась, невольно пробуждая в своих юных владельцах дух изобретательства и рационализаторства. Лайфхаки были нехитрыми, но любопытными: потерянную машинку успешно заменял металлический шарик. Вместо утраченного (или отобранного мамой) ключа зажигания мог сойти любой металлический предмет нужного размера.

Те, у кого в комплекте не было дополнительных фигурок и дорожных знаков, мастерили их сами, приклеивая к бумажному полю пластилином. И конечно, задолго до игры GTA, детям нравилось врезаться на полном ходу в солдатиков, букашек или другие препятствия, совсем как в киношных боевиках!

Самый неприятный момент – постоянную зависимостью от батареек (4,5v типа «Планета») помогал преодолеть папа-радиолюбитель, собиравший в коробочке из под сыра «Viola» любительский блок питания, позволявший навсегда сказать батарейкам «adiós»! Батарейки типа «Планета» Впрочем, даже мало-мальски смышлёный школьник, своевременно посещавший лабораторные по физике, мог приладить к игре адаптер от какой-нибудь железной дороги. Правда, адаптеры на 4,5 вольта были редкостью, а от типовых 9/12-вольтовых машинка начинала носиться как бешеная!

Ещё более продвинутый родитель мог «прокачать» пластмассовую «тачку». Например, встроить в приборную панель потенциометр, позволявший плавно регулировать скорость моторчика движка или украсить её лампочками: одну на включение зажигания, другую - на включение передачи. Дополнительный магнитик, установленный обратной стороной за основным, давал интересный эффект: когда машинка врезалась, она подпрыгивала. Тем же несчастным детям, у кого ни папа, ни дедушка не обладали нужными навыками, при малейшей поломке приходилось крутить игровое поле самому, руля одной рукой (или поручать вращение поля младшему братику или сестрёнке).

Производитель

Вопреки обыкновению, производитель на коробках игр «За рулём» советского производства не указан (написано просто «Томск»), однако есть адрес по приёму отзывов покупателей: г. Томск, Иркутский тракт, 172. В настоящее время по этому адресу расположен самый обычный жилой дом, однако в шаговой доступности от него есть музей Томского приборного завода и, собственно, сам завод. Зайдя на сайт завода (а он успешно работает до сих пор), можно увидеть его логотип, который в точности совпадает с логотипом на коробке игры «За рулём-5». Исходя из этого, мы делаем окончательный вывод, что именно Томский приборный завод, в рамках конверсионной программы, занимался производством игры «За рулём». Очевидно из-за оборонной специфики завода его адрес был засекречен и на коробке указан не был.

«Батарейки в комплект не входят»

Несмотря на всю свою эпичность, «За рулём» всё же имела недостатки. Машинка не всегда хорошо поддавалась управлению, и её нужно было постоянно поправлять рукой, что нарушало непрерывность движения. Типовая трасса, пусть даже с несколькими вариантами поворота, быстро надоедала. Tomy Racing Turbo Хорошим выходом могли бы стать сменные трассы, но возможности их замены предусмотрено не было. От частой игры батарейки быстро садились, а «раскрутить» родителей на новые было не так уж просто, что приводило к длительному простою «транспортного средства».

Сегодня фраза «игра предназначена для детей от 5 до 15 лет» вызывает недоумение, но тогда это было суровой реальностью. Одни и те же игры производились как для детсадовских детей, так и для школьников, без каких-либо изменений. Если в конце 70-х игра «За рулём» ещё выглядела «электрическим чудом», то в 80-е, когда на Западе уже вовсю играли в «Digital Derby Auto Raceway» и «Tomy Racing Turbo», она морально устарела. Стоит ли говорить, что с появлением тех же тетрисов (не говоря уже об игровых приставках, где была масса гонок от третьего лица), советские игры «от 5 до 15» потеряли свою актуальность и были отправлены на шкаф?

Надписи на коробке

  • Артикул: 2СI – 608 (или TC 085-01-432)
  • ОСТ 17-105-86
  • ТО (техническое описание) 92-608-003-88
  • 634034, Томск, Иркутский тракт, 172
  • Цена 10 руб

В наши дни

Сегодня, когда в новые игрушки уже давно перестали добавлять «гормоны счастья», винтажные настольные игры вроде «За рулём» вновь пользуются спросом! Трудно сказать, для кого их покупают – для избалованных гаджетами детей или для ненаигравшихся пап, но по последним данным, Омский Завод Электротоваров наладил серийный выпуск этих игр в двух модификациях: «За рулём» и «За рулём - 5» с педалями тормоза и газа. Не отстаёт и Китай, уже давно взявший производство всех российских игрушек на себя!

На спрос оперативно среагировали и производители мобильных игр, представив версии игры для iOS и Android.

Интересное

  • Если приглядеться, расположение мостов и кругового бордюра на игровом поле – точная копия логотипа «Mercedes». Совпадение?
  • Помимо «За рулём» существовали похожие игры: «Автотренажёр», «Юный водитель» (в нём двигались мосты), а в современном исполнении можно встретить игры «Гонщик» (с видоизменённой трассой) и даже «Юный моряк», где роль машинки выполянет кораблик!
  • Название «За рулём» также носит журнал для автомобилистов, очень популярный в 80-е годы
  • Игру «За рулём» очень напоминает «Race Game» от IMC Toys, изготовленная по заказу студии Disney и Pixar
  • По похожему принципу был реализован советский игровой автомат «Вираж»

 

фото «За рулём»
Основная информация
Год релиза1977
КатегорииМагазин игрушек

Настольные игры

Механические игры

ПроизводителиТомский приборный завод
АртикулTC 085-01-432
ОСТ17-105-86
ТО17-92-233-80
Цена10 руб.
Сайт продукта -
Страница на Facebook -
Страница Вконтакте -