«Japanese Engineering Since 1951»
История Aiwa началась в июне 1951 года, когда японская компания Love Xing открыла фирму AIKO Denki Sangyo Co., Ltd. со специализацией по выпуску микрофонов. В октябре 1958-го, вскоре после выпуска акций, фирма сменила название на Aiwa Co., Ltd.
В феврале 1964-го компания выпустила первый в Японии кассетный магнитофон TP-707. Вплоть до конца 70-х магнитофоны, плееры и деки были основными продуктами компании, с ними она получила мировую известность.
В 1969 г. компания Sony приобрела контрольный пакет акций Aiwa, что превратило компанию в очередную дочернюю фирму Sony. Однако несмотря на это, Aiwa продолжала функционировать как независимая компания и её акции продолжали торговаться на Токийской фондовой бирже.
Aiwa TP-707 - первый японский кассетный магнитофон
В конце 70-х компания создала в Гонконге совместное предприятие Aiwa/Dransfield & Co., Ltd., что позволило фирме выйти на ближневосточный рынок. Этот шаг оказался очень дальновидным - когда на Западе разразился нефтяной кризис, рынок на Ближнем Востоке пошёл на подъём. В результате, к середине 70-х годов, около 30% ближневосточного рынка магнитофонов занимала продукция Aiwa, оставив далеко позади даже Sony. Любопытно, что слово «Aiwa» по-арабски означает «да», что несомненно способствовало популярности компании в арабских странах!
Aiwa TPR-101 - первый японский бумбокс
Во второй половине 70-х Aiwa расширила линейку продукции за счёт музыкальных центров, сочетавших в себе радиоприёмник, магнитофон, электрофон и усилитель с качественной акустической системой.
Многофункциональная Hi-Fi система Aiwa AF-5080
В конце 70-х из-за политической нестабильности на Ближнем Востоке, этот рынок утратил привлекательность для Aiwa, и компания начинает расширять своё присутствие на Западе. Экспорт в Европу и США увеличивается с 50 до 65%, при этом часть производств переносится туда. Первым этапом стало открытие в сентябре 1980-го завода в Южном Уэльсе, Великобритания.
1981 год Aiwa начала с выхода на японский рынок видеомагнитофонов. К сожалению, компания поддержала формат Sony Betamax (не очень понятно почему, ведь ещё год назад было очевидно, что он проиграл VHS).
Видеомагнитофон Aiwa 70-М формата Sony Betamax
Проблем прибавило и удорожание японской йены, что делало импорт японской техники слишком дорогим для зарубежных стран. За 1986 финансовый год компания получила убыток в 5,17 млрд йен, при доходе в 54,7 млрд йен, что заставило фирму впервые за 14 лет отказаться от выплаты дивидендов акционерам.
В середине 80-х годов Aiwa выпустила компактный переносной плеер-диктофон TP-S30. Однако представленный в марте 1987-го новаторский формат звукозаписи Digital audio tape (DAT) оказался несостоятельным, что принесло новые убытки.
Плеер-диктофон Aiwa TP-S30
В дело вмешалась родительская фирма Sony, назначив Aiwa нового вице-президента Хадзимэ Юноки. Он занялся реструктуризацией компании, сокращением сотрудников и преобразованием заводов. Наиболее важным шагом стал перенос большинства производств за пределы Японии - в Южный Уэльс и Сингапур, что отделило доходы фирмы от курса йены.
Aiwa первой реализовала концепт таких наушников - модель HP-J7, 1990-й год
Рост прибыли и фактическое выживание компании привели к назначению Хадзимэ Юноки президентом Aiwa Co., Ltd в конце 1989 г.
В середине 1993 года Aiwa получила контроль над американской фирмой Core International - производителем компьютерной периферии. Кроме того, успешной для компании стала ориентация на рынок видеодвоек.
Пример видеодвойки Aiwa
Несмотря на то, что пионером в этой области была Matsushita Electric, представившая такой продукт ещё в 1983 г., Aiwa удалось захватить большую часть рынка благодаря широкому модельному ряду.
Секрет успеха Aiwa лежит не сколько в создании новых технологии, а сколько в совершенствовании существующих товаров и перевод их в новый ценовой диапазон, который удовлетворит спрос желающих сегодняшних потребителей. Этот подход резко контрастирует с подходом других производителей, таких как Sony, которые всегда придерживались высоких ценовых сегментов рынка, избегая низкой стоимости и ажиотажа для создания престижа марки.
(Отаки Сюнъити. Tokyo Business Today, апрель 1994 г).
В 1995 году Aiwa вошла на только зародившийся (в 1992 г.) рынок минидисков (MD), став производить как сами носители, так и портативные MD-плееры, а также добавила поддержку MD-дисков в выпускавшиеся музыкальные центры и оснастила MD-приводами производившиеся портативные магнитолы.
Сотовый телефон Aiwa PT-H50 для сети DDI Pocket, год 1995-й
Выстоять во время длительного экономического спада 90-х Aiwа помогло последовательное расширение зарубежных производств. К концу десятилетия до 90% производственных мощностей фирмы было рассредоточены в других государствах.
Я не думаю, что Aiwa уже когда-либо будет японской компанией. Ведь объём зарубежного производства в филиалах приближается к 90%, 70-85% продаж происходит за пределами Японии и в общей занятости компании 75% сотрудников не являются японцами… Компания не должна принадлежать какой-либо стране. Она должна зарабатывать деньги. Акционеры вкладывают свои деньги и ждут отдачи в виде дивидендов.
(Хадзимэ Юноки, президент Aiwa, в интервью Клэр Лео из Business Times)
Новыми разработками в 90-х годах стали линейки модемов, терминальных адаптеров, компактных 14- и 21-дюймовых цветных телевизоров, цифровых тюнеров для приёма спутникового сигнала.
К началу 2000-х самыми успешными продуктами компании являлись разнообразные музыкальные центры. Aiwa являлась лидером на мировом рынке в этой категории, захватив в нём 30% долю, в США доля продукции Aiwa доходила до 50%.
Музыкальный центр Aiwa NSX-V900
В феврале 2002 г. Sony, путём обмена и скупки акций Aiwa на фондовом рынке, становится владельцем компании. В декабре 2002-го Aiwa, Ltd ликвидируется путём объединения с Sony Corporation, с сохранением марки Aiwa, как бренда, принадлежащего Sony.
В 2005 году были прекращены все разработоки новой продукции.
В мае 2008 года марки Aiwa перестала существовать.
В 2015 г. бренд Aiwa продан американской компании Hale Devices. Организованы продажи китайских аудиогаджетов под этим брендом; в качестве производителя на продукции указана китайская компания, зарегистрированная в Гонконге.
В 2017 году бренд был выкуплен японцами и теперь принадлежит японской Towada Audio.
Альтернативное имя | Aiwa Co.,Ltd., AIKO Denki Sangyo Co., Ltd., アイワ株式会社 |
Сферы деятельности | Производство бытовой электроники |
Дата основания | 20 июня 1951 г. |
Место основания | Тайто, Токио, Япония |
Страны | Япония |
Сайт | - |
Страница на Facebook | - |
Страница Вконтакте | - |