2017-01-13 15:32:44
Несмотря на то, что Перестройка провозглашала новое мы́шление, советская пропаганда перестроечной поры действовала всё теми же проверенными методами, регулярно тиражируя лозунги Генсека и членов Политбюро на плакатах и транспарантах, в газетных заголовках, печатных СМИ и даже на уличных биллбордах. Хотя их содержание сильно изменилось (как известно, Горбачёв ввёл в обиход массу неологизмов: «гласность», «ускорение», «демократия» и др.), форма осталась прежней: избыток красного цвета, трудящиеся со счастливыми мужественными лицами, узоры из серпов и молотов. Таким образом плакаты перестроечной поры демонстрируют нам некий переходный вид наглядной агитации - от советской к нынешней российской.
Однако, в отличие от российской пропаганды, которая старательно дистанцировалась от советского прошлого, стилистика перестроечной агитации всячески демонстрировала свою преемственность с прежней советской идеологией. Хотя развенчание культа Сталина состоялось ещё при Хрущёве, руководство страны осталось верным идеалам коммунизма, провозгласив «возврат к Ленинским нормам». Под этим лозунгом проходила и Перестройка, и потому на плакатах той поры часто присутствовали портреты Ленина, его цитаты, сакральная дата «1917» (напомним, что годовщина Революции - 7 ноября продолжала отмечаться даже после отмены руководящей роли КПСС!), силуэт революционного крейсера «Аврора» и даже декрет о мире! КПСС была провозглашена «партией Революции», а Перестройка - «продолжением дела Октября»!
«Годы застоя, когда обозначились чуждые социализму тенденции, неблагоприятно сказались и на развитии изобразительной публицистики, неотрывно связанной с политической, экономической, социальной и культурной жизнью страны. Поэтому, когда апрельский (1985 г.) Пленум ЦК партии и XXVII съезд КПСС положили начало новому этапу социалистического развития, нацеленному на качественное обновление советского общества,— на перестройку, эта революционная по сути и по масштабам работа открыла широчайшие перспективы перед агитационноизобразительным искусством... В этой связи важно, как откликается плакат на реальность сегодняшнего дня, на проблемные вопросы, рожденные перестройкой. Внимательно всматриваясь в листы, созданные самыми разными художниками, их умом, сердцем, талантом и мастерством, мы надеемся найти в них отклик на коренные проблемы общества и живое дыхание искусства, ждем от плаката актуальности и остроты, агитационной убедительности и образной мысли, боевитости и призывной энергии. Рассматривая плакат как высокое искусство — искусство партийное, действенное, агитационное, можно выявить и проанализировать ведущие тенденции и закономерности его развития на данном этапе. В период социальных перемен возрастает необходимость в создании обобщенных, доходчивых и одновременно глубоких по содержанию символов. Один из самых емких образов-символов, вмещающих в себя обширнейший спектр идей,— это образ В. И. Ленина — человека, мыслителя, политика, борца...».
Из публикации В.В. Литвинов - «Советский плакат», 1988.
Если вам понравилась статья «Перестроечные плакаты СССР», вам могут понравиться:
Не уходите, у нас для вас есть ещё много интересного!