«The Computer for Everyone»
30/06/2022 15:33
Легендарные компьютеры Commodore 64 и VIC-20 – важная часть мировой истории видеоигр. В Америке они имеют культовый статус, в Европе и Японии они хорошо известны, а вот нашу страну они обошли стороной. Если C64 ещё попадали в СССР в единичных экземплярах, то их предшественники VIC-20 остались совсем незамеченными. Сегодня я решил обратить внимание именно на эту платформу. Как никак, это первый в мире компьютер, проданный свыше миллиона раз!
При подготовке обзора я не стал обращаться к англоязычным подборкам «самых популярных» или «самых продаваемых» игр. Мне было интересно как выглядели на VIC-20 игры, уже хорошо всем знакомые, в которые мои читатели играли много раз на других компьютерах, приставках или аркадных автоматах.
От своего именитого продолжения VIC-20 отличался малым объёмом памяти (всего 5 Кб), его графику обрабатывал более ранний чип VIC, разработанный ещё в 1977-м году. Он же генерировал звук. На такой платформе особенно не «разгуляешься». Посмотрим, что удалось сделать разработчикам!
1981, Commodore
Порт игры «Space Invaders» от Taito, только в цвете. Смена названия, вероятно, избавила Commodore от лицензионных отчислений.
В этой игре сложно было что-то испортить. К ресурсам она не требовательна, прекрасно портируется на любую систему, даже ту, где нет графики вообще. Вот, например, версия для Commodore PET, у которого был только текстовый режим!
Чего мне не хватило в версии для VIC-20, так это «космической» озвучки. И в аркадной версии, и в версиях для игровых консолей разработчики старались усилить атмосферность вторжения пришельцев за счёт «космических» звуков. В версии для VIC-20 звуки самые обычные, которые могли быть в любой другой игре.
1983, Sega, Parker Brothers
Ещё одна аркадная классика – приключения лягушонка, которому очень надо «на ту сторону». Порт получился крайне минималистичный. Движения спрайтов прерывистые, цвета вырвиглазные, прорисовка минимальная. Конфликт атрибутов не решён никак, вокруг спрайтов чёрные квадраты. Чтобы это не бросалось в глаза, асфальт сделан чёрным.
Даже на Atari 5200 (второе поколение!) всё выглядит гораздо более приятно.
В ZX Spectrum, как обычно, отказались от цвета, сделав игровое поле почти монохромным, зато спрайты отрисованы великолепно, брёвна движутся плавно, и в целом всё очень мультяшно!
1980, Williams/ 1983, Atari
Здесь разработчикам действовать было проще – почти всё чёрное, о рамках вокруг спрайтов можно было не волноваться. Озвучка тоже удалась – на уровне хорошей приставки.Единственная проблема – прорисовка слишком медленная, из-за чего корабль и ландшафт сильно мерцают, во время стрельбы иногда сложно понять где что.
1983, Atari
На первый взгляд, игра выглядит симпатично.
По сравнению с Atari 2600, даже очень хорошо.
Но звуки просто ужасные, с каждой секундой выносить их становится всё тяжелее. Чёрный фон здорово минимизирует конфликты, но когда призраки наслаиваются друг на друга, квадраты вокруг них становятся заметны.
В версии для C64 конфликтов уже нет...
...но несмотря на богатство палитры SID, звуки всё равно наредкость отвратные.
1983, Atarisoft
Игра происходит на уменьшенном экране, что позволяет экономить память. Правда, из-за этого и спрайты более мелкие.
Озвучка неплохая. Как и в аркадной версии, слышен гул космических двигателей, только более «металлический». Но это уже недостатки генератора VIC - выше головы не прыгнешь!
1983, Nintendo
Из-за крупных пикселей всё выглядит несколько непривычно. Чего стоит один Донки Конг!
Зато нет конфликта атрибутов, спрайты Марио прекрасно накладываются на фон, не конфликтуя с ним. Звуки максимально приближены к оригиналу с поправкой на бюджетное звучание чипа VIC. В очередной раз убеждаемся, что фирма (в данном случае, Nintendo) веников не вяжет!
1983, Atari
Здесь примерно тот же уровень адаптации, что и у Frogger: пиксели крупные, прорисовка нулевая, и как только наша пушка оказывается по соседству с грибом, она начинает «клёшить».
При наличии воображения, грибы можно принять за могильные кресты, что в корне меняет смысл игры. А вот озвучка в целом неплохая, данную игру она не портит.
Сравним с нашей любимой Atari 5200.
1982, Parker Brothers, Mylstar Electronics
Игра Q*bert не просто платформер, а платформер изометрический, поэтому, казалось бы, требовать хорошего порта для бюджетной системы, значит нагло к ней придираться. Но Q*bert портировался и на более слабые платформы, такие как Atari 2600 и Intellivision. И довольно успешно. Вот как выглядит порт для последней системы:
А вот разработчики версии для VIC-20 даже не пытались решить конфликты атрибутов и просто оставили вокруг спрайтов жуткие чёрные рамки, из-за чего игра имеет недоделанный вид. В процессе игры есть ощущение, что тестируешь сырой программный продукт.
Также на кубиках хорошо заметно, какие большие пиксели у чипа VIC. Их грани напоминают ажурное кружево. Красиво, но добиться ровных граней на данной системе невозможно. Пожалуй, это один из худших портов Q*bert.
1983, Atari
И конечно, ни один обзор не обходится без гонок! В общем и целом, порт игры Pole Position для VIC-20 вполне достойный. Клешинга не видно, машинка похожа на машинку. Конечно, перерисовка у чипа VIC довольно медленная и видна невооружённым глазом, но она не сильно отвлекает. Казалось бы, можно бы играть, но…
Через пару минут яркие агрессивные цвета начинают здорово раздражать. Синий асфальт, красные горы, кислотно-зелёная трава – это настоящая мозговая атака. Но ещё сильнее на мозг давит звук – однообразное монотонное гудение. Даже на консолях 2-го поколения эта игра звучит и выглядит достойнее.
На Atari 2600 вся земля серая, но зато асфальт похож на асфальт.
На Atari 5200 с цветами всё уже хорошо.
1983, Brøderbund Software, Mike Wise, Doug Smith
Те, кто считал NES-версию данной игры чересчур примитивной, будет приятно удивлён версией для VIC-20. Персонажи здесь обозначены только контурами, кучи золотого песка представлены как прямоугольники, а кирпичи синего цвета. Чёрный фон хорошо минимизирует конфликты, но при наложении красных «врагов» на лестницы и штанги, вокруг них видны чёрные рамки. Так же как и в Galaxian, действие идёт на уменьшенном экране.
Тем не менее, этот минимализм хорошо разгружает память, за счёт чего здесь почти нет прерывистости или мерцания. И персонаж, и враги, и процесс рытья ямок достаточно хорошо анимированы, что делает геймплей вполне комфортным. К звуку тоже претензий нет – он минималистичен, но не противен.
Резюмируя впечатления от игр для платформы VIC-20, первым делом, хочется отметить её необычно крупные пиксели и металлический звук, с которым следует обращаться очень осторожно, чтобы навсегда не оглохнуть. Из-за малого объёма памяти в играх часто присутствует конфликт атрибутов, а медленная прорисовка чипа VIC-20 часто приводит к мерцанию и прерывистому движению объектов.
И тем не менее, находились самоотверженные профессионалы своего дела, которые умудрялись свести аппаратные недостатки системы к минимуму, что давало возможность даже потребителям с малым достатком ощутить радость компьютерных игр. Перед этими людьми хочется снять шляпу!
Альтернативное имя | VC-20 ("VolksComputer"), VIC-1001 |
Год релиза | 1981 |
Год прекращения выпуска | 1985 |
Категории | Компьютеры 8-битные |
Производители | Commodore |
ЦП | MOS Technology 6502 |
Тактовая частота | 1.0227 МГц |
ОЗУ | 5 Кб |
ПЗУ | 20 Кб |
Графика | VIC |
Изображение | 176×184 |
Звук | Генерируется чипом VIC: 3 генератора импульсных волн по 3 октавы, 1 генератор белого шума с общим регулятором громкости и монофоническим выходом |
Программное обеспечение | KERNAL Commodore BASIC |
Порты | 1 x порт джойстика (кругового джойстика/светового пера), разъём питания, последовательный порт CBM-488 (версия IEEE-488) для дисководов и принтеров, пользовательский порт (RS232+Centronix, для модема), порт картриджа / расширение памяти, порт магнитофона, видео выход |
Хранение информации | Компакт-кассеты, дискеты, картриджи 4-16 Кб |
Цена | $299.95 |
Объём продаж | 2,500,000.00 ед. |
Сайт продукта | - |
Страница на Facebook | - |
Страница Вконтакте | - |