Вверх

3DO Interactive Multiplayer

«Welcome to the Real World»

31.10.2023 02:03:45

Дмитрий Семенидо

3DO - история несбывшихся надежд

Panasonic 3DO FZ-1

Дорогие игровые системы занимают в ретро-гейминге особенное место. Казалось бы, основа всего, что имеет приставку «ретро» - ностальгия. Мы делаем то, что делали в детстве, чтобы ещё раз пережить яркие позитивные эмоции, дефицит которых ощущаем во взрослой жизни. Поэтому такие системы, как NES (или, если угодно, Dendy), Sega Mega Drive и Sony PlayStation всегда будут вне конкуренции. Но с другой стороны, возможности современного ретро-гейминга больше не ограничены ни ценой, ни «железным занавесом», и рано или поздно, хочется прикоснуться к тем ошеломляюще-крутым играм, о которых в 90-е мы не могли даже мечтать. Одной из таких систем была 3DO. На старте своих продаж она стоила целых $599*. Не только для российских, для большинства зарубежных геймеров она была несбыточной мечтой — слишком дорогой, чтобы быть правдой. Сегодня мы познакомимся с ней поближе!

*с поправкой на инфляцию, по ценам 2023 года это $1210

1993 год

Большинству российских геймеров 1993-й прежде всего помнится засильем компьютеров ZX Spectrum (вернее их отечественных клонов разной степени несовместимости). В то лето их кассетами были просто забиты уличные ларьки! У редких немногочисленных счастливчиков были и полноценные компьютеры. Небольшой процент также составляли владельцы давно забытой приставки Rambo - клона Atari 2600, а в игровых клубах можно было за деньги поиграть на Amiga 500 или Atari ST. К концу года на ТВ появится реклама Dendy…

ZX Spectrum

ZX Spectrum - самая популярная игровая система в России в 1993-м году!

Но за океаном эра NES уже несколько лет как миновала. На телевидении и в игровых журналах там шли «консольные войны» между Sega Genesis и Super Nintendo. «Сега делала то, что не делала Нинтендо»*, правда, отставала по продажам.

Тем временем, в офисах японских фирм кипела работа над новыми, 32-битными системами, которые должны были вытеснить прежних лидеров с игрового Олимпа!

** Популярный слоган того времени «Sega does what Nintendon’t»

5 поколение

Строго говоря, первой 32-битной приставкой была FM Towns Marty от Fujitsu, но она продавалась только в Японии, стоила дорого и потому мало кому запомнилась.

Второй была Amiga CD32, представлявшая собой полноценный компьютер Amiga 1200 в корпусе приставки. Однако её судьба была ещё более драматичной — федеральный суд США запретил её ввоз в Америку. Затратив колоссальные средства на разработку, компания Commodore обанкротилась, и система не «выстрелила».

Amiga CD32

Amiga CD32 - компьютер в корпусе консоли!

Поэтому официальный отсчёт «пятого поколения» на Западе ведётся с октября 93-го, когда в продаже появилась консоль 3DO. Правильнее всего о ней говорить, как о первой 32-разрядной консоли, которая достигла рынка.

The 3DO Company

Хотя, консоль выпускало несколько фирм, у большинства она ассоциируется с японской компанией Panasonic, выпустившей самый первый и самый известный вариант FZ-1. Однако не Panasonic был разработчиком 3DO!

Panasonic 3DO FZ-1

Каноничный дизайн самой первой модели 3DO FZ-1 от Panasonic

История системы началась в далёком 1989-м, когда сидя в ресторане, два инженера Дэйв Нидл и Роберт Дж. Микал, дизайнеры Amiga и Atari Lynx из New Technologies Group, набросали на салфетке концепт «игровой системы будущего». С ним познакомился их давний друг Трип Хокинс — основатель знаменитой компании Electronic Arts, у которого тоже были богатые творческие планы.

«Вместо того, чтобы создавать совершенно новую команду и начинать всё с нуля, гораздо лучше было… объединить силы с ними и придать тому, что они делали, форму того, что я хотел видеть».

(Трип Хокинс)

12 сентября 1991-го Трип Хокинс основал компанию 3DO, целью которой было создание не просто очередной игровой приставки, а нового стандарта развлечений на основе компакт-дисков. Хокинс верил, что система 3DO может стать всеобщим игровым форматом, подобно тому как VHS стал стандартом в мире видео.

Panasonic 3DO FZ-1

Трип Хокинс представляет 3DO

Действительно, каким динамичным стало бы развитие игрового рынка, если бы производителям больше не нужно было тратиться на разработку новых систем, и все свои силы они могли бы бросить на создание новых игр!

По задумке Хокинса, игровые приставки и видеоигры должны были создавать сторонние фирмы, а компания 3DO, как автор концепта, получать проценты от продажи каждой консоли и игры.

Чтобы сделать условия максимально привлекательными, ставка была необыкновенно низкой — всего $3 за игру, что было смешным по сравнению с высокими процентами, выплачиваемыми издателями Nintendo и Sega при выпуске игр для их систем.

Таким образом, первоначально 3DO была даже не консолью, а набором спецификаций, разработанных Нидлом и Микалом, которые могли быть лицензированы всем желающим.

С этой идеей компания 3DO обратилась почти ко всем известным производителям электроники, однако главной её целью были Sony и Panasonic — самые крупные монстры в мире домашней техники!

Решение было действительно интересным, учитывая, что ничего более крутого, чем 3DO, на рынке пока не было. Консоль Atari Jaguar воспринималась Хокинсом как «примитивная» система, «немногим лучшая, чем 16-разрядная», а Philips CD-i он считал «сильно устаревшим по сегодняшним стандартам».

Но Sony была уже занята разработкой собственной консоли PlayStation и потому от проекта отказалась. По словам бывшего генерального директора Sega Тома Калинске, его компания вела с 3DO «очень серьезные переговоры», однако и Sega не решилась за него взяться. Тем не менее, Хокинсу всё же удалось заинтересовать Pansonic, Goldstar, Sanyo, Samsung, Toshiba, и AT&T.

Интерактивный плеер

Сегодня редко кто вспоминает, что полное название консоли было «Интерактивный Плеер 3DO». Дело в том, что помимо игровых дисков, система могла воспроизводить форматы Audio CD, Photo CD и Video CD (со специальной картой) и одновременно служить музыкальным центром и видеоплеером!

Просмотр фильма на консоли 3DO с диска Video CD

Хотя стерео-телевизоры тогда ещё были редкостью, звук на выходе консоли был в стерео-формате! Также, сильно опережая своё время, консоль полностью поддерживала объемный звук Dolby!

Ещё одной новацией 3DO был первый в мире световой синтезатор, который при проигрывании музыки создавал на экране телевизора завораживающие цветные узоры!

Демонстрация работы "визуализатора"

Система продвигалась не как игровая консоль, но как аудиовизуальное устройство. Впрочем, несмотря на красивое маркетинговое название, 3DO не баловала пользователей каким-то неигровым контентом. В отличие от таких систем, как Commodore CDTV и Philips CD-i, создатели которых изо всех сил пытались уйти от ярлыка «игровой приставки», выпуская интерактивные энциклопедии и прикладные программы, 3DO была целиком и полностью заточена под игры!

Интерактивное телевидение

Поддержка консолью формата HDTV давала потенциальную возможность использовать 3DO как телевизионную приставку. Кабельные компании могли с её помощью создавать «интерактивные сети клиент-сервер». Осенью 94-го года пробная версия интерактивной сети была анонсирована в сотрудничестве с US West в Омахе, штат Небраска.

В следующих главах мы поговорим о технической реализации консоли, разберем её электронную начинку, а также поговорим о её самых успешных играх (и тех, что получились не очень).

Конец I части. Читайте продолжение!

 

Обзоры

статьи о данном продукте

Игровая консоль 3DO - техническое устройство

Сегодня мы познакомимся с устройством игровой консоли 3DO и посмотрим что у неё внутри!

Периферийные устройства для консоли 3DO

В этой статье мы рассмотрим интересные и необычные периферийные устройства для консоли Panasonic 3DO!

Лучшие игры для консоли 3DO

Обзор лучших игр для консоли 3DO.

Лучшие игры для консоли 3DO. Часть 2

Продолжение большого обзора лучших игр для консоли 3DO.

Doom для 3DO: худший в истории?

Как получилось, что версия Doom для 3DO стала худшей за всю историю?

Doom для 3DO: худший в истории? Часть 2

Продолжение поучительной истории игры «Doom» для консоли 3DO.

Больше...
фото 3DO Interactive Multiplayer
Основная информация
Альтернативное имя3DO, FZ-1 R.E.A.L. 3DO Interactive Multiplayer
Дата релиза4 октября 1993 г.
Год прекращения выпуска1996
КатегорииИгровые приставки

5 поколение

ПроизводителиPanasonic
Тактовая частота12.5 МГц
ОЗУ2 Мб
ПЗУ1000 Кб
Видеопамять1000 Кб
ИзображениеРазрешение 640x480, интерполированное из 320x240; 24-битная глубина цвета — палитра 16,7 млн. цв., одновременно до 32768
Звук16-битный стереозвук, частота дискретизации 44,1 кГц. Поддержка Dolby Surround 25 МГц 16-битный сигнальный процессор (DSP)
ПортыПорт контроллера (DB9), Слот расширения AV, порт расширения, RF-выход (RCA), S-Video выход (RCA), Video-выход (RCA), Аудио-выход (RCA)
МедиаКарты памяти, карта поддержки MPEG-1, модуль расширения системы 3DOM2, адаптер для просмотра Video CD, модем от AT&T (только прототип), расширитель памяти Panasonic FZ-EM25, 3DO Karaoke Mixer
Устройства ввода-выводаИгровые контроллеры, световой пистолет от American Laser Games, ИК-контроллеры от Logitech и Nakitek, руль, мышь Panasonic FZ-JM1, 6-кнопочный контроллер от Capcom, джойстики GoldStar GPA111M, авиаджойстик Flightstick pro
Хранение информацииCD-ROM
Цена$699.99
Объём продаж2,000,000.00 ед.
Сайт продукта -
Страница на Facebook -
Страница Вконтакте -