Обзоры игр, пожалуй, самое интересное место в разборе любой системы, но сегодня наше путешествие будет особенным, ведь мы рассматриваем не обычную игровую приставку, а консоль класса «люкс», доступную только самым богатым детям 90-х! Посмотрим, сможет ли она нас чем-нибудь удивить!
Где игры, Лебовски?!
На момент релиза 3DO в октябре 1993-го была готова лишь одна(!) игра - «Crash 'n Burn» от фирмы Crystal Dynamics. Согласитесь, для супер-дорогой приставки, выпущенной фирмой Panasonic, до этого не зарекомендовавшей себя в игровой индустрии, не самое удачное начало!
«Crash 'n Burn», Crystal Dynamics, 1993
Причин тому было несколько. Во-первых, Трип Хокинс слишком сильно понадеялся на активную поддержку игровых издательств, а она оказалась не такой уж и активной. Во-вторых, аппаратная часть системы постоянно менялась и дорабатывалась, что не давало разработчикам завершить бета-версии и перейти к фазе тестирования. В результате, вместо обещанной в рекламе игры «Jurassic Park Interactive», созданной на основе нового фантастического фильма «Парк Юрского Периода», пользователи получили маловыразительные гонки со стрельбой.
Впрочем, компания 3DO постаралась как можно скорее заполнить этот вакуум, и уже в первый сезон вышло ещё 14 игр.
Компьютерные игры у вас дома!
Благодаря продвинутой аппаратной платформе 3DO, впервые в истории стал возможен перенос игр с персональных компьютеров (стоивших в начале 90-х просто бешеных денег), на домашнюю игровую приставку! 3DO стоила гораздо дешевле ПК, и тем, кого волновали только игры, позволяла обойтись без его покупки.
Среди портов мы отметим прежде всего «Леммингов» - настоящий бич хит всех офисов 90-х! От компьютерной версии игра отличалась более весёлой музыкой и трёхмерными видеозаставками.
«Lemmings», DMA Design/Psygnosis, 1994
Ещё один хит — мистический ужастик «Alone in the Dark», портированный на 3DO студией Krisalis Software. Ни по музыке, ни по графике она не уступала версии для PC!
«Alone in the Dark», I-Motion, Krisalis Software/Interplay Productions, Август 1994
3DO-версия известного векторного платформера «Another World», изначально созданного для компьютеров Amiga, также отличалась от оригинала красивыми фоновыми мелодиями.
Не уступала система и аркадным автоматам, а порт «Super Street Fighter II Turbo» даже превзошёл оригинал!
«Super Street Fighter II Turbo», Capcom/Panasonic, 7 ноября 1994 г.
Одним из преимуществ использования компакт-дисков стала возможность проигрывания полноценных аудио-треков в красивой и современной аранжировке.
Трек "СССР", посвящённый поединку с Зангиевым
Правда, определённые трудности создавали 3-х кнопочные контроллеры, плохо подходившие для суперударов. Проблема решалась использованием контроллеров от сторонних фирм, один из которых выпустила сама фирма Capcom – создатель игры «Street Fighter II».
Контроллеры от Capcom - страшные, но удобные!
Ещё один достойный порт аркадного файтинга — «Samurai Shodown» от SNK. Игра, посвящённая поединкам самураев и ниндзя XVIII века. В течение некоторого времени версия для 3DO была единственным консольным портом, наиболее близким к оригиналу!
«Samurai Shodown», Crystal Dynamics, 23 ноября 1994 г.
Кстати, это едва ли не самый первый файтинг, персонажи которого дерутся с оружием.
«Это игра или фильм?»
Однако как и большинство систем 5-го поколения, 3DO оказалась вовлечена в массовое увлечение FMV (Full Motion Video - «полностью подвижное видео»), подвергающееся сегодня справедливой критике. Собственно, идея была не нова - известны даже смелые попытки создания приставки NEMO с полноэкранным видео с видеомагнитофона. Появление лазерных дисков сильно упростило задачу и позволило разработчикам оперировать большими объёмами данных. Когда же аппаратные возможности домашних игровых приставок позволили проигрывать видеоролики, дело было за малым! В какой-то момент казалось, что грань между домашним видео и видеоиграми скоро будет стёрта. И с упорством, достойным лучшего применения, разработчики насыщали игры видеороликами — часто с землистыми цветами и низким разрешением (особенно ужасно видео выглядело на Sega Mega-CD). В результате, игры утрачивали свою интерактивность, ведь львиную долю игрового процесса занимал просмотр видео.
В принципе, проблема стала достаточно очевидной ещё после выхода аркадного автомата «Dragon's Lair» 1983-го года, где действия игрока были сильно ограничены, и большую часть игрового процесса составлял просмотр мультфильма с лазерного диска. Однако вау-эффект от возможности управлять мультяшным рыцарем был сильнее, и на осознание того, что видеоигры это не игры с видео потребовалось ещё более десяти лет.
Пожалуй, самой известной FMV-игрой была скандально известная «Night Trap» от Digital Pictures, в которой игрок наблюдает за домом с подростками через камеры видеонаблюдения, стараясь помешать пробравшимся в него бандитам, используя всевозможные ловушки.
«Night Trap», Digital Pictures/Virgin Interactive, январь 1994 г.
Несмотря на то, что игра подверглась шквалу критики за свою «взрослую» тематику, она стала настоящим бестселлером! А чтобы избежать дальнейших проблем из-за контента для взрослых, компания 3DO разработала свою собственную необязательную систему рейтингов для использования издателями, которая просуществовала до появления ESRB.
Здесь стоит упомянуть и игру «Quarterback Attack with Mike Ditka» («Атака защитника с Майком Диткой»), которая имитирует американский футбол с позиции защитника, тогда как остальные игроки представлены только в видеороликах. В качестве консультанта и актёра был привлечён спортсмен, тренер и футбольный комментатор Майкл Дитка. Бюджет игры вылился в немыслимые 2 миллиона долларов, а съёмки видеозаставок заняли около 2 недель!
«Quarterback Attack with Mike Ditka», Digital Pictures/Acclaim Distribution, 27 ноября 1995 г.
Многие критики возмущались тем, что в игре нельзя управлять остальной командой. А вот профессиональным спортсменам игра понравилась тем, что передаёт реальный опыт игры защитником.
Заря шутеров от первого лица
Релиз консоли совпал с появлением нового жанра: «шутер от первого лица»! Так в библиотеку 3DO попало несколько самых ранних его представителей в виде «Wolfenstein 3D» и «Doom».
Как и многие другие игры, прошедшие адаптацию для 3DO, «Wolfenstein 3D» был переозвучен, и за кадром в нём звучат бравурные фашистские марши.
«Wolfenstein 3D», Logicware/Interplay Productions, 19 октября 1995 г.
На его основе Studio 3DO создала ещё одну игру: «Escape from Monster Manor», действие в которой происходило в доме с привидениями. Она была выпущена эксклюзивно для 3DO.
«Escape from Monster Manor», Studio 3DO/Electronic Arts, 15 марта 1994 г.
Но значительно более интересным получился мрачный и зловещий шутер «Killing Time» с большой претензией на драматургию и видеозаставками с участием актёров, убедительно играющими привидений. Специально для него был написан мощный движок.
«Killing Time», Studio 3DO/The 3DO Company, 15 августа 1995 г.
В следующей главе мы рассмотрим версию «Doom» для 3DO, которую часто называют самой худшей его реализацией всех времён, познакомимся с жанром «видеотир» и узнаем о том, какие известные игры создавались специально для системы 3DO!
Порт контроллера (DB9), Слот расширения AV, порт расширения, RF-выход (RCA), S-Video выход (RCA), Video-выход (RCA), Аудио-выход (RCA)
Медиа
Карты памяти, карта поддержки MPEG-1, модуль расширения системы 3DOM2, адаптер для просмотра Video CD, модем от AT&T (только прототип), расширитель памяти Panasonic FZ-EM25, 3DO Karaoke Mixer
Устройства ввода-вывода
Игровые контроллеры, световой пистолет от American Laser Games, ИК-контроллеры от Logitech и Nakitek, руль, мышь Panasonic FZ-JM1, 6-кнопочный контроллер от Capcom, джойстики GoldStar GPA111M, авиаджойстик Flightstick pro