Вверх

3DO Interactive Multiplayer

«Welcome to the Real World»

🞀 Другие обзоры

07/01/2024 06:58

Дмитрий Семенидо

Система 3DO: причины провала

3DO Interactive Multiplayer

В наши дни видеоблоггеры и интернет-обозреватели обожают смаковать ошибки, сделанные производителями десятилетия назад, которые привели к их гибели. Мы не будем исключением. Среди причин, которые привели к провалу системы 3DO, называются слишком высокая цена, плохой маркетинг и неверно выбранная бизнес-модель. Давайте рассмотрим их более подробно!

Почему 3DO стоила так дорого?

Со времён первых домашних игровых приставок, крупные производители, такие как Atari, Nintendo, Commodore и Sega, продавали свои устройства едва ли не ниже себестоимости, собирая основную прибыль за счёт выпуска и лицензирования игр.

Но Panasonic, GoldStar и Sanyo не были издателями игр. Выпуская бытовую электронику, например, телевизоры или видеомагнитофоны, эти фирмы «отбивали» расходы на их разработку и производство высокой стоимостью, которую потребители были готовы заплатить за технику высокого качества.

3DO Interactive Multiplayer

Версия 3DO от компании Sanyo

Однако подобная модель с 3DO привела к тому, что приставка получилась непомерно дорогой и неконкурентоспособной.

Бизнес-модель

Одной из главных причин провала великолепной идеи и технически-совершенного устройства стало то самое «свободное лицензирование», которое должно было сделать её авторов миллиардерами. Однако с самого начала всё пошло не так…

Издатели игр, не связанные контрактными обязательствами, не спешили выпускать игры для новой консоли, а как только появились новые системы, такие как Sega Saturn и PlayStation, бросились портировать на них игры, которые ранее должны были быть только на 3DO, что полностью лишило систему эксклюзивности.

При этом вся ответственность за ценообразование, дизайн, функционал и качество модели FZ-1 была возложена на фирму Panasonic, которая не обладала должным опытом в игровой индустрии. Отсутствие координации между 3DO, Panasonic и разработчиками игр привело к утрате контроля над конечным продуктом.

Плохой маркетинг

Можно предположить, что руководство 3DO не могло знать всего это заранее. Однако Трипа Хокинга, который был в игровом бизнесе уже не первый год, трудно обвинить в некомпетентности. Наиболее вероятной причиной, по которой 3DO не проводила дорогих рекламных компаний, а производство консолей и игр было отдано на откуп сторонним фирмам, было банальное отсутствие капитала.

3DO Interactive Multiplayer

Трип Хоксин - парень шёл к успеху

Вместо того, чтобы спрашивать, что компания 3DO сделала не так, стоит спросить: могла ли она поступить по-другому?

The 3DO Company создавалась вокруг одной идеи без каких-либо инвестиций и капиталовложений. На первом этапе её стратегия оказалась выигрышной: понадобилось всего 2 года от наброска на салфетке до выпуска готовой приставки. Только представьте - денег на создание новой консоли не было, но они все равно её сделали!

Кризис перепроизводства

В середине 90-х годов игровой рынок в очередной раз оказался перенасыщенным. С него всё ещё не ушли популярные 8-битные системы, такие как NES и Master System, а в телеэфире не утихали «консольные войны» между Super Nintendo и Sega Genesis, причём продавались они не в пример лучше более дорогих новинок!

Для любителей «экзотики и комфорта» были медиаплееры Philips CD-i и Commodore CDTV, в офисах и издательствах можно было встретить мультимедийные компьютеры Atari ST, Amiga. При желании, можно было приобрести и приставки от тех же производителей: Atari Jaguar и Commodore Amiga CD32. Не забудем и про ручные консоли Game Boy, Game Gear и Lynx. Одновременно к релизу готовились Sega Saturn, Sony PlayStation и Nintendo 64!

3DO Interactive Multiplayer

В этом ошеломляющем многообразии причин для выбора более дорогой консоли 3DO, игротека которой была сравнительно небольшой, практически не было.

Таким образом, одна из основных причин быстрого заката 3DO состояла в том, что она угодила в бассейн с акулами, с которыми просто не выдержала схватки.

Sony PlayStation – какой удар!

Но самый сокрушительный удар по 3DO нанесло появление Sony PlayStation. Этот конкурент обладал гораздо более мощной аппаратной частью, стоил всего $200 и при этом вёл крайне агрессивную рекламную кампанию. Но самое обидное, что с момента её релиза издательства, ранее выпускавшие эксклюзивные игры для 3DO, бросились переписывать их для PlayStation.

3DO Interactive Multiplayer

Все экслюзивные игры 3DO были вскоре портированы на PC и Sony PlayStation

Очень скоро почти все лучшие игры, ранее созданные для 3DO (например, «The Need for Speed», «Gex» и «Return Fire»), были переизданы на PlayStation, Saturn или PC.

«EA вонзила нам нож в спину. Они не хотели выпускать эксклюзивные игря для 3DO, вместо этого все они бросились к PlayStation».

(Трип Хокинс)

С появлением Sony PlayStation и Sega Saturn, был утрачен последний «козырь» 3DO - звание «самой продвинутой» системы.

Падёж цен

В отчаянном стремлении вернуть хоть часть затраченных средств, Panasonic и GoldStar уронили цены до $299.

3DO Interactive Multiplayer

3DO от компании GoldStar

Отчасти убытки Panasonic компенсировались выпуском видеоигр - компания осваивала новую для себя стезю издателя. Под её именем вышли такие известные игры как «Jurassic Park Interactive» (японский релиз) и американские версии «Myst» и «Super Street Fighter II Turbo».

3DO Interactive Multiplayer

На диске с игрой «Myst» видно имя издателя - «Panasonic»

А вот фирма GoldStar не сумела вовремя сориентироваться, и когда в декабре 95-го цена GoldStar 3DO упала до $199, компания стала терять по $100 с каждой проданной приставки. С большим опозданием корейцы всё же ворвались в издательский бизнес. Под именем GoldStar вышли такие игры как «BC Racers» и «Primal Rage», а в следующем 96-м году: «Defcon 5», «The Eye of Typhoon» и «Firewall: Man vs. Machine».

3DO Interactive Multiplayer

На диске с «Primal Rage» сразу два имени издателя: старое - «GoldStar» и новое - «LG Electronics»

Возможно, GoldStar освоила бы и гейм-дизайн (по крайней мере, для игры 1996-го года «Armageddon» компания значится и разработчиком и издателем), но в этот момент поступила новость, что Matsushita (Panasonic) приобрела эксклюзивные права на технологию M2 — модифицированную 3DO, а значит дальнейших перспектив у корейцев уже не было. Вскоре GoldStar официально прекратила поддержку 3DO.

Внимательный читатель спросит: а издавала ли игры Sanyo? Как ни странно, да! Причём, издателем она стала даже раньше, чем GoldStar. Уже в феврале 1995-го Sanyo издала игру «Dragon Tycoon Edge».

3DO Interactive Multiplayer

Игра «Dragon Tycoon Edge», издатель - Sanyo!

Позднее, в апреле того же года, Sanyo издала японскую версию «Taiketsu! Rooms», а в декабре «Pro Stadium». Но и она оставила игровой рынок, потеряв надежду на выпуск модели M2.

Panasonic 3DO Mark 2

По мере роста числа выпущенных игр, доходы компании 3DO стали расти. Консоль высоко оценили на Европейской компьютерной выставке 1995 года, где 3DO получила приз за лучшее оборудование. К весне 1995-го прибыль 3DO выросла почти в 3 раза по сравнению с первыми месяцами, но даже тогда компания продолжала работать себе в убыток. Ответ виделся в выпуске новой 64-битной системы – Panasonic 3DO Mark 2, аппаратные возможности которой должны были «умыть» конкурентов!

Выпуск новой консоли был запланирован на 1997-й год. В её основе были два процессора PowerPC 602 с тактовой частотой 66 МГц, а также специализированный чип ASIC под кодовым названием «Bulldog», обещавший более продвинутые технологии 3D и рендеринга видео.

3DO Interactive Multiplayer

Дизайн возможного прототипа Panasonic 3DO M2

Чтобы известие о выпуске новой системы не всполошило потребителей, компания 3DO поначалу сдержанно объявила о выпуске «дополнения» к модели FZ-1. Однако через некоторое время выяснилось, что M2 всё же планируется как новая консоль, у которой будет полная совместимость со старой и всеми играми 3DO.

К сожалению, низкие продажи игр и приставок в 1996-м году не сулили компании 3DO никаких перспектив, и чтобы хоть как-то уйти в плюс, она продала эксклюзивные права на выпуск новой системы компании Panasonic.

К концу 1996 года система 3DO была полностью снята с производства всеми фирамами её выпускавшими.

Samsung 3DO

В середине 1997 производственная линия 3DO «Opera» была продана южнокорейской компании Samsung за $20 миллионов. Samsung наладила производство 3DO у себя в стране, что продлило агонию системы ещё на два года.

3DO Interactive Multiplayer

3DO от компании Samsung - судя по тому, что снимки единичны, их было выпущено совсем мало

Наконец, в декабре 1998-го — начале 1999-го производство 3DO было свёрнуто и в Южной Корее. Точное число систем, произведенных Samsung, неизвестно.

3DO после 3DO

Во второй половине 1996 года компания 3DO была перепрофилирована в мультиплатформенное игровое издательство. Игры, ранее предназначенные для M2, теперь выпускались для PC и других систем.

У руля фирмы встал президент Хью Мартин, а Трип Хокинс остался в качестве председателя, генерального и арт-директора. Штат сотрудников был сокращён с 450 до 300 человек.

Помимо центрального офиса компании в Редвуд Сити, штат Калифорния, работал филиал в Редмонде, штат Вашингтон во главе с Тони Гарсией, где велась непосредственная разработка игр. Прибыль от продажи лицензии на M2 позволила приобрести несколько игровых студий: Cyclone Studios, New World Computing и Archetype Interactive, что должно было превратить 3DO из игрового издательства в полноценную компанию-разработчика!

Одной из самых известных игр, созданных 3DO, стала серия «Army Men», героями которой были игрушечные солдатики.

3DO Interactive Multiplayer

Игра «Army Men» - для тех, кто в детстве не наигрался в солдатики!

Приобретение студии «Archetype Interactive» сделало 3DO издателем игры «Meridian 59», которая считается едва ли не самой первой трёхмерной онлайн ролевой игрой, родоначальницей жанра MMORPG («многопользовательская ролевая онлайн игра»).

Также большой удачей стала покупка студии New World Computing, известной серией ролевых игр «Might and Magic», которая в августе 1995-го выпустила ещё более успешный спин-офф серии «Heroes of Might and Magic», известный в России просто как «Герои».

3DO Interactive Multiplayer

«Heroes of Might and Magic» - одна из культовых игр 90-х, в том числе и в России!

Большую популярность также имели игры «BattleTanx» (1998) для Nintendo 64 и «Crusaders of Might and Magic» (1999) для PlayStation.

3DO Interactive Multiplayer

«BattleTanx» (1998)

Однако с начала нулевых дела пошли не слишком хорошо. После нескольких лет упорной борьбы, в мае 2003 года, компания 3DO подала заявление о банкротстве. Сотрудники были сокращены. Игровые бренды и другая интеллектуальная собственность были проданы таким фирмам, как Microsoft («High Heat Baseball»), Namco («Street Racing Syndicate»), Take-Two Interactive («Army Men») и Ubisoft («Might and Magic» и «Heroes of Might and Magic»).

Сам Трип Хокинс заплатил $405,000 за права на некоторые старые бренды и «портфель интернет-патентов» компании.

В апреле 2020 года более 30 игр 3DO были приобретены у Prism Entertainment компанией Ziggurat Interactive.

В общей сложности, за свою недолгую историю, компания 3DO разработала 47 игр и выпустила 66 игр в качестве издателя.

 

фото 3DO Interactive Multiplayer
Основная информация
Альтернативное имя3DO, FZ-1 R.E.A.L. 3DO Interactive Multiplayer
Дата релиза4 октября 1993 г.
Год прекращения выпуска1996
КатегорииИгровые приставки

5 поколение

ПроизводителиPanasonic
Тактовая частота12.5 МГц
ОЗУ2 Мб
ПЗУ1000 Кб
Видеопамять1000 Кб
ИзображениеРазрешение 640x480, интерполированное из 320x240; 24-битная глубина цвета — палитра 16,7 млн. цв., одновременно до 32768
Звук16-битный стереозвук, частота дискретизации 44,1 кГц. Поддержка Dolby Surround 25 МГц 16-битный сигнальный процессор (DSP)
ПортыПорт контроллера (DB9), Слот расширения AV, порт расширения, RF-выход (RCA), S-Video выход (RCA), Video-выход (RCA), Аудио-выход (RCA)
МедиаКарты памяти, карта поддержки MPEG-1, модуль расширения системы 3DOM2, адаптер для просмотра Video CD, модем от AT&T (только прототип), расширитель памяти Panasonic FZ-EM25, 3DO Karaoke Mixer
Устройства ввода-выводаИгровые контроллеры, световой пистолет от American Laser Games, ИК-контроллеры от Logitech и Nakitek, руль, мышь Panasonic FZ-JM1, 6-кнопочный контроллер от Capcom, джойстики GoldStar GPA111M, авиаджойстик Flightstick pro
Хранение информацииCD-ROM
Цена$699.99
Объём продаж2,000,000.00 ед.
Сайт продукта -
Страница на Facebook -
Страница Вконтакте -