Вверх

Главная 🞂 Рубрики 🞂 Магазин игрушек 🞂 Электронные 🞂 Электроника ИМ 🞂 Электроника ИМ-02 «Ну, погоди!»

Электроника ИМ-02 «Ну, погоди!»

20.07.2021 17:36:47

В погоне за яйцами

Электроника ИМ «Ну погоди!»

Пожалуй, это была самая популярная электронная игра в СССР! В «Ну погоди» играли все – школьники на переменках, рабочие на заводах, студенты и военные, взрослые и дети в автобусах и метро. А по-настоящему народной игру сделали её персонажи – Заяц и Волк из любимых мультфильмов «Ну погоди!». Сегодня мы поговорим об истории этой игры!

Предыстория

А начиналось всё в Японии, в далёком 1980-м году, когда 39-летний инженер фирмы Nintendo Гумпэй Ёкои, сидя в скоростном поезде синкансэн, обратил внимание на своего соседа. Чтобы скоротать время в пути, сосед играл со своим калькулятором, рассеянно нажимая на разные кнопки. Чем дольше Гумпэй наблюдал за ним, тем более очевидной была идея: если бы только в калькуляторах были игры, они могли бы развлекать владельца в долгих поездках!

Так родилась концепция новой электронной игры «Ball» («Мяч») – серебристой ручной консоли, похожей на калькулятор, в которой забавный человечек жонглировал мячиками…

Game and Watch Ball Nintendo

Принципиально игры Game & Watch не содержали ничего нового – всё то же самое и на гораздо более высоком уровне (например, питание от солнечных батарей и серьёзные математические операции) уже давно применялось в микрокалькуляторах. Но к тому времени рынок калькуляторов был уже переполнен устройствами самой разной сложности, там царили такие гиганты как Casio и Sharp, отчаянно сражавшиеся между собой. По-настоящему ценной была лишь идея, превращавшая давно известную технологию в принципиально новое устройство!

Игра «Ball» не имела оглушительного успеха на рынке (её продажи в объёме 250 000 экземпляров даже для Японии результат весьма скромный), однако она была и остаётся самой важной, ведь она положила начало новой серии «Game & Watch», производство которой будет продолжаться долгие 11 лет!

Всего в 1980-м году было выпущено 5 разных игр («Ball», «Flagman», «Vermin», «Fire» и «Judge»), которые вошли в историю как «серебряная серия» (Silver series).

В следующем 81-м году стартовала «золотая» серия, но выпустив лишь три игры, фирма Nintendo изменила концепт, увеличив экран, положив начало «широкоэкранной» серии (Wide Screen). Именно к ней относятся такие игры как «Octopus» (советский аналог «Тайны океана»), «Chef» (в СССР «Весёлый повар») и Mickey Mouse («Электроника ИМ 24-01»).

Наш ответ

Надо сказать, Советский Союз откликнулся довольно быстро. В то время как обычно зарубежные новинки попадали к нам с большим опозданием (если вообще попадали), первые электронные игры появились у нас «всего» через три года после выпуска их японских прототипов. Впервые игра «Ну погоди» была анонсирована в декабрьском выпуске информационного бюллетеня Министерства торговли СССР «Новые товары» за 84-й год.

Ну погоди в журнале Новые товары за декабрь 1984

Поскольку почти сразу в продаже появилась похожая игра с Микки-Маусом, который, как и Волк, ловил яйца, распространено мнение, что «Микки Маус с яйцами» был первичен, а уже потом советские инженеры адаптировали его под персонажей «Ну погоди!».

Игра «Микки-Маус ловит яйца»

Действительно, игра с Микки-Маусом имеет первый номер (24-01), а «Ну погоди!» второй (ИМ-02). Однако у фирмы Nintendo был ещё более близкий сюжет – игра «Egg» (EG-26), в которой яйца ловил (правда, шляпой, а не корзинкой) самый, что ни на есть волк – персонаж сказки про Красную Шапочку.

Игра «EGG» Nintendo Game & Watch

От этого волка до нашего всего один шаг, и по всей видимости, даже если за основу игры была взята графика «Микки Мауса» (он тоже ловит яйца корзинкой), именно этот волк вдохновил наших инженеров на использование персонажей «Ну погоди!».

В те далёкие времена советская игровая индустрия полностью исчерпывалась настольными играми и электромеханическими игровыми автоматами на вокзалах и в фойе кинотеатров. Никаких игровых приставок или домашних компьютеров у подавляющего большинства советских детей ещё не было, и игра «Ну погоди», равно как и другие карманные игры, была единственным способом реализовать свои геймерские амбиции!

«Пилотная» модель не имела номера и выпускалась просто как «Ну погоди!».

Игра «Ну погоди!»

Но потом ей и всем последующим моделям были присвоены номера в серии микропроцессорных игр «Электроника ИМ». К тому времени в ней уже был выпущен шахматный компьютер «Электроника ИМ 01», теперь, чуть менее чем полностью, серия была посвящена карманным игровым консолям!

«Возможно, не все ещё в курсе того, что это, на самом деле, всего лишь переделка, ремейк ручной одноигровой приставки от той самой фирмы Нинтендо. Ремейки некоторых из подобных игр от данной фирмы - у оригинала их побольше будет. Столь же неоригинальна, по меркам сегодняшнего дня, и сама игра. Плейстейшн для самых бедных и самых маленьких. Для победы требуется ноль анализа, ноль серьёзных размышлений - исключительно глазомер и сила рук. Ну, и сила воли, чтобы продержаться до конца в водовороте однообразных действий».

(Мнение пользователя woon)

Техническая реализация

«Сердцем» новых электронных игр стал микропроцессор КБ1013ВК1-2 – однокристальная 4-разрядная микро-ЭВМ, на которой были одновременно центральный процессор, ОЗУ, ПЗУ, таймер, контроллер жидкокристаллического дисплея, входной буфер и выходной регистр данных, блок управления резервированием мощности, тактовый генератор и устройство синхронизации. Эти микросхемы также широко применялись в советских электронных часах и микрокалькуляторах. Их назначение определялось программой: ПЗУ прошивалось один раз на заводе при изготовлении кристалла.

Игра «Ну погоди!» электронная плата

Микросхема требовала сразу двух напряжений питания: -3 и -1,5 В, которые обеспечивались использованием двух отдельных элементов питания: МЦ0,105 или СЦ32. Для снижения толщины корпуса некоторые компоненты, в частности микросхема, были установлены в вырезах в плате.

В качестве дисплея использовались жидкокристаллические экраны ИЖМ 2-71-01 или ИЖМ13-71. Изображение, создаваемое ЖК-сегментами, дополнялось неподвижными цветными картинками, нарисованными на прозрачном листе, положенном поверх экрана.

Игра «Ну погоди!» схема

Кнопки были сделаны из обычной токопроводящей резины, похожей на ту, что по сей день используется в пультах дистанционного управления.

Сочные звуки, сопровождавшие выкатывание яиц и их падение, издавала мембрана, подобная той, что применялась в кнопочных телефонах для звонка.

Производство

Выпуск новинок был налажен по всему Союзу, в крупнейших научно-производственных центрах страны! В подмосковном Зеленограде их выпускали «Ангстрем» и «Микрон», в Белоруссии производство освоили витебский «Эвистор» и пинский «Камертон», причём, в отличие от российских, белорусские игры выходили в серии «ИЭ» («Игра Электронная»). В Латвии это был рижский «Эллар», в Азрбайджане – кировабадский завод «Биллур», на Украине – завод «Октябрь» в Виннице и это далеко не полный список!

Попутно был организован экспорт игр в дружественные страны (коллекционеры до сих пор находят советские игры в самых неожиданных частях света!). Экспортные варианты отличались надписями на английском и более строгим ОТК.

Игра «Ну погоди!» экспортный вариант

Внимательные советские дети быстро отметили различия между разными версиями игры. Так, в одном варианте трусы у Волка были в цветочек, в другом — в горошек, а в третьем – в звёздочку. А у некоторых игр вместо символов ДП и ПП был циферблат часов. Также игры отличались разной прорисовкой куриц. Сегодня, когда оригинальная игра «Ну погоди!» стала коллекционной, наиболее редкие экземпляры стоят в разы дороже.

Геймплей

«Сама игра представляет собой динамичное зрелище, как Волк пытается себе на ужин пожарить пару яичек. Да видимо животное попалось на удивление жадным, либо слишком голодным. Вот он и битые десять минут пытается собрать побольше яиц от кур-несушек. Куры тоже хороши. Вместо того, чтобы присматривать за своими детьми, они плодятся с бешеной скоростью. Я бы тоже не отказалась взять пару десятков бесплатных яичек, если бы было условие - что поймаю, то моё».

(Обзор пользователя Aponelopa)

Игровой процесс игры «Ну погоди» типичен для большинства игр серии Game & Watch, в которых нужно что-то быстро ловить.

Четыре курицы, сидящие на насестах, непрерывно несут яйца, которые скатываются вниз по четырём желобам (в 6-м выпуске мультфильма «Ну погоди!» Волк действительно имел дело с курами и даже яйцами).

Волк из «Ну погоди!» и курицы

С помощью четырёх игровых кнопок вы управляете Волком, который в один момент времени может подставлять свою корзинку только к одному лотку.

В случае падения яйца на землю, игроку начисляется штрафное очко, которое обозначается изображением вылупляющегося цыплёнка. Если падение произошло в присутствии Зайца, высунувшегося из окна в левом углу, то из упавшего разбитого яйца выбегает цыпленок, и игроку начисляется только половина штрафного очка, изображение цыплёнка при этом мигает.

Игра «Ну погоди!» падение яйца

При наборе в корзину 200 и 500 яиц штрафные очки аннулируются. После получения трёх штрафных очков игра прекращается.

Сначала яйца катятся очень медленно, потом скорость быстро нарастает. Чтобы она не увеличивалась до бесконечности, после набора каждой сотни очков, темп игры замедляется.

Игра А и игра Б

Игра имеет две степени сложности, вызываемые соответственно кнопками «Игра А» и «Игра Б», расположенными в правом верхнем углу консоли.

Игра А означает, что яйца начинают катиться только по трём лоткам одновременно, в Игре Б — по всем четырём. Неиспользуемый лоток в Игре А зависит от количества штрафных очков: при 0 очков не используется нижний левый лоток, при 0,5 и 1 штрафном очке — нижний правый лоток, при 1,5 и 2 штрафных очках — верхний левый лоток, а при 2,5 штрафных очках — верхний правый лоток. При аннулировании штрафных очков незадействованный лоток меняется на нижний левый, как при 0 штрафных очков.

Часы

При нажатии кнопки «Время» консоль переключается из игрового режима в режим часов, а на экран выводится заставка - Волк самостоятельно ловит яйца, иногда их роняя.

Игра «Ну погоди!» - режим часов

При длительном нажатии кнопки отображается время звонка будильника. Для входа в режимы установки времени и будильника есть утопленные кнопки, нажимаемые шариковой ручкой. Значение часов устанавливается левыми кнопками, минут - правыми.

На задней стороне игры расположена откидная металлическая ножка, позволяющая ставить игру на стол по аналогии с фоторамкой, используя её как настольные часы-будильник.

Игра «Ну погоди!» - откидная металлическая ножка

Когда срабатывает будильник (никакой мелодии, лишь посекундные звуковые сигналы в течение минуты), на экране из домика выглядывает Заяц и звонит в колокольчик.

Поскольку игра была скопирована с образца, ориентированного на североамериканский рынок, в ней не предусмотрен 24-часовой режим времени. Традиционные индикаторы AM/PM были русифицированы в ДП/ПП (до и после полуночи полудня).

Как это было

Умение играть в «Ну погоди!» ценилось очень высоко. Когда яйца начинали лететь со страшной скоростью по всем четырём насестам, большинство детей терялось и проигрывало. Тот, кто умел приноровиться к однообразному геймплею и на большой скорости «не терял своих яиц», воспринимался как гений. Когда он играл, его окружала толпа восхищённых фанатов, пришедших посмотреть на «волшебство».

«Сейчас и вспоминать смешно, но это так втягивало. И нервы, конечно, расшатывались, от волнения потели ладони и весь дёргался. Конечно, это не лучший вариант время препровождения. Только взвинтишь себя, а потом долго не можешь успокоиться. С каждым достижением яйца выкатывались со всех сторон всё с большей скоростью, а Волку, приходилось ловить, только в роли Волка выступаешь сам и как так переживала, когда яйцо упадёт. Вообще, на теперешний ум я бы к ней не притронулась. Для развития есть более спокойные и более полезные игры, а эта только одна нервотрёпка».

(Воспоминания пользовательницы irinatarbe)

Городская легенда гласила, что по достижении 1000 очков, игра покажет мультфильм (эксклюзивная серию «Ну погоди!», которую не показывали по телевизору). Однако ЖК-экран мог отображать только то, что было предусмотрено его сегментами, и по достижении 999 очков, счёт просто сбрасывался до «001», и игра продолжалась с более высокой скоростью. Единственный «мультфильм», который она действительно показывала - анимированную заставку в режиме часов.

Любопытно, что при достижении 999 очков в таблице рекордов (рекорд можно увидеть при длительном нажатии кнопок «Игра А» или «Игра Б») оставалось именно это число, а не более низкая цифра, на которой игрок завершал игру после сброса счётчика.

Игра часто становилось орудием манипуляции родителей – за плохую успеваемость её могли отобрать и спрятать, а за хорошие отметки снова торжественно выдать. В некоторых же семьях в «Ну погоди!» играли всей семьёй, соревнуясь, кто больше наберёт очков.

Также, по воспоминаниям старожилов, игру предлагали детям стюардессы в самолётах «Аэрофлота», чтобы занять их досуг на время полёта.

Стоила игра совсем не дёшево – целых 25 советских рублей при среднемесячной зарплате 150-200 рублей. В дальнейшем цена только поднималась. Особенно доступной она никогда не была, что делало её ещё более желанным удовольствием.

Дальнейшее развитие

Подавляющее большинство игр «Электроника ИМ» были аналогами серии «Wide Screen» 1981-го года, в то время как в самой Японии игры Game & Watch были гораздо более разнообразными и продолжали технологически развиваться. С мая 82-го было начато производство вертикальных и горизонтальных мультиэкранных игр, которые имели формат «раскладушки». Яркий пример вертикальной мультиэкранной игры - консоль «Donkey Kong», выпущенная в июне 1982-го.

Игра «Donkey Kong» из серии Game & Watch

Также в данной серии выпускались настольные игры, наподобие мини-аркад, например, игра «Попай» 1983-го года.

Игра «Popeye» из серии Game & Watch

А ещё игры с двумя проводными контроллерами, как у игровых приставок, в которые могло играть двое игроков одновременно. В их числе «Boxing» 1984-го года.

Игра «Boxing» из серии Game & Watch

Однако особенности советской промышленности, крайне инерционной и ориентированной на крупносерийное производство, не позволяли подстроиться под быструю смену моделей. Хотя были попытки выпуска более современных игр (например, КС12-02 «Винни Пух»), большинство консолей были одних и тех же немногочисленных типов. После 1992-го года серия «Электроника ИМ» была перевыпущена как «И». Консоль «Ну погоди!» проходила в ней под 6-м номером («И-06»).

В Японии конец линейке Game & Watch был положен ещё в 1989-м году с выпуском новой игровой системы Game Boy, разработанной тем же Гумпеем Ёкои, в которой игры загружались со сменных картриджей. Выпускать отдельные консоли для каждой новой игры больше не требовалось. В 1991-м году их производство было окончательно свёрнуто.

横井 軍平 Gunpei Yokoi and Game Boy

Производство карманных игр в нашей стране продолжалось вплоть до середины 90-х и прекратилось отчасти из-за гибели отечественной электронной промышленности, отчасти из-за появления на рынке более современных китайских игр («Тетрис», «Томакочи» и др), а также домашних игровых приставок и компьютеров, на фоне которых электронные игры 80-х смотрелись уже архаично.

Юбилейный выпуск

13 ноября 2020-го года, к 40-й годовщине серии Game & Watch и 35-й годовщине игры Super Mario Bros., компания Nintendo выпустила ограниченный тираж карманных консолей «Anniversary Edition Game & Watch» с полноцветным экраном и играми Super Mario Bros., Super Mario Bros. 2 (также известной как «Super Mario Bros.: The Lost Levels») и «Ball».

Игра «Anniversary Edition Game & Watch»

Размер и форма консоли полностью совпадали с оригинальными играми широкоэкранной серии, однако для удобства в них была добавлена крестовина D-Pad, как на контроллерах NES и Famicom.

Эта консоль уже была в состоянии показать любой мультик, если бы только разработчики задались такой целью!

Источники

  • Д. Семенидо – «История игры Ball», «Мы любим 80-е»

  • Журнал «Новые товары», 12/1984

  • «Микропроцессоры в бытовой технике», 2-е издание переработанное и дополненное, Москва, 1990 г.

  • Морозов С. А., Барановский Д. М., Минкин Л. К. Однокристальные ЭВМ серии КБ1013 // Микропроцессорные средства и системы . — 1987. — № 5. — С. 5-18.

  • Морозов С. А., Черкай А. Д., Минкин Л. К., Семичастнов О. Л., Кротков Б. В. Однокристальная 4-разрядная МЭВМ КБ1013ВК7-2 // Микропроцессорные средства и системы. — 1988. — № 3. — С. 20-28.

  •  

    фото Электроника ИМ-02 «Ну, погоди!»
    Основная информация
    Альтернативное имя«Ну, погоди!»
    Год релиза1984
    КатегорииМагазин игрушек

    Электронные

    Электроника ИМ

    ПроизводителиЗавод «Диффузант»

    Завод «Вымпел»

    Арзамасский приборострои­тельный завод

    Ангстрем

    Северодонецкий приборострои­тельный завод

    Калужский радоламповый завод «Восход»

    ОАО Завод «Эвистор»

    Завод «Биллур»
    Вес8 г
    ОСТ17-296-75
    ТО17-11-681-84
    Цена25 руб.
    Сайт продукта -
    Страница на Facebook -
    Страница Вконтакте -