Вверх

2021-09-27 13:42:34

Дмитрий Семенидо

Тайна человека на дрезине

Игла, 1988, фильм Рашида Нугманова с Виктором Цоем

В фильме «Игла» есть один очень странный персонаж (ещё более странный, чем остальные) в зеркальных очках, в плеере и с рюкзаком, который едет на дрезине через пустыню с безумным взором. Вот уже 30 лет он не даёт покоя зрителям, которые не устают гадать — кто он такой? Сегодня на постараемся ответить на этот вопрос! Но сначала рассмотрим все имеющиеся версии!

Версия №1

А никто. В перестроечном кино режиссёры часто специально вставляли в фильм малопонятные, абсурдные сюжеты (так называемый «эффект пустоты»), которые вызывали у зрителя острое чувство недосказанности и побуждали на размышления. Яркий пример — сцены с императором Павлом I в фильме «Асса». Они не имели ни малейшего отношения к сюжету, однако здорово дополняли гнетущую атмосферу происходящего.

Версия №2

В фильме недвусмысленно даётся понять, что человек на дрезине сборщик конопли. Он окликает Моро фразой: «Эй! Папирос нету? На "Camel" меняю!».

Игла, 1988, фильм Рашида Нугманова с Виктором Цоем

Видимо, в пустыне, вдали от городской цивилизации, для наркоторговца папиросы имели такую большую ценность, что он готов был обменять их на дорогущие импортные сигареты, отсутствовавшие в СССР 87-го в свободной продаже. С безумными глазами он собирает в рюкзак сухую коноплю.

Игла, 1988, фильм Рашида Нугманова с Виктором Цоем

Итак, версия №2: человек на дрезине олицетворяет собой старое поколение советских наркоторговцев «застойного» периода, на смену которым приходят мрачные персонажи перестроечной действительности вроде Артура Юсуповича, торгующие тяжёлыми наркотиками.

Версия №3

Далее странный человек спрашивает Моро: «Ты меня не узнал? Ну ты даёшь!». Почему Моро должен был его узнать? Может быть, человек на дрезине это аллегория жизни? Тогда его вопрос это вопль подсознания - узнаёт ли Моро самого себя в том, кем он стал?

Игла, 1988, фильм Рашида Нугманова с Виктором Цоем

Версия №4

Масла в огонь подливает фильм «Игла — Remix» 2010-го года, где вслед за появлением человека на дрезине мы видим небольшой флэшбек из прошлой жизни Моро, когда он, как следует из нового сюжета, занимался боями без правил.

Игла, 1988, фильм Рашида Нугманова с Виктором Цоем

Получается, раньше человек в очках продавал наркотики в подпольном бойцовском клубе, где Моро и мог его видеть. Однако в оригинальном фильме никаких боёв не было, поэтому такое объяснение не может нас удовлетворить.

Правильная версия

Но самым верным ответом, конечно, будет ответ режиссёра. Как многие уже догадались, изначально сюжет с человеком на дрезине был дольше, а личность странного персонажа была раскрыта полнее. Вот, что говорит сам Рашид Нугманов:

«Человек на дрезине – сборщик конопли. Я планировал снять начальный эпизод в Москве, на тусовке в чьей-то квартире, где один незнакомец предложил бы косяк Цою. Этого незнакомца должен был сыграть человек, позже появляющийся на дрезине. Цой бы отказался от косяка, вышел из квартиры и направился в сторону вокзала (собственно с прохода по переулку «в сторону вокзала» и начинается «Игла»). Эпизод в квартире я так и не снял, а человек на дрезине остался. Кстати, это был один из самых сложных эпизодов для съемки, поскольку Виктор никак не мог удержать смех. Большинство дублей оказались испорченными.

"Иглу" я предполагал начать сценой дома у Юфита в Питере, где в темной комнате народ курит бошетунмай и смотрит "Докторов-оборотней" Юфита. Вот с этой тусовки Моро и выходит на улицу и отправляется в сторону вокзала, чтобы урегулировать свои денежные проблемы в далекой Алма-Ате. В этой сцене и тот сборщик конопли впервые сталкивается с Моро, отказываясь продать ему косяк, потому что тому нечего предложить взамен. Потому-то он в сцене на Аральском море и кричит: "Папиросы есть? На Кэмел меняю! А ты меня не узнал?"

Игла, 1988, фильм Рашида Нугманова с Виктором Цоем

Но сцену у Юфита так и не сняли, смета и сроки не позволяли, а в моем стиле "открытой истории" она не была необходимой…» [1].

Разумеется, соглашаться даже с авторской версией вовсе не обязательно, ведь в хорошем кино каждый всегда видит что-то своё!

«Я старался максимально освободить фильм (сцены, диалоги, сюжет) от какой-либо символики, сделать его наподобие пустого сосуда, который каждый зритель мог бы заполнить собственной интерпретацией. И собственной символикой в том числе. Поэтому вы вправе истолковывать его миллионами способов» [1].

Источники

1. Комментарии к эпизодам "Иглы", Рашид Нугманов, сайт КУБ, 27.02.2006

Игла, 1988, фильм Рашида Нугманова с Виктором Цоем