Вверх

2017-10-16 05:55:58

Дмитрий Семенидо

20 лучших советских сериалов 80-х

Долгая дорогая в дюнах - советские сериалы 80-х

Начало «сериальной» эпохи в России принято относить к началу 90-х, когда появились первые заграничные «мыльные оперы» вроде бразильской «Рабыни Изауры» или мексиканских «Богатых» (тех, что всё время плакали). Однако в Советском Союзе были и свои телесериалы, и довольно неплохие. Конечно, по числу серий они вряд ли могли бы потягаться с «Санта-Барбарой», но зрительскую аудиторию собирали не меньшую! Сегодня мы поговорим о лучших отечественных сериалах и многосерийных фильмах, снятых в 80-е годы.

20. «Возвращение Будулая» (1985)

300 минут (4 серии по 75 минут)

«Возвращение Будулая» (1985)

В конце 70-х сердца советских женщин покорил молдавский актёр Михай Волонтир, исполнивший роль отважного прапорщика ВДВ в боевике «В зоне особого внимания» и свободолюбивого Будулая в фильме «Цыган». Мужественная внешность и благородная седина, фронтовое прошлое и житейская мудрость, сила и доброта – Будулай Романов, конечно, цыган, но он наш цыган, советский!

В сиквеле 1985-го года Будулай вернулся, но после подлой расправы у него (в лучших традициях бразильских мыльных опер) пропала память. Врачи не в силах ему помочь и уповают лишь на то, что когда-нибудь память вернется сама. Толчком к этому послужит неожиданная встреча с сыном Ваней и, конечно же, любовь! С помощью милиции Будулай отправляется на поиски преступников…

Основой для обоих фильмов послужила книга «Цыган» Анатолия Калинина - в годы войны корреспондента «Комсомольской правды», который по долгу службы провёл много времени в Донском казачьем корпусе. Помимо великолепной актёрской игры Михая Волонтира и Клары Лучко, исполнившей роль возлюбленной Будулая – Клавдии, фильм запомнился своими лирическими песнями (Будулай играет не на цыганской, а на русской семиструнной гитаре) и щемящей фортепианной темой!

19. «Долгая дорога в дюнах» (1980-1981)

439 мин (7 серий по 62 минуты)

«Долгая дорога в дюнах» (1980-1981)

В Советском Союзе Прибалтика была «уголком Европы», а поездка туда на отдых приравнивалась к поездке за рубеж. Средневековая архитектура, опрятные хутора и какой-то иной жизненный уклад приятно отличали эти республики от остальных и потому в Риге, Вильнюсе и Таллине традиционно снимали Европу: Париж для «Трёх мушкетёров», Лондон в «Приключениях Шерлока Холмса», Берлин в «Семнадцати мгновениях весны», Кремону для «Визита к Минотавру» и просто средневековье («Три толстяка», «Город мастеров» и др.). А из-за своей «арийской» внешности прибалтийские актёры в советских фильмах традиционно играли немцев (в основном, фашистов) и других иностранцев (в основном, шпионов).

Действие фильма начинается в довоенной Латвии. В основу сюжета положен классический любовный треугольник: дочь деревенского старосты красавицу Марту Озоле (Лилита Озолиня) любят сразу два парня: сын рыбака Артур (Юозас Киселюс) и сын фабриканта - немец Рихард (Ромуальдас Раманаускас). В полном соответствии с советской идеологией, Артур, как представитель пролетариата, положительный персонаж, а Рихард, относящийся к буржуазии – отрицательный.

По каноническому для всех мыльных опер сюжету, Марту выдают замуж за богатого Рихарда, но ребёнка она ждёт от Артура. Вместе с мужем Марта переезжает в фашистскую (но пока ещё дружественную СССР) Германию, в то время, как в Латвии к власти приходят коммунисты…

«Долгая дорога в дюнах» (1980-1981)

От классических военных фильмов советской поры «ДДД» отличает неповторимый колорит: сосновые леса, балтийские пляжи, экзотические имена, а также другая, хоть и местами очень похожая на нашу, жизнь. Местом для съёмок сельской жизни режиссёр Алоиз Бренч (один из немногих прибалтийских режиссёров, имевших всесоюзную славу) выбрал хутор Витрупе, где прошло его детство.

Несмотря на изрядную долю пропаганды, фильм затрагивал темы, о которых было не принято говорить в советском кино: расправы фашистов над евреями, службу латвийской молодёжи в войсках Вермахта, послевоенных «лесных братьев» и высылку в Сибирь неблагонадёжных граждан прибалтийских стран. Из-за своей реалистичности, в СССР фильм считался «условно диссидентским», а в нынешней Латвии – «российской пропагандой».

Как и в прошлой ленте, в ДДД было много замечательной музыки (композитором фильма был сам Рауманд Паулс), но больше всего всем запомнилась грустная колыбельная «Сверчок за стенкой», которую исполнила актриса Валентина Талызина, озвучивавшая Лилиту.

18. «ТАСС уполномочен заявить…» (1984)

700 мин (10 серий по 70 мин)

«ТАСС уполномочен заявить…» (1984)

Этот политический детектив был снят по сценарию главного советского «детективщика» Юлиана Семёнова, к тому времени уже имевшего всесоюзную славу благодаря Штирлицу, майору Вихрю и Петровке 38. Однако, по мнению многих критиков, именно «ТАСС» - его самый главный шедевр!

Фраза «ТАСС уполномочен заявить» была знакома всем советским гражданам — эта стандартная формулировка Телеграфного Агентства Советского Союза регулярно использовалась при оглашении официальной точки зрения советского руководства. Для политического детектива 80-х она подходила как нельзя кстати!

Несмотря на то, что снимался фильм ещё при Андропове, в нём есть масса тем, характерных для уже следующей, перестроечной эпохи: бегство из Союза, предательство Родины, пьянство, неумелость в экономических вопросах, отсутствие резко отрицательной картины западной жизни…

Сюжет закручен вокруг вымышленной африканской страны Нагонии, где, в очередной раз столкнулись интересы СССР и США. В столице соседнего Тразиленда, где режим был капиталистическим, работают агенты ЦРУ, цель которых – сместить просоветский режим Нагонии и установить военную хунту генерала Огано.

«ТАСС уполномочен заявить…» (1984)

КГБ становится известно, что в Москве работает агент ЦРУ под кодовым именем Трианон (Борис Клюев), который добывает для американцев сведения по «африканскому вопросу». Операцией по его выявлению руководит генерал Константинов (Вячеслав Тихонов). Тем временем, в Африку вылетает сотрудник КГБ Славин (Юрий Соломин), который должен разобраться в ситуации на месте…

Отдельно хочется отметить игру очаровательной Эльвиры Зубковой, сыгравшей Пилар - любовницу Глэбба (Вахтанг Кикабидзе) - заместителя резидента ЦРУ в Тразиленде.

В годы Перестройки и «лихие» 90-е, когда «акулы капитализма» из заклятых врагов стали «западными партнёрами», фильм не показывали, из-за чего сегодня он незаслуженно забыт. Да и с падением нефтяных цен СССР стало уже не до помощи Нагониям. А между тем, он не утратил своей актуальности - глядя его современным взглядом, невольно отмечаешь, как похоже разворачиваются события на новом витке истории…

17. Анна Павлова (1983)

265 мин. (5 серий по 53 мин)

Эта историко-биографическая драма молдавского режиссёра Эмиля Лотяну повествует о «белом лебеде» русского балета - Анне Павловой (1881-1931) и её непростом жизненном пути. В съёмках участвовали актёры, режиссеры и продюсеры со всего мира! Например, Виктора д’Андре играет знаменитый голливудский актёр Джеймс Фокс, а одним из продюсеров был никто иной, как Мартин Скорсезе, также сыгравший небольшую роль.

Анна Павлова (1983)

В главной роли Лотяну снял свою юную супругу Галину Беляеву, чей дебют в его предыдущей картине «Мой ласковый и нежный зверь» принёс ей всесоюзную славу и прозвище «русской Одри Хёпбёрн». Выпускница Воронежского хореографического училища, Беляева блестяще сыграла эту роль (хотя совсем без дубляжа всё же не обошлось)!

- Это госпожа Егорова, браво!
- Но я не Егорова, я Павлова.
- Не важно, всё равно браво! Господа, это госпожа Егорова!

Роль хореографа Фокина исполнил необыкновенно популярный тогда Сергей Шакуров (к слову, на Фокина совсем не похожий). Очаровательная Наталья Фатеева прекрасно сыграла ещё одну звезду российского балета – Матильду Кшесинскую, личность которой недавно вновь привлекла внимание общественности, благодаря одноимённому фильму Алексея Учителя.

«Анна Павлова» - это не фильм-балет и даже не фильм про балет, это кино-памятник женщине – той, что дарила свой душевный свет посредством танца. Он о женственности и о профессионализме самого высокого класса, в ущерб которому была положена жизнь героини. О том, как идти вперёд, оставаясь сильной, несмотря на жизненные драмы, о служении любимому делу, о непростой судьбе русских людей на чужбине!

«Техника – это всего лишь ноги, а балет - это душа»

В 1984-м году «Анна Павлова» номинировались на Государственную премию СССР, однако не получила её, по слухам – из-за идеологических соображений (Анна Павлова была эмигранткой, а значит, «оставила Родину в тяжёлый для неё час»). Однако в том же году картина получила главный приз за лучший совместный фильм и приз за значительный вклад в киноискусство на Международном Кинофестивале в Оксфорде.

16. Вход в лабиринт (1989)

345 мин (5 серий по 70 минут)

Великолепный 5-серийный фильм, снятый по роману братьев Вайнеров «Лекарство для Несмеяны». На фоне типовых советских детективов (да и современных ментовских драм) он выгодно выделяется налётом научной фантастики и параллельной линией, действие которой происходит в Средние века, что роднит его с другим известным детективом 80-х – «Визит к Минотавру», тоже снятом по книге Вайнеров.

Вход в лабиринт (1989)

Сюжет закручен вокруг вымышленного препарата «метапроптизола», который за рубежом называют «лекарством против страха». Официально его ещё не изобрели, но фактически с его помощью злоумышленники уже отравили участкового милиционера Позднякова, похитив его табельное оружие и документы, используя которые, они теперь совершают преступления. Изобретатель препарата Лыжин (Борис Романов) – замкнутый и чудаковатый, как и положено гению.

Его оппонент – успешный карьерист Панафидин (Ивар Калныньш). В ходе следствия, постепенно раскрывается конфликт двух гениев, который становится третьей сюжетной линией.

Для этого надо быть в математике Лобачевским, в физике — Эйнштейном, а в химии — Либихом. У вас есть на примете Либих?

Параллельно раскручивается повествование о жизни и трагической судьбе швейцарского врача и философа Парацельса – великого реформатора медицинской науки и практики XVI века.

Вход в лабиринт (1989)

Роль молодого следователя Муромцева в элегантном кожаном пиджаке исполнил любимец советских женщин Игорь Костолевский, лучший актёр 1986-го года по версии «Советского экрана». В отличие от другого вайнеровского персонажа Глеба Жеглова, он мягок и интеллигентен, но дело своё знает хорошо - это скорее Володя Шарапов 80-х, чьё главное оружие не табельный револьвер, а интеллект (и конечно обаяние).

От первой экранизации «Лекарства против страха» 1978-го года, где не было отсылок в Средневековье, и на первом месте был детективный сюжет, «Лабиринт» выделяет отменная прорисовка характеров – благо, в рамках сериала экранное время это позволяло. Кроме того, создатели фильма перенесли действие из 70-х в поздние 80-е.

Из пустой бутылки можно выдавить ещё сорок капель!

В фильме есть иномарки, герои смотрят матч 1986-го года, вот только рэкетиров именуют по старинке «разгонщиками» да и показательное осуждение тунеядца и «фарцовщика» Чебакова более напоминает детективы застойной поры. В конце 80-х проблемы были уже совсем другие...

Несомненным украшением «Лабиринта» стала музыка, написанная замечательным советским композитором Эдуардом Артемьевым, однако если прислушаться, в финальных титрах каждой серии можно узнать тему из мини-сериала «Визит к Минотавру». А мрачноватая мелодия из вступления украсила бы любой ужастик!

И, тем не менее, не все критики оценили этот фильм по достоинству. Распространено мнение, что «Вход в лабиринт» был попыткой повторить успех «Визита к Минотавру» (который, как известно, жил в лабиринте) в погоне за рейтингами, а перенос сюжета в 80-е убил в нём остатки динамизма.

«Вход в лабиринт» стал последней экранизацией братьев Вайнеров. В 90-е их пути разошлись: Аркадий остался в Москве, Георгий переехал в США. Оба до наших дней не дожили.