Вверх

2016-12-25 06:57:31

Дмитрий Семенидо

Новый год в Русской и Советской традиции

31 декабря Новый год

Новый год – пожалуй, самый волнительный праздник года! В это время случаются настоящие чудеса, а под ёлкой появляются подарки! Запах ёлки и мандаринов, салат оливье и шпроты, Голубой огонёк и президентское поздравление под бой курантов и грохот тысяч пробок от шампанского по всей стране! Так отмечают Новый год сегодня миллионы россиян. Но какова история этого праздника? Каким был Новый год 50, 100, 200 лет назад? Сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие во времени, чтобы узнать истоки современных новогодних традиций!

Славянские корни Деда Мороза

Дед Мороз (чаще просто Мороз или Студенец) у славян не дарил подарков, его образ был скорее отрицательным. В дошедших до нас сказках Мороз описывается как старичок с белой бородой, закутанный в шубу, который «на ёлке потрескивает, с ёлки на ёлку поскакивает да пощёлкивает», усиливая зимнюю стужу. В народных поверьях, собранных этнографами XIX века, он ворует и морозит детей – отголоски этих поверий нашли отражение в русских народных сказках. Не случайно имя персонажа происходит от того же корня, что и «мор», «мрак», «мерзкий».

Языческий бог мороз

Чтобы задобрить этого злого духа, на зимних народных праздниках ему готовили кушанья – кисель, кутью или блины, которые выставляли на подоконник, как бы приглашая Мороза к столу. В некоторых деревнях еду для Мороза бросали в колодец – символическую дверь в оборотный мир.

«Мороз, иди кутью есть. А летом не бывай, хвостом не виляй, а то буду пугой сечь»

Этот обычай «кликанья Мороза» восходил к древнейшим славянским культам почитания умерших предков, которых вызывали с того света точно так же (кутья – традиционная поминальная еда) и потому воспринимался церковью, как спиритизм - общение с потусторонним миром, а значит нечто вопиющее, подлежащее искоренению.

Можно предположить, правда, с большой осторожностью, что повторяющийся мотив увода девушек в холодный зимний лес, встречающийся в сказках народов мира (например, Морозко или «Госпоже Метелице» братьев Гримм), сохранил отголоски древнего культа, когда в лес приводили символическую невесту для зимнего духа с целью задобрить его на будущее лето. В сказке, записанной Александром Афанасьевым, отец оставлял свою дочь Марфушу в лесу, чтобы выдать замуж за Морозко…

В середине XIX века Мороз стал литературным персонажем – в сборнике Владимира Одоевского «Сказки дедушки Иринея» (1840 год) был Мороз Иванович, живший в ледяной стране, вход в которую был через колодец. Ещё одного полуфольклорного персонажа – Мороз Красный Нос мы встречаем в одноимённой поэме Некрасова. Символом Рождества Дед Мороз станет лишь в ХХ веке.

Щедрец, Васильев День и Новый год

Новогодним праздником 31-е декабря стало далеко не сразу. В славянской традиции в этот день отмечался Щедрец или Щедрый вечер, завершавший первую часть Святок. В этот вечер девушки гадали на суженного, а дети «щедровали» по домам, распевая песенки в обмен на сладости.

Хто ни дасть хлеба — быка из хлева!
Хто ни дасть пирага — карову за рага!

(Народный фольклор)

Популярными персонажами щедровок были волк и коза, чью символическую свадьбу отмечали в этот день на народных гуляниях.

Современная православная церковь активно борется с «заморским» Хэллоуином, как с «бесовским» праздником, однако даже самые жуткие заграничные костюмы ведьм, вампиров и зомби, продаваемые через Интернет, не идут ни в какое сравнение со славянскими масками и костюмами медведей, козлов, волков и журавлей, в которые наши предки наряжались на Святки!

Хэллоуин? Нет, Святки!

Вывернутые наизнанку овичинные тулупы, бороды из соломы, измазанные сажей лица, лица, закрытые тряпками, напоминающими саван и страшные рогатые маски смогли бы дать фору любому зомби! Ряженые щедруны в жутких масках представляли не себя, а души умерших предков. Считалось, что в самую тёмную ночь года нечистая сила может выбираться на поверхность и проявляться в мире живых... Также известными святочными персонажами были Щадрец или Щедра – парень, переодетый девушкой и Дед – зимний дух, один из прообразов Деда Мороза. Вот только подарки он не дарил, а принимал. Давая ряженным пищу и подарки, живые как бы задабривали мертвецов.

Святки коза село костюмы

Но несмотря на то, что эти святочные традиции исходили не с католического Запада, а были самыми что ни на есть родными, церковь клеймила их с не меньшей яростью, называя «нощными плещеваниями», «бесчинными говорами», «бесовскими плясаниями» и «еллинским беснованием». Особенно вопиюще выглядел обряд «вождения козы», которая в православной культуре считалась воплощением чёрта! На самом же деле, она должна была наоборот - отпугивать нечистую силу. Повстречав на тёмной зимней улице ряженых - праздничную процессию с факелами, в рогатых масках, звеняющую бубенцами, распевающую щедровки, деревенские попы начинали неистово креститься!

В день Щедреца православная церковь установила день памяти святого Василия, в результате, праздник стал зваться «Васильевым вечером». В этот же день отмечался день святой Мелании, и в ряде мест (в особенности на Украине) Щедрец также звался «Меланкой». В свою очередь, католическая церковь установила на 31-е декабря день памяти святого Сильвестра, из-за чего словаки и поляки называют Щедрец «Сильвестром».

К смене лет Щедрый вечер не имел никакого отношения, ведь до XV века в России его отмечали 1 марта, как и положено по Юлианскому календарю.

Колядки костюмы коза праздник

В 1492-м году, при Иване III, Новый год (его тогда называли красивым словом «Новолетие») был перенесён на 1 сентября – день выплаты даней, пошлин и оброков, очевидно, для удобства ведения средневековой бухгалтерии. Празднование Новолетия совпровождалось торжественным новогодним молебном. А вот зимние праздники были намного веселее – святки длились от Рождества до Крещения (с 24 декабря по 6 января). В этот период проходили массовые народные гуляния, колядования, гадания, катания на санях и пиры!

Только при Петре I с 1700-го года празднование Новолетия было перенесено на 1 января – на европейский манер, правда, по юлианскому календарю. В результате, ещё не одно поколение россиян отмечало Новый год дважды – и 1 сентября, и 1 января!

Выходным днём в России новогодний праздник стал только с 1897-го года. Закон «О продолжительности и распределении рабочего времени в заведениях фабрично-заводской и горной промышленности» объявил 1 января нерабочим.

Ёлочка зажгись!

Падал прошлогодний снег

«Что же это за Новый год и без ёлочки?»

(из м/ф «Падал прошлогодний снег»)

Сегодня Рождество во всём мире просто немыслимо без ёлки, однако традиция эта сравнительно молодая. Когда мы говорим о том, что нам не нужны чуждые «иностранные обычаи», важно не забывать о том, что и новогодняя ёлка, которую мы привыкли наряжать на самый главный праздник в году – это как раз тот самый иностранный обычай, не имеющий ничего общего с нашими исконными традициями.

Более того, в славянской культуре ель прочно связывалась со смертью, что отпечаталось в дошедшей до нас старинной поговорке:

«В березовом лесу — веселиться, в сосновом — Богу молиться, а в еловом — удавиться».

Вместе с осиной, тополем, черёмухой и ивой ель считалась «нехорошим» деревом, как сейчас сказали бы, «деревом-вампиром», и о том, чтобы вносить ёлку в жилой дом не могло быть и речи!

Christmas tree branches Saturnalia

В дохристианском мире почитание деревьев имело важное значение. И это была не просто суеверная фетишизация всего и вся – в культуре самых разных народов Вселенная представлялась в виде большого Мирового дерева. Наши предки-славяне почитали дуб (он считался деревом Перуна), а также берёзу и вербу. Распространяя новую веру, христианские миссионеры первым делом вырубали священные рощи, поклонение которым они считали язычеством.

И рождественская ель изначально тоже была своеобразным языческим ритуалом, внезапно проступившим в лютеранской Германии. Сейчас уже трудно установить его истоки, мы знаем лишь то, что вечнозелёное растение символизировало вечную жизнь. В Древнем Риме в период языческого праздника Сатурналий (отмечаемого в конце декабря в честь бога плодородия Сатурна), позднее заменённого Римской церковью Рождеством, дома украшались венками из вечнозелёных растений.

Christmas tree Martin Luther

Изначально ель украшали в лесу, привязывая к её ветвям цветные тряпочки и фигурки, после чего под ней совершались ритуалы, целью которых было, вероятно, всё то же задобрение зимней стихии на будущее лето. Вечнозелёная еловая хвоя напоминала о лете, когда «уснувший» на зиму бог солнца был ещё силён. Само слово сочельник - в немецком «Weihnachtsabend» дословно означало «день ёлки». Со временем, стало считаться хорошей приметой приносить наряженную ель домой. Христианские традиции, наложившиеся на древние обычаи, вложили в них новый смысл – ель стали называть «рождественским деревом», «христовым деревом» и «деревом Клауса», то есть, святого Николая. Первое документальное упоминание об установке рождественской ели зафиксировало её в 1510 году в Риге, на тот момент немецком городе, в канун Рождества. Наряжал ёлку и Мартин Лютер (считается, что именно он первым зажёг на ёлке свечи). Постепенно из протестантской традиция стала общеевропейской и вместе с другими новшествами пришла и в нашу страну!

Рождество Россия Ёлка

Однако прижилась она далеко не сразу. В стране, где ель считалась «деревом смерти» наряжать её не спешили. Лишь по специальному распоряжению Петра I хвойными веточками стали украшать ворота домов и образа икон в святочную неделю – и то, лишь в столичных Москве и Петербурге. В домах ёлки ставили лишь немцы.

Несмотря на всю свою любовь к европейским обычаям, даже сам Петр I не ставил ёлку на Рождество. Первая ель в императорском дворце была наряжена лишь в 1817-м году по инициативе великой княгини Александры Фёдоровны, супруги Николая I, урождённой прусской принцессы. Но даже в начале 40-х годов XIX века ёлка в русской литературе ещё называлась «немецким обычаем». Лишь в рассказе Ф. М. Достоевского «Ёлка и свадьба» 1848 года рождественское дерево описывается уже как нечто само собой разумеющееся.

Первая публичная ёлка в России была установлена в Петербурге в 1852-м году в павильоне парка Екатерингоф, что положило начало установке елей в общественных местах - залах дворянских собраний, офицерских и купеческих собраний, клубах, театрах и других местах. Но за пределами города, в деревнях и помещичьих усадьбах ещё долго продолжали отмечать только святки…

Рождество Россия Ёлка

Во второй половине XIX века рождественская ёлка становится статусным предметом – знаком приобщённости к европейской культуре. Празднования ёлок, имевшие большой зрительный эффект, стали обязательными в высшем обществе.

Время от времени, церковь сдержанно напоминала о том, что обычай этот не русский и языческий, но ёлку ставил сам император, и потому звучало это совершенно неубедительно!

Постепенно ёлочка прижилась и в домах простых людей. А народная фантазия быстро нашла объяснение новому обряду: «нечистая сила придёт в дом, начнёт считать иголочки на ёлке и собьётся», «когда Маринка и Осип бежали от злого царя Онтипы, все деревья отворачивали от них свои листья и лишь ёлочка дала им приют под своими ветвями».

К началу XX века в российских городах работала мощная индустрия всевозможной рождественской продукции: ёлочных игрушек, открыток, хлопушек, сладостей и украшений. Глядя на дореволюционную рождественскую игрушку, нельзя не отметить её высокое качество, которым не могли похвастаться даже советские ёлочные украшения, выпущенные полвека спустя!

Православный Дед Мороз

Рождественская дореволюционная открытка

До самой Революции в императорской России прекрасно уживалось сразу несколько новогодних традиций – высший свет, как европеизированная часть общества, собирался на балы-маскарады с фейрверками и ёлками, в то время, как простой деревенский люд продолжал отмечать Васильев день и колядовать! С 24 декабря до 6 января в городах и больших деревнях ставились балаганы, карусели, а также катки, ледяные дворцы; цирки-зверинцы с учёными медведями, лотереи, пантомимы, спектакли, танцевальные вечера, народные и духовые оркестры...

Постепенно, вместе с модой на ёлку, родился и новый образ Деда Мороза – как рождественского персонажа. Его внешнее сходство с европейским Сантой Клаусом на дореволюционных рождественских открытках (в частности, красная, а не синяя шуба) - своего рода ребрендинг, который происходил не без участия Православной церкви для вытеснения старого образа Мороза – народного, языческого, новым - христианским. Санта Клаус ассоциировался прежде всего со святым Николой Угодником и потому вполне годился для замещения «нехороших» культов.

Поэтому когда сегодняшние поборники «традиционных ценностей» говорят о том, что «американский Санта Клаус не заменит нам Деда Мороза», они даже не подозревают о том, что «наш» Дед Мороз и есть тот самый Санта Клаус, ведь подлинный Мороз ни к Рождеству, ни к Новому году, отношения не имел!

Официальным рождественским персонажем Дед Мороз стал только в 1910-м году, всего лишь за семь лет до Революции…

Снегурочка

Статирик Михаил Задорнов

«Санта Клаус - фригидное, бездетное финское существо, у которого даже внучки нет»

(из выступлений Михаила Задорнова)

Состоящая из одних клише, эта фраза сатирика полна ошибок. И главная из них заключается в том, что у Деда Мороза не было внучки.

Персонаж Снегурочки – ожившей девушки, слепленной из снега, очень трагичный, отражавший невозможность перехода из мира мёртвых в мир живых, был вполне самостоятельным и дошёл до нас благодаря фольклористу Александру Афанасьеву и более поздней пьесе Александра Островского. Именно в ней Снегурочка впервые называется дочкой (а не внучкой!) Мороза, а её матерью была… Весна-Красна!

Снегурочка Перов

Судя по всему, корни Снегурочки очень глубокие - под разными именами она встречается в фольклоре разных народов. Снегурушка, Снежевиночка… У немцев она звалась «Schneekind». И если Санта Клаус – это немецкий Дед Мороз, то нам придётся признать, что своя Снегурочка была и у Санты!

Выстрел в Деда Мороза

Трагические события Первой мировой войны сделали ёлки скромнее – стране было не до веселья, да и начавшиеся перебои с продуктами не позволяли праздновать Рождество с прежним размахом. Из-за погромов позакрывались немецкие лавки с куклами и игрушками, теперь ёлочные украшения делали сами – из ваты и картона.

Сборник Ёлка, 1917 год

Но и Революция далеко не сразу положила конец празднованию Рождества. В страшные дни декабря 1917-го года по инициативе писателя Максима Горького и художника Александра Бенуа для детей была издана подарочная книжка «Ёлка» со сказками русских писателей, украшенная иллюстрациями лучших художников.

В феврале 1918-го года, Россия перешла на Григорианский календарь, однако Православная Церковь продолжала жить по устаревшему Юлианскому – как более традиционному. В результате Рождество оказалось «позади» Нового года и стало приходиться на 7 января нового календаря, а рождественский пост оказался в самой гуще новогоднего застолья! Так возник несуразный праздник – Старый Новый Год, само название которого звучало как парадокс.

Он не был совсем уж бесполезным, ведь его наличие позволяло соблюсти рождественский пост. Некоторые считают Старый Новый Год православным Новым годом, но «новолетие» Русская Православная Церковь до сих пор отмечает 1 сентября - то есть 14 сентября по новому стилю! На день же Старого Нового года приходятся Обрезание Господне и всё тот же Васильев день. Тогда же отмечается и Щедрун, до сих пор не забытый в некоторых городах и деревнях России, Беларуси и Украины.

Удивительно, но вплоть до 1929-го года Рождество в СССР продолжало оставаться выходным днём, причём отмечалось оно по Григорианскому календарю - 25 декабря! Признанная большевиками обновленческая церковь вслед за Россией перешла на Григорианский календарь. Таким образом, ранние советские годы – единственный период, когда Россия отмечала Рождество вместе со всем остальным миром!

Конечно, прежние религиозные, а также буржуазные традиции Советская власть не одобряла.

Валентин Горянский поэт

***
Тот, кто ёлочку срубил,
Тот вредней врага раз в десять,
Ведь на каждом деревце
Можно белого повесить!

(В. Горянский, 1919)

Первая попытка ещё пока не отменить, а заменить Рождество была предпринята в 1922-м году. На 25-е декабря, которое продолжало оставаться выходным днём, были назначены «комсомольские святки» или «комсвятки», на которых читались доклады, разоблачающие подлинную природу Рождества, ставились театрализованные шоу, высмеивающие «поповские» традиции, а в рабочих клубах отмечалась «комсомольская ёлка».

безбожники

В популярной форме религиозные предрассудки разоблачала и новая газета «Безбожник», выпускаемая Союзом воинствующих безбожников.

По степени своего цинизма антирелигиозные каррикатуры «Безбожника» запросто могли бы потягаться со знаменитым французским изданием Charlie Hebdo - чего только стоил один Чемберлен, целующийся с Иисусом!

Хроники «Безбожника»

Персонаж Булгаковского романа «Мастер и Маргарита» - поэт Иван Бездомный был как раз одним из таких авторов, которые имели тёплое место в МАССОЛИТЕ за свои антирелигиозные поэмы. Но советский народ продолжал хранить верность традициям и несмотря на все поэмы продолжал отмечать Рождество!

Если бы мы взяли советский календарь ещё за 1928-й год, то с удивлением обнаружили бы, что выходными днями в Стране Советов были не только традиционные 1 мая и 8 марта, но и 14 апреля – Страстная суббота, 16 апреля – 2-й день Пасхи, 24 мая – Вознесение, 4 июня – Духов день, 6 августа – Преображение и 25, 26 декабря – Рождество! Для них был придуман термин «особые дни отдыха».

Демьян Бедный поэт

***
Под «Рождество Христово» в обед
Старорежимный ёлочный дед
С длинной-предлинной такой бородой
Вылитый сказочный «Дед-Мороз»
С ёлкой под мышкой саночки вёз,
Санки с ребёнком годочков пяти.
Советского тут ничего не найти!

(Демьян Бедный, 1928)

«Контрольный выстрел» по Деду Морозу был произведён в канун нового 1929-го года. Рождество впервые было объявлено обычным рабочим днём, а по улицам отправились специальные патрули, которые заглядывали в окна на предмет выявления праздничных украшений. В отдельных случаях, учителя, которые осмеливались порадовать детей новогодней ёлкой привлекались к суду за попытку поджога школы!

Конечно, советские люди и тогда не перестали отмечать Рождество. Помогла и народная смекалка, нераз выручавшая наш народ из беды! Чтобы патруль не поймал с ёлкой на улице, её распиливали на несколько частей, проносили в сумке или мешке, а дома вновь собирали. А чтобы наряженная ёлка не была видна из окна, её ставили за занавеску.

Агитация атеист новый год ёлка

24 сентября 1929 года вышло постановление СНК СССР «О рабочем времени и времени отдыха в предприятиях и учреждениях, переходящих на непрерывную производственную неделю», сообщавшее, что «в день нового года и дни всех религиозных праздников (бывших особых дней отдыха) работа производится на общих основаниях».

Но так как праздновать Рождество жители СССР упорно не прекращали, рано или поздно, советская власть осознала – то, что невозможно запретить, нужно возглавить!

Пролетарский Новый год

28 декабря 1935 года член Президиума ЦИК СССР Павел Постышев опубликовал в газете «Правда» письмо, где предлагал организовать для детей празднование Нового Года.

Павел Постышев

«Следует этому неправильному осуждению ёлки, которая является прекрасным развлечением для детей, положить конец!»

(Павел Постышев)

Разумеется, письмо было лишь предлогом, и инициатива исходила с самого верха. По всей стране начинают организовываться праздничные мероприятия с использованием «переосмысленной» рождественской атрибутики, обращённой в новую, новогоднюю.

Однако реабилитация Деда Мороза наступила не сразу. Только в январе 1937 года Дед Мороз со Снегурочкой впервые приветствовали гостей на празднике в московском Доме Союзов. Причём первые советские Снегурочки не были взрослыми, в них наряжали маленьких девочек – так их рисовали и на первых советских новогодних открытках!

ёлка СССР Колонный зал Дома Союзов

Подобно тому, как в своё время Православная церковь заменила Щедрец днём святого Василия, советская власть заменила Рождество праздником «Пролетарского» Нового года, в который перешла часть Рождественских традиций – ёлка, подарки, Дед Мороз и Снегурочка! Так Советской власти удалось то, что не удавалось достичь самыми строгими запретами и пропагандой – Рождество навсегда перестало быть главным зимним праздником россиян, и в народном сознании его прочно заместил Новый год!

Советский Дед Мороз никого не морозил и не наказывал, он был добрым. Он дарил подарки детям, водил с ними хороводы и читал им стихи. Отделённый от Рождества, Дед Мороз был политически надёжным и на плакатах 30-х годов часто изображался с томиком «Истории ВКПб» в руках, а на ёлочных шарах, выпускаемых советской промышленностью, рисовались портреты членов Политбюро…

Главная ёлка страны традиционно проводилась в Кремле, а на советских новогодних ёлках вместо семиконечной рождественской звезды, которая когда-то привела волхвов в Вифлеем, стало принято водружать пятиконечную красную звезду – подобную тем, что на кремлёвских башнях.

Шли годы, и «пролетарский» Новый год стал общенародным – таким, каким он запомнился нам – с шампанским, шпротами, мандаринами и салатом оливье. И с неизменной ёлочкой, на которой сияла красная звёздочка!