Вверх

2016-01-30 05:52:09

Дмитрий Семенидо

Куку руку - это чудо!

Совсем недавно на полки российских супермаркетов вернулось почти забытое лакомство из 90-х - шоколадная вафля «Куку руку» (греч. «κουκου ρουκου» - «полный ералаш»), реклама которой в своё время практически не смолкала на ТВ! В отличие от остальных снэков, она продавалась с яркими вкладышами-наклейками, которые российские дети с увлечением собирали, в надежде выиграть путешествие. Как это было, и чем она стала вы узнаете прямо сейчас!

Кусочек истории

В конце 91-го года, когда экономический кризис в СССР достиг своего апупея и апупеоза, и в дефиците было уже буквально всё — от сахарного песка до туалетной бумаги, реформы Егора Гайдара распахнули двери советского рынка. На ещё недавно пустые полки магазинов ровными рядами легли импортные товары в ярких упаковках, а эфиры центральных телеканалов, на которых до этого часами крутили балет «Лебединое озеро», заполнила реклама.

Очередь за дефицитом

Доверчивые советские граждане, свято убеждённые, что всё импортное априори лучше, чем отечественное (а в большинстве случаев, так оно и было), рекламе верили и охотно раскупали заморские новинки: шампунь «Видал-сасун», шоколадку «Фрут энд Нат» и напиток «Херши-Кола». Если, конечно, у них были деньги, ведь из-за инфляции цены росли каждый день, а вот зарплаты не очень.

Тогдашняя реклама ещё не была адаптирована для России — некоторые ролики крутили без перевода или с дубляжом самих же производителей с чудовищным амэйыканским акцэнтоум. Первые российские рекламные агентства поначалу занимались тем, что делали заморские ролики ближе к постсоветскому народу, который, живя в полной нищете, тихо офигевал от роскошной жизни на экране. Одним из «шедевров» тогдашнего телевизионного маркетинга стала реклама «Куку руку», которую крутили настолько часто, что даже сегодня забыть её просто невозможно!

Не вафли, а чудо!

Первым рекламным роликом «Куку руку» был довольно примитивный мультик, в котором двое детей-альбиносов, словно сошедшие с обложки атласа «Мир и человек», получают свалившиеся на них из космоса вафли. Радостно покусывая вкусняшки, они бегут по родной деревне, собирая за собой толпу, в то время как из кустов за ними наблюдают кобра, лось и (о ужас!) розовая акула.

В конце появляется мамаша с лицом андроида, которая механически подмигивает детям и раздаёт новую порцию вафель. Вот и всё, ничего особенного, если бы не песенка:

Куку руку - это чудо
Лучшее из всех на свете!
Это сладкое названье
Дарит праздник и веселье!
Это дешево и вкусно,
Это чудо кука-рука.
Подарите встречу с нею
Мама, папа поскорее!

Разбуди сегодня среди ночи солидного банковского служащего или даже генерального директора крупного сырьевого холдинга, чьё детство пришлось на 90-е, и он без запинки пропоёт эту песенку от начала до конца! Она была такой сладкой, что могла заставить почувствовать вкус почти физически! Во всяком случае, гормон радости («это сладкое названье дарит праздник и веселье») был обеспечен!

Но если вслушаться, текст очень символичный. Во-первых, маленькая вафелька преподносится в нём как «чудо, лучшее из всех на свете», что автоматически переносило её из класса кондитерских изделий в абстрактный класс «чудес» и «удовольствий». Люди платили не за вафлю, а за чудо, убеждали себя, что оно произошло!

Куку Руку

Во-вторых: «это дёшево». В наши дни слова «я хочу подешевле» воспринимаются, как признак жадности и считаются дурным тоном. Однако в начале 90-х, когда половина взрослых работала за гроши, а другая вообще сидела без работы, это было крайне актуально. Реклама пыталась убедить полунищих людей, что «чудо» могут себе позволить даже они, фактически натравливая детей на собственных родителей словами: «подарите встречу с нею мамы, папы поскорее».

Реклама лгала. Удовольствие «Куку руку» было совсем не дешёвым. Крохотная вафелька, весом 25 граммов стоила целых 200 неденоминированных рублей! В стране, где человек, получавший сто басков в месяц, считался богачом, большинство родителей могло побаловать чадо таким лакомством только раз в месяц — в день получки.

Вообще вафли никогда не были любимым лакомством советских детей. В Союзе их выпускали слишком сладкими, они не хрустели и, к тому же, редко продавались свежими. Другое дело «Куку руку»! Авторитет того, кто ест не просто вафли, а те, что рекламируют по телевизору, пьёт лимонад «Вимто» из банки, а не «Байкал» из бутылки, моет голову «Видал Сосуном», а не шампунем «Хвойный», возрастал многократно, ведь такой человек сразу становился приобщённым к цивилизации! Примерно так выглядят сегодня взрослые обладатели айфонов в компании друзей с андроидами: просто дети стали старше!

Бинго!

Логотип Bingo

Производитель чудо-вафель - афинская кондитерская фирма «Bingo S.A.», основанная в 1970-м году. Её логотип мелькает в старых рекламных роликах. В самой Греции Куку-руку появилась ещё в начале 80-х. И благодаря агрессивной рекламе и ярким наклейкам, она быстро завоевала популярность!

В 1993-м году фирма Bingo вошла в Tottis Group - одну из самых успешных бизнес-структур в Греции. Выход на рынок бывших соцстран позволил фирме резко нарастить прибыль.

В 92-м году «Куку руку» сделала очень ловкий маркетинговый ход, став спонсором программы «Спокойной ночи, малыши» - самой рейтинговой на тот момент детской передачи, что гарантировало, что каждый день рекламу посмотрит несколько миллионов детей. Если хотя бы каждый сотый из них на следующий день вынудил родителей купить ему вафельку, прибыль фирмы росла бы в геометрической прогрессии!

Наклейки

Наклейки Koukou Roukou

Конечно, гораздо дешевле было купить в ближайшем гастрономе килограмм хороших отечественных вафель. Но товарищччч! Кому нужны эти ваши вафли? «Куку руку» покупалась не ради вафель, а ради наклейки! Да, именно из-за них, идея «Куку руку» приносила настоящие сверхприбыли! Такому простому (и главное честному) способу отъёма денег позавидовал бы и Остап Бендер!

Постсоветским школьникам, чьё детство прошло в серой совковой действительности, всякие комиксы, обёртки и наклейки помогали хоть как-то раскрасить жизнь! В начале 90-х, когда китайских хороших наклеек ещё не продавалось, а советские переводные картинки уже вымерли как вид, многие наклеивали на обложки тетрадей и дневников аккуратно вырезанные надписи из обёрток «Сникерса», «Марса» и других шоколадок при помощи клея БФ-6.

Каталог наклеек Куку Руку

В «Куку руку» детей ждала гарантированная наклейка, причём не простая, а с местом для надписи, что позволяло её наклеить, скажем, на обложку тетради и написать от руки «алгебра». Но гораздо чаще наклейками заклеивались кровати и секретеры, стёкла серванта и плитка на кухне, двери и холодильники в квартире, приборная панель папиной машины, школьные доски и парты!

Сам производитель постоянно мотивировал детей, выпуская специальные каталоги, заполнив которые, можно было стать счастливым обладателем футболки, бейсболки или даже футбольного мяча! Фишка была в том, что картинки постоянно повторялись, и чтобы собрать даже двадцать разных наклеек, нужно было истратить немалую сумму денег, часто превышавшую стоимость футболки, бейсболки и мяча вместе взятых! Ещё реже встречался так называемый «призовой вкладыш» (постоянно ходили слухи о мифических друзьях-друзей, которым его посчастливилось вытащить), за который сразу давали приз. Регулярно, в эфире центральных каналов проводилось розыгрыши, что неизменно форсировало спрос. Победитель получал главный приз – поездку в Грецию!

Когда розыгрыши стали проводиться на регулярной основе, реклама тоже поменяла свой текст:

Куку руку уже с нами
Путешествует по свету.
Самый вкусный и приятный,
Cъешьте сами убедитесь!

Уверенная в своей победе школота не терялась и, притаскивала свои каталоги в школу, обмениваясь наклейками с друзьями, что позволяло заполнить каталог гораздо быстрее и способствовало развитию социальных навыков. Затем, собранный с таким трудом каталог, отсылался в Москву.

Каталог наклеек Куку Руку

До последнего времени я так и не был уверен, победил ли хоть кто-нибудь, или каталоги бесследно исчезали в недрах далёкого абонентского ящика. Но недавно мне написал тот самый счастливец, семья которого действительно выиграла путешествие в Афины. Всего таких семей было 45. Вместе с творческой группой передачи «Пока все дома» и ее ведущим Тимуром Кизяковым они провели целых пять дней в Греции в роскошном 3-звёздочном отеле Calamos Beach и даже побывали на экскурсии в Афинах!

Фольклор

Как это часто бывает, став всероссийским явлением, «Куку руку» вызвала всплеск народного творчества. Ироничные дети многократно интерпретировали рекламную песенку, выдумывая множество смешных пародий, которые кочевали из школы в школу. Большая часть из них была, конечно, неприличной. Почти во всех рифмовалось слова «рука». Вот лишь несколько примеров:

  • Смесь резины и бамбука это чудо Куку рука!
  • Сунул грека в реку руку и нашёл там Куку руку
  • Куку руку, это гадость, худшая из всех на свете. Отберите, папа с мамой кукуруку поскорее!
  • Если хочешь Куку руку - откуси у друга руку
  • Съешьте дети Куку руку, или вам отрежут руку
  • Кукуруку дайте руку, или он расскажет трупу
  • А за что убили Кука? - За то, что хавал Куку руку!
  • Из школьного КВН: «каждый японский самурай должен быть готов сделать себе Куку руку»

И даже скороговорка: «Укурок курил кукуруку кукарекая».

Пошлые показать

«Куку Руку вафла чудна» или почему вырвало Леха Валенсу

Помимо России, этот же рекламный ролик крутили в Польше, Болгарии и других постсоветских странах.

По необъяснимым причинам, в Болгарии эта реклама тоже подверглась тоннам стёба! Вот как звучит оригинальный текст болгарской рекламы:

Куку руку вафла чудна
Пълна с течен шоколад
Сладка хрупкава и вкусна,
Тя навсякъде е с нас.

А вот переделка:

Куку Руку вафла чудна
Пълна с течен динамит
Лапнеш, гръмнеш изненада
И оставаш без зъби!

(Перевод: «Куку руку чудесная вафля, полная жидкого динамита! Укусишь, выстрелит сюрприз и останешься без зубов»)

А вот уже польский текст:

Kukuruku to jest nowe
Cudo z masy kakaowej
Ten najlepszy smak na ziemi
Może zmieścić się w kieszeni

Kukuruku jest chrupiace
W szkole w lesi i na łące
Kukuruku smaczne tanie
Kukuruku powiedz mamie

(«Куку руку — новое чудо из какао. Лучший вкус на земле — может поместиться в кармане. Куку руку — хрустим в школе, в лесу и на лугу. Вкусная и дешёвая, расскажи об этом маме!») Чтя древние традиции славянских похабных частушек, не остались в стороне и поляки, внеся свой вклад в «Кукурукиаду»:

Kuku ruku jest smierdzace w szkole w lesie i sedesie

(«Куку руку воняет в школе, в лесу и в туалете»).

Kukuruku jest śmierdzące i kosztuje dwa tysiące. Lech Wałęsa raz spróbował i od razu zwymiotował

«Куку руку воняет и стоит две тыщи. Лех Валенса как попробовал — и его сразу вырвало».

В наши дни

«Жевательная резинка вашего детства снова в моде»
(мем из теле-сериала «Твин-Пикс»)

Ностальгия по 90-м

В конце 90-х греческие вафельки покинули российский рынок, где из-за страшного кризиса спрос на них упал ниже плинтуса. Как ни странно, это обстоятельство играет им сегодня на руку. Любой маркетолог хорошо знает, что в каждом взрослом живёт ребёнок, который любит делать то, что он любил в детстве. Многолетнее отсутствие продукта в нашей стране делает его «тем самым», что позволяет спекулянтам заламывать цену до заоблачных высот.

На непаханой ниве ностальгии по «лихим 90-м», в интернет-магазинах всё чаще всплывают товары, которые продавались в России лет этак 20 назад, но, не выдержав конкуренции, вынуждены были с нашего рынка уйти. Под девизом «Вспомни вкус детства!» вернулись «Доктор Пеппер», «Тупла», «Виспа», Ванильная кола и конечно же «Куку руку». Ещё недавно одна вафелька стоила ни много ни мало 229 рублей, в расчёте на то, что ради приятных воспоминаний человек способен купить и не такое. И, что характерно, покупали!

Но благодаря X5 Retail Group, вафли Куку-руку вновь появились в свободной продаже по цене всего 19 рублей, что должно несколько охладить пыл спекулянтов от ностальгии!

Ассортимент

На сегодняшний день компания Bingo выпускает до 10 тысяч тонн готовой продукции в год, специализируясь на производстве и упаковке «снеков». Среди ее лучших брендов – «Serenata», «Amaretti», круассаны «Champion» и всё те же вафли «Куку руку». Дизайн 90-х в Греции давно уже остался в прошлом, и на вкладышах тамошних вафель современные кино и мультяшные герои, но на российских вафлях всё та же ностальгическая упаковка!

В следующей главе мы развернём упаковку вафель «Куку руку», подробно разберём их состав и узнаем, насколько они полезны, оставайтесь с нами!

Ссылки

  • Официальный сайт фирмы Bingo (греческая и английская версии)
  • Больше по теме...

    Если вам понравилась статья «Куку-Руку», вам могут понравиться:

    Ещё больше статей!

    Не уходите, у нас для вас есть ещё много интересного!