Вверх

2016-01-28 19:20:35

Дмитрий Семенидо

Juke Box – легендарные музыкальные автоматы!

Juke Box

Стильные и красивые автоматы Juke Box – яркая примета эпохи рок-н-ролла! В 40-60-е годы их можно было встретить в каждом первом американском баре, ресторане или клубе. С помощью кнопок на панели управления, посетитель выбирал понравившуюся песню, которая воспроизводилась автоматом за монетку. Джук-боксы считаются важной составляющей музыкальной культуры XX века, и поэтому о них стоит сказать особо!

Джук боксы и джук джойнты


Основная статья: Джук-Джойнты
Juke Joint Dancing

Слово «джук» проникло в Америку во второй половине XIX веке, когда после Гражданской войны, в дельту реки Миссисипи для освоения хлопковых плантаций стали переселяться чернокожие рабочие. Строгие законы Джима Кроу, бытовавшие в южных штатах, не позволяли афроамериканцам развлекаться вместе с белыми, в результате, в местных посёлках стали открываться «чёрные» заведения, как правило, нищие лачуги, работающие только по выходным. Имя им было джук-джойнты!

Редких белых посетителей приводили в ужас теснота и грязь, царившие в джуках. Juke Joint Вместо традиционного американского виски, в них зачастую был простой самогон, а народные танцы чернокожих имели более чем фривольный вид! Название тоже было под стать, ведь на диалекте галла, на котором говорили выходцы с Ямайки, «juke-joint» означало «дом бардака». С годами слово «juke» утратило свой первоначально негативный смысл. Музыкантов, игравших в джук-джойнтах стали называть «джук-бэндами», а музыкальные автоматы, которые пришли им на смену – «джук-боксами».

Впрочем, в повседневный обиход это название вошло далеко не сразу. В северных штатах, где не были знакомы с южным сленгом, оно проникло только в 1940-е годы.

История джук боксов

Полифон

Классический джук-бокс проигрывал виниловые пластинки, однако ещё задолго до изобретения граммофонов, уже существовали музыкальные автоматы, работавшие от монетки! По-сути, это были большие музыкальные шкатулки, мелодию в которых рождал вращающийся цилиндр с иголками и дырочками. Поскольку первыми музыкальными механизмами были настенные часы с боем, долгое время музыкальные устройства считались ремеслом часовщиков.

В конце XIX века получили распространение так называемые Полифоны, в которых вместо цилиндров были сменные металлические диски с отверстиями, позволявшие менять мелодию без замены всего автомата.Некоторые устройства, такие как Оркестрион (или Оркестрина), сочетали в себе несколько инструментов сразу. Оркестрион Музыкальные автоматы на базе дисков изготавливались в Англии, Италии и Америке, а также в Швейцарии, Пруссии и Австрии. Но, что очень характерно, именно американцы первыми додумались взимать за проигрывание мелодии плату!

На рубеже XIX-XX века Полифоны и Симфониумы ненадолго вытеснили самоиграющие механические пианино или пианолы (в западной литературе их часто называют Никелодеон), хорошо знакомые российскому зрителю по фильму Никиты Михалкова. Они были значительно громче и мелодичнее (особенно, когда были хорошо настроены). Механическое пианино Но эра музыкальных механизмов уже подходила к концу. На смену им пришли фонографы, которые не содержали в себе никаких инструментов, но позволяли воспроизводить не только мелодию, но и голос. Пионером звукозаписи принято считать Томаса Эдисона, чей фонограф стал предвестником граммофона и патефона. Кстати, в России фонограф появился почти сразу после его изобретения. Именно благодаря ему до нас дошли записи игры С. Танеева и А. Рубинштейна, голоса Толстого, Чайковского и других исторических личностей. В 1886-м году знаменитый изобретатель телефона Белл и его помощники создали графофон - разновиденость фонографа, в котором восковой цилиндр заменил оловянный. Графофон значительно превосходил по качеству машину Эдисона. Для массового производства была создана фирма «Коламбиа Графофон компания», которая в 1931-м году станет знаменитым медиа-концерном EMI.

Платный фонограф

В 1890-м году Луи Гласс и Уильям С. Арнольд запатентовали первый платный фонограф, который был оснащён «Монетным включателем» («Coin Actuated Attachment for Phonograph»). Вставленная в прорезь монетка позволяла слушателю повернуть рычаг, приводивший в действие механизм, помещавший стилус репродуктора в нужную канавку. Устройство оснащалось наушниками или большой медной трубой, которая служила одновременно усилителем и динамиком. Большинство таких проигрывателей позволяло воспроизвести только одну мелодию, однако в 1918-м году Хобарт Ниблэк запатентовал устройство, которое умело автоматически менять записи.

Граммофон

26 сентября 1877 года Эмиль Берлинер запатентовал граммофон, запись в котором проигрывалась с пластинок, первоначально цинковых. Качество и чёткость звука, по сравнению с фонографом, возросло в несколько раз. В начале XX века в Европе, Америке и России началось серийное производство граммофонов.

В 1907 году французская фирма Патэ представляет патефон – свой вариант граммофона, часто без громоздкой медной трубы. Труба у таких патефонов была встроенной и помещалась в корпус. В 1913-м году фирмой DECCA был предложен переносной патефон, помещавшийся в небольшой чемоданчик. Первоначально он предназначался для применения в полевых условиях британской армией, позднее рекламировался как незаменимый спутник на пикниках и гребле.

Патефон

В 1925-м году Berliner совместно с фирмой RCA предлагает электропатефон (позднее электрофон), оснащённый усилителем, электродвигателем и полноценной акустической системой. Он-то и стал основой первых джук-боксов!

Уже в 1927-м году компания National Automatic Music Co (позднее AMi) представила первый джук-бокс, приводимый в работу монеткой, который позволял выбирать записи. Устройство выбора металлического диска, первоначально использовавшееся в механических пианино, было успешно адапатировано для виниловых пластинок.

«Аудиофон»

Спустя год, Джастис Сибург, фирма которого ранее занималась механическими пианино, объединил электростатический громкоговоритель с электрофоном. Его «Аудиофон» включал в себя 8 отдельных вертушек и был очень громоздким. Его более поздняя модификация - «Селектофон» позволяла выбирать до 10 записей. Выбор осуществлялся позиционированием тонарма вверх и вниз. Устройство от AMi тоже было рассчитано на 10 пластинок, но за счёт того, что оно проигрывало их с обеих сторон, слушатель мог выбирать из 20 записей.

«Селектофон»

С улучшением качества записи и бурным развитием ламповой электроники, позволявшей усиливать звук, спрос на платные проигрыватели непрерывно нарастал, закономерно рождая всё большее предложение. К середине 40-х до 3/4 всех выпускаемых в Америке записей попадали в джук-боксы! Стоило появиться какой-нибудь хитовой новинке, как она немедленно оказывалась в музыкальных автоматах! Впрочем, как это ни странно, в джук-боксах была не только попса. Хотя их и считают приметой рок-н-ролльной эпохи (на некоторых автоматах даже было написано «Rock’N’Roll»), в них всегда можно было послушать и классические записи, а также оперу и джаз!

Популярный постер 50-х

Дизайн

Juke Box

Одной из причин популярности джук-боксов был их кичливый дизайн! Если ещё в 30-х музыкальные автоматы представляли собой полированные деревянные ящики, то в 40-е их стали облицовывать пластиком. Большие разноцветные кнопки, сияющие никелированные рычажки, мигающие лампочки цветомузыки, зеркала, картинки и надписи превращали автоматы из простых проигрывателей пластинок в настоящее украшение интерьера!

В военные годы, когда метал и пластик стали нужны для военной промышленности, музыкальные автоматы практически перестали производить. Заводы, где ещё вчера собирали джук-боксы, были отданы для военных нужд. Реклама джук-боксов военных лет Дошло до того, что автомат 1942-го года «Wurlitzer 950» принимал не монеты, а деревянные жетоны! Советские военные лётчики, которые проходили стажировку на Аляске и по вечерам заходили в местные бары, могли их там видеть.

Военной стала даже реклама - на постерах 40-х годов джук-боксы слушают солдаты и матросы, что, вероятно, стимулировало командование приобретать автоматы на военные базы. Трёхлетний дефицит музыкальных автоматов породил невероятный спрос, в результате, один из первых послевоенных автоматов «Wurlitzer 1015» (также известный как «1015 bubbler»), разработанный инженером Полом Фаллером, рассчитанный на 24 записи, стал бестселлером - менее чем за два года было распродано свыше 56000 штук! «Model A» от AMi

Благодаря столь широкому распространению, именно эта модель у многих до сих пор ассоциируется с классическим джук-боксом! Его конкурентами стали «Model A» от компании AMi, выпущенный в том же 1946-м году и серия «Magic Glow» от Rock-Ola.
Но это было только начало! Американские парни возвращались домой. Уставшие от военного лихолетья, они хотели развлекаться, и производство джук-боксов заработало с новой силой! Уже через три года модель M100A от Wurlitzer предлагала выбор из 100 записей!

В 1949-м году компания RCA разработала собственный формат пластинки с диаметром 175 мм и скоростью 45 об/мин. Стерео джук-бокс Он получил широкое распространение среди производителей джук-боксов; отныне все новые автоматы проигрывали только «сорокопятки»! С распространением стереозвука джук-боксы стали оснащаться большими стерео колонками для обеспечения слушателя более качественным звуком. Задолго до появления интернета и вэб-сайтов, на джук-боксы ставились «счётчики популярности», информировавшие хозяина заведения о том, какие записи пользуются наибольшим спросом, а какие устарели и нуждаются в замене. Одним словом, до тех пор, пока джук-боксы были в моде, в них продолжали применять все новейшие достижения электроники и электромеханики!

Джук-бокс серии «Continental» фирмы AMi

В 50-е годы популярной дизайн концепцией был знаменитый «автомобильный» стиль, где изогнутая хромированная панель напоминала автомобильный бампер, а проигрыватель находился за стеклом, напоминавшим ветровое.
В «космическую» эру 60-х джук-боксы и другие автоматы стилизовали под летающие тарелки и космические корабли. Ярким примером таких устройств была серия «Continental» фирмы AMi, в которой меню было оформлено в виде локатора!

Важным элементом послевоенных музыкальных автоматов стали так называемые «уолл-боксы» - выносные панели управления с множеством кнопок, включавшие в себя монетоприёмник и алфавитно-цифровую клавиатуру для поиска песни и исполнителя. Они располагались автономно от автомата – на стене заведения, барной стойке или даже на столиках кафе, играя роль пульта дистанционного управления. Заказать любимую песню теперь можно было, не вставая из-за стола, да и монетки с нескольких пультов собирались намного «веселее», чем с одного! Одним из популярных уолл-боксов было устройство «Seeburg 3W1» всё той же фирмы Сибурга. Некоторые уолл-боксы совмещались со стильными часами, украшавшими интерьер; как обычно, не обошлось без рекламы Кока-колы - довольно распространены были красные уолл-боксы с логотипом этого шипучего напитка! Подобные уолл-боксы до сих пор можно встретить в американских ресторанчиках, стилизованных под 50-е вроде «Johnny Rockets».

Уолл-бокс

Производители

Самыми известными изготовителями джук-боксов были: Wurlitzer (в бизнесе с 1890-х), AMi (с 1909 года), Seeburg (с 1920-х) и конечно же Rock-Ola (с 1930-х). Нажмите на логотип, чтобы прочитать историю производителя.

Видео архив

Показать / Скрыть

Звёзды и модели

Многие дошедшие до нас музыкальные автоматы до сих пор находятся в исправном состоянии и, несмотря на свою сложность, продолжают работать, работать и работать – отличный пример для подражания современным цифровым устройствам китайской сборки!

Некоторые, наиболее редкие экземпляры оцениваются в довольно круглые суммы.

К примеру:

  • Rock-Ola President – известен только один сохранившийся экземпляр. Стоит порядка 150000$
  • Gables Kuro – несмотря на то, что проигрывает только 5 записей, стоит 125000$ – невероятно редкая модель, в настоящее время оценивается в 40000 долларов
  • Wurlitzer 950 – проигрывает 75-90 записей, оценивается в 35000$
  • Rock-Ola Premier – проигрывает 15 записей и стоит 20000$

Некоторые модели джук-боксов стали частью массовой американской культуры благодаря тому, что засветились в популярном американском ситкоме «Счастливые дни»:

  • Seeburg M100C (1952 г.) – снимался в 1-10 сезоне фильма. Это был очень красивый джук-бокс с хромированными стеклянными трубками, зеркалами на дисплее, вращающейся анимацией на пилястрах
  • Rock-Ola 1422 (1947 г.) – ещё более красивый автомат, участвовал в съёмках 11-го сезона «Счастливых дней»
  • Rock-Ola 434 Concerto (1967 г.) – также снимался в «Счастливых днях». Подобно Seeburg M100C проигрывал до 50 пластинок со скоростью 45 об/мин, но управлялся горизонтальным механизмом

Джук боксы в наши дни

Джук-бокс 70-х

Несмотря на то, что технологии позволяли наращивать всё больше записей, спрос на джук-боксы в 70-е сильно упал. Молодёжь зависала теперь не в барах, а в диско-клубах, где пластинки ставили живые ди-джеи. Бездушные машины были почти никому не нужны.

Их производство продолжалось, но они были уже не те: вся лицевая поверхность была отдана под внушительный каталог песен, а украшения были сведены к нулю, что делало автоматы менее яркими и привлекательными. С окончанием пластиночной эры и появлением дешёвых плееров, у посетителей баров почти не осталось стимула бросать монетки в джук-бокс. Громоздкие машины пылились в углу, беспомощно мигая лампочками, позабытые своими поклонниками.

Но, несмотря на то, что общество ушло от пластиночной романтики 50-х далеко вперёд, стильная концепция джук-бокса неоднократно переживала повторные рождения. В 1978-м году в Великобритании была основана фирма Sound Leisure, которая специализировалась на «ностальгических» джук-боксах, внешне повторявших легендарные красочные автоматы фирм Wurlitzer, AMi и Seeburg. Да и сами брэнды, выкупленные сторонними фирмами, продолжали выпускать уже современные джук-боксы, стилизованные под своих знаменитых предшественников 40-60-х годов.

В конце 80-х появились джук-боксы на CD-дисках (первые уже в 1988-м году), а потом и на MP3 и DVD. Новейшие джук-боксы подключены к сети Интернет и позволяют проигрывать музыку из практически бесконечной интернет-сокровищницы!

Современные CD-джукбоксы Rock-Ola

Благодарим за фото Кэтрин Хэрат, Ист Пеория, Иллиноис, США

Джук-боксы в кино

Показать / Скрыть

Интересные факты

  • Самый первый в истории музыкальный автомат был сконструирован в IX веке в Багдаде братьями Бану Муса, описанный ими в своей книге хитроумных устройств. Он представлял собой орган с гидроприводом. Сменные цилиндры позволяли менять мелодию.
  • В джук-боксах никогда не было рекламы!
  • В 1995 году Почтовая Служба США выпустила памятные 25-центовые марки, посвящённые джук-боксам
  • Сразу несколько британских лейблов носят название, связанное с джук-боксом: Devils Jukebox Records, Jukebox Jam Series, Jukebox In The Sky

Джук-бокс в массовой культуре

Ссылки

  • Крупнейший ресурс, посвящённый истории джук-боксов
  • Информация о джук-боксе Gabel Kuro
  • История фирмы Seeburg
  • Обзор «Селектофона» фирмы Seeburg
  • Фотоподборка джук-боксов фирмы Seeburg
  • Британский магазин джук-боксов
  • Эстетика джук-бокса (англ.)
  • Большой каталог джук-боксов (нем.)
  • Полный каталог AMi
  • Полный каталог Rock-Ola
  • Полный каталог Seeburg
  • Полный каталог Wurlitzer
  • Больше по теме...

    Если вам понравилась статья «Juke Box», вам могут понравиться: